Градусник тональностей: одно интересное наблюдение - OXFORDST.RU

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Градусник тональностей – помощник музыканту!

Градусник тональностей – это наглядная схема для работы со всеми тридцатью музыкальными тональностями. Тональности разделяются на две группы, одни – жаркие, горячие, соответствуют плюсовой шкале градусника; другие – наоборот, холодные, их можно условно привязать к минусовой шкале.

Горячими считаются диезные тональности, причём, чем больше диезов в тональности, тем жарче «температура» на градуснике, тем более высокую ступень она занимает на шкале. Холодными будут, естественно, низкие, бемольные тональности, и, чем больше бемолей, тем ниже будет «температура», и тем ниже нужно искать тональность на шкале.

В центре градусника располагаются и как бы соответствуют «нулю» две тональности без знаков (в них «ноль» знаков) – До мажор и параллельный ей ля минор. Всё логично, естественно и привычно. В чём-то вся эта схема подобна квинтовому кругу, только раскрытому, в котором диезная и бемольная ветви выпрямлены и привязаны к столбику.

Кто придумал градусник тональностей?

Градусник тональностей изобрёл известный композитор и преподаватель Валерий Давыдович Подвала. С его изобретением можно встретиться в учебниках для детей «Давайте сочинять музыку».

С помощью градусника композитор подсказывает ребятам, начавшим заниматься музыкой, самые быстрые и верные способы поиска субдоминант, доминант, родственных тональностей и ещё много других вещей. Градусник тональностей очень понравился музыкантам, и о нём узнали очень много людей.

На красочном градуснике В. Подвалы мы видим, что мажорные тональности занимают красную половинку шкалы, а минорные – синюю. В середине находятся тональности До мажор с ля минором, выше их – все диезные строи, а ниже – бемольные. Числа говорят о том, сколько в той или иной тональности знаков.

Для того чтобы назвать знаки точно, придётся вспомнить порядок диезов (фа, до, соль, ре, ля, ми, си) и порядок бемолей (си, ми, ля, ре, соль, до, фа), поскольку градусник указывает только на количество диезов и бемолей, но не называет их. Мы самостоятельно должны выбрать нужные.

Усовершенствованный градусник тональностей

Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.

На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).

Для того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.

Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.

Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.

Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ .

Как ещё можно использовать градусник тональностей?

Как известно, запомнить ключевые знаки в тональностях можно и без градусника, например по «мажорным правилам». «Мажорными правилами» мы тут назвали правила для быстрого нахождения знаков в мажорных тональностях. Напомним их вам:

  1. в диезных тональностях последний диез на ступеньку ниже, чем тоника;
  2. в бемольных тональностях тоника прячется за последним бемолем (то есть равна предпоследнему бемолю).

Кроме того, все тональности со временем и даже очень быстро запоминаются, что необходимость куда-то подсматривать просто отпадаем. Так как же можно применить градусник тональностей?

Во-первых, очень удобно смотреть по нему разницу в знаках. Берём две тональности, подсчитываем, на сколько градусов они различаются, и получаем ответ. Например, тональности Ре мажор и Фа мажор различаются на три знака. А тональности До бемоль мажор и До-диез мажор – на 14 знаков.

Во-вторых, по градуснику можно легко найти главные ступени – субдоминанту (так называется IV ступень в ладу) и доминанту (так называется V ступень). Доминанта будет находиться на градус выше от тоники, а субдоминанта – на градус ниже. Например: для До мажора (тоника До) доминантой будет звук «соль» и доминантовой тональностью будет Соль мажор, а субдоминантой будет звук «фа», субдоминантовой тональностью – Фа мажор.

В-третьих, градусник позволяет быстро находить основные родственные тональности. Тональностей первой степени родства всего шесть (об этом мы ещё будем говорить подробно чуть позже), и пять из них можно определить почти мгновенно! Как? Одна родственная тональность находится на той же ступени градусника, что и та, у которой мы ищем «родственников», ещё две – на градус выше, и ещё две – на градус ниже. Шестую «засекреченную» тональность по градуснику искать неудобно (этому мы научим вам позже).

Например, найдём пять родственных тональностей для ми минора. Это будут: Соль мажор (на той же уровне «температуры»), Ре мажор и си минор (на градус выше), До мажор и ля минор (на градус ниже). Шестой тональностью будет Си мажор (как искать, пока не говорим).

Или ещё пример: поищем ближайших «родственников» для Ми-бемоль мажора. Это будут: до минор (в той же клеточке), Си-бемоль мажор и соль минор (выше), а также Ля-бемоль мажор и фа минор (ниже). Шестой тональностью здесь является ля-бемоль минор (куда занесло-то).

Таким образом, применение у нашего градусника может быть довольно широким. Если же вам известны ещё какие-то иные способы работы с такой схемой, то, пожалуйста, отпишитесь об этом в комментариях к данной статье. А также задавайте свои вопросы, если они у вас появились.

А теперь давайте сделаем музыкальную паузу. Предлагаем вам послушать замечательную музыку великого Людвига ван Бетховена. Для вас прозвучит соната для скрипки и фортепиано № 5 под названием «Весенняя»

Бетховен — Соната № 5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано

Градусник тональностей: одно интересное наблюдение…

Знаком ли вам так называемый «градусник тональностей»? Прикольное название, правда? Не пугайтесь, градусником тональностей музыканты называют одну интересную схему, аналогичную схеме кварто-квинтового круга.

Суть этой схемы в том, что каждая тональность занимает определённую отметку на шкале в зависимости от числа ключевых знаков в ней. Например, в соль мажоре один диез, в ре мажоре – их два, в ля мажоре – три и т.д. Соответственно, чем больше диезов в тональности, тем «жарче» её «температура», и тем более высокое положение она занимает на шкале «градусника».

А вот бемольные тональности сравнивают с «минусовой температурой», поэтому в случае с бемолями всё наоборот: чем больше бемолей в тональности, тем она «холоднее» и тем ниже её положение на шкале градусника тональностей.

Градусник тональностей – и забавно, и наглядно!

Как видно из схемы, тональности с наибольшим числом ключевых знаков – это до-диез мажор с параллельным ей ля-диез минором и до-бемоль мажор с параллельным ей ля-бемоль миноре. В них по семь диезов и семь бемолей. На градуснике они занимают крайние положения на шкале: до-диез мажор – самая «жаркая» тональность, а до-бемоль мажор – самая «холодная».

Тональности, в которых ключевых знаков нет – а это до мажор и ля минор, ассоциируются с нулевым показателем шкалы градусника: в них ноль диезов и ноль бемолей.

Для всех остальных тональностей, взглянув на наш градусник, легко можно установить число знаков при ключе. При этом чем выше находится тональность на шкале, тем она «жарче» и «диезнее», и, наоборот, чем ниже тональность располагается на шкале, тем она «холоднее» и «бемольнее».

Для большей наглядности я решил сделать шкалу градусника цветной. Все диезные тональности помещены в кружочки красноватого оттенка: чем больше знаков в тональности, тем насыщеннее цвет – от едва уловимого розоватого до тёмно-вишнёвого. Все бемольные тональности – в кружочках с синим оттенком: чем больше бемоле, тем темнее становится оттенок синего – от бледно-голубого до тёмно-синего.

В центре, как вы уже догадались, бирюзовым цветом выделен кружочек для нейтральный строёв – до мажора и ля минора – тональностей, в которых нет никаких знаков при ключе.

Практическое применение градусника тональностей.

Для чего нужен градусник тональностей? Ну в таком виде, в каком я его вам представил, он может стать и небольшой удобной шпаргалкой для ориентирования в ключевых знаках, и наглядной схемой, которая поможет вам все эти тональности усвоить и запомнить.

Но истинное предназначение градусника, на самом деле, заключается в другом! Он задуман для того, чтобы легко просчитывать разницу количества ключевых знаков двух различных тональностей. Например, между си мажором и соль мажором – разница в четыре диеза. Ля мажор отличается от фа мажора также на четыре знака. Но, как же так. Ведь в ля мажоре три диеза, а в фа мажоре всего один бемоль, откуда взялись эти четыре знака?

Читайте также  Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Ответ на этот вопрос даёт наш градусник тональностей: ля мажор находится в «плюсовой» части шкалы среди диезных тональностей, до «нулевого» до мажора – как раз три знака; фа мажор занимает первое деление «минусовой» шкалы, то есть находится среди бемольных тональностей, от до мажора до него – один бемоль; 3+1=4 – всё просто…

Любопытно, что разница между самыми далёкими по градуснику тональностями (до-диез мажором и до-бемоль мажором) составляет целых 14 знаков: 7 диезов + 7 бемолей.

Как находить ключевые знаки одноимённой тональности с помощью градусника тональностей?

Это-то есть обещанное интересное наблюдение над этим градусником. Дело в том, что одноимённые тональности различаются на три знака. Напоминаю, что одноимённые тональности – это те, у которых одна и т а же тоника, но противоположное ладовое наклонение (ну, к примеру, фа мажор и фа минор, или ми мажор и ми минор и т.д.).

Так вот, в одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.

Например, если мы знаем, сколько знаков в ре мажоре (а в нём два диеза – фа и до), то легко можем вычислить знаки в ре миноре. Для этого спускаемся на три деления градусника ниже, и получаем один бемоль (ну а раз бемоль один, то это уж непременно будет си бемоль). Вот так!

Небольшое послесловие…

Если честно, я никогда сам не пользовался градусником тональностей, хотя и знаю о существовании такой схемы уже 7-8 лет. И вот, лишь несколько дней назад, меня снова этот самый градусник сильно заинтересовал. Интерес к нему пробудился в связи с вопросом, который прислала мне на почту одна из читательниц. За что ей огромное спасибо!

Ещё хотел сказать, что у градусника тональностей есть «изобретатель», то есть автор. Вот только имени его я вспомнить пока не смог. Как найду – обязательно сообщу! Всё! Пока!

Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».

Ольга Чичерина
Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».

Модульная цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в Наурандии»

«Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». «Термометр»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о температуре.

Задачи:

— Дать детям понятие «термометр», показать его значение;

— Познакомить детей с работой термометра, видами;

— Учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.

— Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир;

— Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

Обогатить знания детей о роли температуры в жизни человека, животных, растений.

Материал: термометры разных видов, цифровой модуль «Температура»

Предварительная работа:

Проводилась беседа по теме «Одеваемся по погоде»

Ход НОД.

Ребята, как вы думаете, почему магнит притягивается к холодильнику? Почему тает мороженное? Где живёт электрический ток? Откуда берётся свет? Что такое звук? …

— Эти вопросы, порой, заставляют задуматься даже взрослых… А хотите сами получить ответы на эти и многие другие вопросы и том как работает термометр, посмотреть чудеса магнитного поля и т. д?

-Тогда, я приглашаю вас в путешествие по «Лаборатории интересных открытий». А кто знает, что такое лаборатория?.

— Лаборатория – это такое помещение, в котором работают ученые. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал и вносят в компьютер.

— Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

— Итак, я приглашаю вас в Лабораторию интересных открытий!

Надеваем фартуки и превращаемся в ученых!

— В нашей лаборатории мы с вами будем знакомиться с электричеством, температурой, кислотностью и магнитным полем. А помогут нам в изучении электронные модули разных цветов (показ модулей).

— Но как же мы с вами сможем проводить опыты и эксперименты, мы же никогда не были в лаборатории.? Поможет нам мальчик Наураша – маленький учёный, исследователь. Он живёт в стране Наурандии. Давайте с ним познакомимся.

Итак, первый модуль, с которым мы с вами начнем знакомиться – это модуль ТЕМПЕРАТУРА.

— Ребята, из наблюдений за неживой природой вы знаете, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят тепло, холодно, жарко, имеют в виду температуру воздуха.

— Что же такое температура? … ответы детей)

— Температура – это мера нагретости тела.

— А кто знает – чем измеряют температуру? (ответы детей). Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.

Воспитатель: Что же такое термометр? (показ и объяснение).

— Посмотрите, ребята, у меня в руках термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. Деления от 0 и выше показывают тепло и окрашены в красный цвет, а деления от 0 и ниже показывают очень низкую температуру, её мы отмечаем со знаком «-». При таких температурах замерзает вода.

— Термометры бывают разные и каждый термометр используется по назначению и сейчас мы с вами познакомимся с каждым из них.

Показ разных термометров и объяснение их применения.

— Ребята, перед тем, как выйти на улицу, нужно одеться по погоде… А как узнать погоду не выходя на улицу?

— Нужно узнать температуру.

Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается по трубочке на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.

Этот термометр нужен для измерения температуры воздуха на улице – там есть деления от очень холодной температуры до очень жаркой. В комнате тоже нужно измерять температуру, но в комнате всегда теплее чем на улице поэтому показатели температуры всегда будут на красных делениях.

— Найдите в компьютерной сцене термометр. Обратите внимание, что столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше – красным. Запомните, ребята, синий цвет-холодно, красный –тепло.

— Посмотрите, ребята, это термометр для измерения температуры воды — водный. Как вы думаете, почему на нём деления только больше 0 и нет делений ниже 0?

— Верно, если температура воды будет ниже 0 градусов, то вода тут же замерзнет и превратится в лёд. Такой термометр пригодится для измерения температуры воды, например, в ванночке для купания маленьких детей. У кого есть маленькие братик или сестричка наверняка видели, как мама сначала по термометру определяет температуру воды, а затем кладёт в неё малыша…

— А это термомерт для измерения температуры тела человека. Мы называем его – «градусник». Потрогайте руки и ладошки друг друга. Какие они?

— Тело человека всегда должно быть тёплым. Если человек замёрз или у него жар (он становится очень горячим) это очень плохо… Нормальная температура человека – 36.6 градусов. Деления на градуснике начинаются с отметки в 35 градусов, если температура опустится ниже, человек может умереть. И заканчиваются деление в 42 градуса. Если температура поднялась до 40 градусов нужно срочно вызывать скорую помощь и снижать температуру.

— Это тоже термометр для измерения температуры тела человека. Но он уже электронный. Здесь нет шкалы с делениями, а температура сразу показывается на дисплее. Но всё равно, она не может быть ниже 35 градусов и быть более 40 градусов – это опасно для человека! Поэтому необходимо всегда следить за ней… Когда вы заболеваете, ваши мамы сразу начинают мерить вам температуру – она важный показатель состояния здоровья вашего организма!

А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали Выпрямиться.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.

Практическая часть.

— Молодцы, ребята! А теперь давайте вернёмся к нашим термометрам. Скажите для чего они нужны?

— Для измерения температуры.

— Температуру чего можно измерить?

— Температуру воздуха на улице, в помещении, температуру воды и температуру тела человека.

— Верно. Покажите пожалуйста уличный термометр, водный, «градусник».

Читайте также  Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

— Я сейчас раздам каждому из вас, модель термометра. У него есть шкала с делениями, а трубочка с жидкостью заменена на ниточку красного и синего цвета. Попробуйте на нём показать температуру + 20 градусов. Как вы думаете, это тепло, холодно или жарко? В какое время года бывает такая температура?

— Покажите температуру – 10 градусов.

— Покажите нормальную температуру тела человека.

— В нашей научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На конце провода — «усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результаты измерения нам покажет на экране компьютора мальчик Наураша. С его помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.

Опытно-экспериментальная часть

1) Измерить температуру воздуха в комнате при помощи электронного датчика.

Необходимо, чтобы датчик свободно лежал на столе. Можно дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты.

2) Измерить температуру воздуха на улице за окном.

Можно предложить детям сравнить температуру воздуха на подоконнике и на улице. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару).

3) Измерить температуру своего тела.

Необходимо объяснить детям правила гигиены и после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью.

ИТОГ.

— Закончилось наше первое путешествие по лаборатории интересных исследований. Вам понравилось путешествие?

С каким прибором мы сегодня с вами знакомились? (термометр, датчик «божья коровка»)

— Зачем нужен термометр? (для измерения температуры)

— Почему важно знать, и уметь мерить температуру? (правильно одеваться, не обжечься, вовремя лечиться….)

— Какие виды термометров вы запомнили?

Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований (Подняли руки.) Тогда, мы обязательно еще там побываем, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Снимайте фартуки. Спасибо за занятие!

«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls» Доклад на тему: «Научно — дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Термометр» Цель: Формировать представления о предметах ближайшего окружения Задачи : Познавательное развитие: познакомить детей с термометром;.

Конспект ООД «Путешествие в научную лабораторию» Путешествие в научную лабораторию» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория интересных открытий «Умка» Цели: – углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять,.

Конспект ОС по практическому экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в лабораторию» Конспект ОС по практическому экспериментированию. Участники: дети подготовительной группы Область: «Познание» Место проведения: групповая.

Конспект открытой НОД по социализации, безопасности и здоровью «Экскурсия в лабораторию» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи: • Закрепить знания об органах.

Конспект занятия в подготовительной группе по валеологии «Лаборатория исследований человеческого тела. Лёгкие» Конспект занятия в подготовительной группе по валеологии. Лаборатория исследований человеческого тела. (Легкие). «Цель: • Дать детям.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в магнитную лабораторию» «Путешествие в магнитную лабораторию» Конспект-презентация НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе. Цель:.

Сундучок интересных идей «Готовимся к пасхе». Часть 1 Хочется поделиться с Вами интересным и в тоже время простым и всем нам знакомым материалом. Вот такие сундучки интересных идей на различные.

Занятие в старшей группе «Путешествие в лабораторию Зимушки-Зимы» Занятие в старшей группе «Путешествие в лабораторию зимушки-зимы» Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о зиме,.

Интересные факты о термометре

Один из краеугольных камней литературной фантастики — роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В дословном переводе: «Фаренгейт, 451: Температура, при которой возгорается бумага». И это ошибка. Недолгое расследование — и выясняется: бумага, изготовленная из вискозы (книжная) воспламеняется при температуре 450 градусов… Цельсия. Писатель перепутал температурные шкалы.

В октябре 2012 года в Лондоне на аукцион был выставлен самый дорогой в мире градусник: из меди, с тонкой стеклянной колбой и запечатанной внутри нее ртутью, с нанесенными чуть ли не от руки делениями. На обратной стороне градусника — пометка, кому он принадлежал. Звали этого человека Даниэль Габриэль Фаренгейт. Градусник был сделан им в 1718 году. Стартовая цена аукциона — 7 тысяч.

Цельсий впервые ввел в измерение температуры термометр с десятичной шкалой. Вот только сделал это таким образом, что на нуле у него была температура кипения воды, а на отметке «100» — начало таяния льда. Эту точку знаменитому шведскому врачу и ботанику Карлу Линнею привычнее было отмечать нулем. Он посоветовал перевернуть шкалу изобретения своего соотечественника. Как выясняется теперь — с головы на ноги.

Когда Фаренгейт разрабатывал шкалу для своего термометра, он решил взять за 100 градусов температуру человеческого тела. Эталон температуры нашелся тут же — им стала жена Фаренгейта. Случилось так, что в этот день она приболела и температурила. Вот так и получилось, что +38 по Цельсию — это +100 по Фаренгейту.

В Москве лучше всего обращаться в COPPER COAT, только там предлагают быстрое меднение железа. Честные игры на деньги: рубли, гривны и доллары — играть в лицензию. Джойказино официальный сайт

Почему на медицинских градусниках крайней отметкой на шкале является +42 по Цельсию? Очень просто. При этой температуре белок человеческой крови начинает сворачиваться, а в мозге нарастает нарушение обмена веществ. Как говорят медэксперты, идут процессы, несовместимые с дальнейшей жизнью.

В США и англоязычных странах температуру меряют, держа градусник во рту. Такой метод измерения считается более точным и надежным, чем в подмышечной впадине. Но если говорить о максимальной точности — придется измерять температуру тела в прямой кишке. Получится значение температуры, наиболее близкое к температуре внутренних органов.

Приспособление, похожее на термометр, описал в своих трудах древнегреческий механик Герон Александрийский. Правда, он предлагал использовать расширение воды при нагревании для подъема тяжестей. Изучив его труды, итальянец Галилео Галилей в 1597 году изобрел термоскоп, весьма близкий по функции к современным медицинским градусникам.

Может ли термометр заменить большой палец человеческой руки? Может! И заменял. Пивоварам. Пока не изобрели соответствующие приборы, они определяли правильную температуру готовящегося пива опусканием в него большого пальца. Это было очень важно для своевременного добавления дрожжей. Именно с тех времен и пошло выражение «правило большого пальца».

Температурная шкала Цельсия к последней четверти XX века вытеснила почти по всему миру устаревшую шкалу Фаренгейта. Кроме Северной Америки — США и Канады.

Абсолютный ноль — температура, при которой тепловая энергия уже не может быть извлечена из вещества. По Цельсию это -273,15 градусов. По Кельвину — 0. Его температурная шкала используется преимущественно в теоретической и экспериментальной физике.

Термометры — интересные факты

Нашу жизнь трудно представить без термометров. Они помогают определить температуру тела, если человек болен, узнать, что надеть на улицу, помогают узнать температуру воды, в правильном ли температурном режиме находится холодильник, чтобы продукты не испортились, термометр помогает приготовить вкусную еду в духовке, его используют в различных сферах производстве и различных научных сферах. Представляем интересные факты о термометрах.

История создания первых термометров

Галилео Галилей считается первым изобретателем термометра. Водяной термометр, который он создал в 1597 года, был функционально схожий с современными термометрами. Итальянский физик использовал труды греческого математика Герона Александрийского, который создал прибор, позволяющий поднимать воду благодаря нагреву. Термометр Галилея, так же имеющий название термоскоп, представлял собой припаянные между собой стеклянную трубку и полый небольшой стеклянный шарик. При опускании кончика трубки в воду, нагреву шарика и последующего охлаждения воздуха в оном, вода поднималась в трубке. Это объясняется тем, что давление внутри сферы уменьшалось. Когда же температура окружающей среду увеличивалась и давление в шарике тоже, вода опускалась вниз по трубке. Данное изобретение не имело шкал, поэтому было невозможно определить температуру воздуха, можно было определить только опустилась или повысилась она. Однако, в 1657 году на него смогли нанести шкалу, а также откачать воздух, что повлияло не только на удобство, но и на точность прибора.

Такие ученые, как Бэкон, Санторио, Фладд и многие другие так же создавали воздушные термометры. Приборы представляли собой трубку и сосуд, который содержал воздух и был отделен столбиком воды. А в 1703 году французский ученый Гийом Амонтон усовершенствовал воздушные термометры, изменив принцип — измерял он не расширение воздуха, а упругость.

Работы и открытия Фаренгейта и Цельсия

Немецкий физик Дэниел Габриель Фаренгейт — создатель термометров на ртутной основе. Так же ученый придал термометру современную форму и создал шкалу в 1724 году, впоследствии которую назвали «температурной шкалой Фаренгейта». Термометры Фаренгейта изначально заполнялись спиртом и были точны в исполнении. При разработке шкалы он решил, что за 96 градусов тепла следует брать температуру человеческого тела. Эталон нашелся быстро — им стала жена Фаренгейта. Ноль же для ученого ставил для температуры смеси снега и нашатыря, а еще позже обнаружил, что кипящая вода имеет температуру 212 градусов и она не изменяется. Шкалу Фаренгейта в 20 столетие вытесняла шкала Цельсия. До 1960 года шкалой Фаренгейта пользовались все англоязычные страны. На данный момент ее используют как основную шкалу в США, Белизе, Палау, на Багамских островах, на острове Кайман, а так же в Канаде — как дополнительную шкалу. Если брать современную шкалу Фаренгейта, то та же температура здорового человека будет +97,9 o F, а по Цельсию — +36,6 o C. Абсолютный ноль (предельно малая температура в природе) по Фаренгейту будет -459,67 o F.

Читайте также  Развивающие музыкальные игры для детей

Физик из Швеции, Андерс Цельсий, подарил миру нашу привычную шкалу, которой на данный момент пользуются почти что во всех странах. Создал он ее в 1742 году. Цельсий — первый, кто предложил использовать десятичную шкалу и сейчас на всех термометрах она и используется. Только сначала ученый взял за ноль не наше привычное замерзание воды, а…. точку кипения воды! И наоборот, +100 градусов обозначалось таяние льда. Есть множество версий, кто все же сделал привычную нам шкалу. Одна из самых популярных, что после смерти Цельсия его соотечественники медик Линней и астроном Штремер перевернули ее в привычную нам. Вторая версия — что сделал это сам Цельсий, по подсказке Штремера. А другие версии неопределённые — то перевернул шкалу только Штремер, то Линней. Абсолютный ноль для шкалы Цельсия является -273,15 o C. Шкала Цельсия пересекается со шкалой Фаренгейта на отметке минус 40 градусов.

Ртутные термометры

В современном мире в жидкостных термометрах использую ртуть и спирты. Последние являются более экономически выгодными, безопасными и имеют больший разброс температур. Кстати, все больше и больше медицинские ртутные термометры вытесняются с пользования, и на смену им приходят электронные. Все это происходит не из-за точности электронных, как раз ртутные более точны, а из-за опасности самого содержимого. Из-за того, что с 2020 года ртуть будет запрещена во многих сферах деятельности, ученые ищут ей альтернативу, как, например, галинстан – сплав металлов галлия, индия и олова.

Стоит отметить, что не во всех странах медицинские термометры ставят в подмышечную впадину. В таких странах, как США и Великобритания, измеряют температуру во рту.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Разно-всякое
  • Всякое
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Джессика Андраде слив экс-.
  • Всякое
  • Гифки
  • Гифки
  • Весёлые
  • Хроники Юленьки Г.
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Картинки и мемы
  • Весёлые
  • Так себе картинки
  • Чуток картинок
  • Гифки
  • Нестандартный юмор :)
  • Уникальная функция, котора.
  • 6 забытых коронных блюд из.
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Как изобрели термометр

На заре развития науки как таковой ученые судили о температуре тела по непосредственному ощущению. И деления тех шкал были весьма приблизительны: горячо, тепло, холодно. Точность таких шкал была весьма невелика. Для доказательства попробуйте провести один небольшой эксперимент, который настолько прост, что его можно провести в домашних условиях.
Возьмите три тазика с водой: один с очень горячей, другой с умеренно теплой, а третий с очень холодной. Взяли? Прекрасно! Теперь ненадолго опустите левую руку в тазик с горячей водой, а правую – с холодной. Через пару минут извлеките руки из горячей и холодной воды и опустите их в тазик с теплой водой. Теперь спросите каждую руку, что она «скажет» вам о температуре воды? Интересный ответ, да?
Вот именно так раньше ученые и определяли температуру тел: на ощупь! И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды Галилео Галилей в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой.

Спросите, зачем? Оказывается, все очень просто! Мы подогреваем шарик 1, воздух в нем расширяется от нагрева и через трубку 2 выходит в атмосферу (не весь, конечно). В результате помещения трубки с подогретым шариком в сосуд с водой получается конструкция, которую мы видим на рисунке. Что происходит потом? Воздух в шарике остывает до температуры окружающего воздуха и при этом сжимается. А вода что делает? Правильно! Под действием атмосферного давления вода из сосуда 3 поднимается по трубке 2 на некоторую высоту h. Эта конструкция позволяла Галилео судить о степени нагретости тела: горячее, теплое или холодное оно. Правда, с такой же точностью, что и измерения при помощи рук, хотя теперь можно было претендовать на некоторую объективность измерений. У этого прибора – термоскопa – есть один существенный недостаток: его показания зависят от атмосферного давления. Таким образом, Галилей, сам того не зная, положил начало термометрии.

В таком виде галилеевский термоскоп просуществовал до 1657 года. В этом самом году флорентийские ученые немного усовершенствовали термоскоп – они добавили к нему шкалу из бусин и откачали из шарика воздух. Какой прок, спросите? Да самый, что ни на есть насущный: в галилеевском термоскопе всего две температуры: высокая и низкая, а у флорентийцев их много: три с половиной бусины, пять бусин и т.п. Таким образом, термоскоп стал значительно точнее и просуществовал в таком виде почти полвека.

Примерно в 1700 году флорентийский термоскоп взяли, да перевернули, налив в трубку с шариком подкрашенный спирт, а сосуд выкинули за ненадобностью. Это было новое слово в науке и технике – прибор перестал зависеть от атмосферного давления. Получившийся прибор и есть термометр – т.е. 1700 год мы можем считать годом рождения привычного нам термометра! Правда, тут же появилась проблема в согласовании шкал термометров. Каких только «постоянных» точек не брали для шкал и как только их не градуировали.

В 1714 году голландский ученый Д. Фаренгейт сделал себе термометр сам, и сам же придумал шкалу к нему. Он взял стеклянную трубку с шариком на одном конце, налил туда ртути, откачал из нее воздух и запаял. Далее он поместил свое детище в смесь льда и поваренной соли (самое холодное, но еще жидкое вещество того времени) и обозначил высоту столбика ртути за 0 градусов. Потом он поместил свой термометр в тающий лед (обычный, без соли) и надписал 32 градуса на шкале. Следующей точкой у Фаренгейта была температура человеческого тела – 96 градусов (это число, оказывается, прекрасно делится на 32). Температура кипения воды получилась у него равной 212 градусам. В Англии и США до сих пор используют эту шкалу.

В 1730 году французский физик Р. Реомюр предложил спиртовой термометр с постоянными точками таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R). По его шкале один градусбыл равен 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда (то есть градус Реомюра равен 5/4 градуса Цельсия).

Примерно в это же время шведский астроном Андерс Цельсий использовал ртутный термометр Фаренгейта с собственной шкалой, где температура кипения воды была принята за 0 градусов, а таяния льда – за 100 градусов. Когда его спросили об этой странности его шкалы, Цельсий с улыбкой парировал: «У нас в Швеции довольно прохладно, и для избежания отрицательных температур я и изобрел данную шкалу». Каково, а? А перевернули шкалу Цельсия его же соотечественники: ботаник К. Линней и астроном М. Штремер. Вот этот «перевернутый» термометр и получил широкое распространение!

В 1848 году с произволом в выборе нуля отсчета температуры на шкалах термометров было покончено английским физиком Вильямом Томсоном (Лордом Кельвином), доказавшим существование абсолютного нуля температур. Произведенные лордом расчеты дали цифру –273,15°С, а обозначил он эту температуру, как и положено, за 0
градусов.

Примерно в это же время Ренкен привязал абсолютную шкалу к шкале Реомюра (специально для французов и русских). Да, да! Именно французов и русских. Шкалой Реомюра пользовались в царской России до самой революции 1917 года.

Приложил к делу изобретения шкал свою руку и великий Исаак Ньютон: точку таяния льда он обозначил за 0 градусов, а кипения воды – за 12.

Вы спросите, как все эти температуры обозначаются? Пожалуйста: нуль градусов по шкале Реомюра обозначается как 0 R, по Цельсию – 0 С, по Ньютону – 0 N, по Кельвину – 0 К и, наконец, по Ренкену – 0 R. Если вам встречались в научных публикациях обозначение температуры как °L, то не пугайтесь – это Кельвин в масштабе десятичного логарифма. Вот так и появился на свет привычный нам термометр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: