Главные тайны вольфганга амадея моцарта - OXFORDST.RU

Главные тайны вольфганга амадея моцарта

Моцарт — «мерзкая музыка» или «музыка богов»? Странная сила Амадея

265 лет назад, 27 января 1756 года, в городе Зальцбурге, который был тогда столицей независимого княжества-архиепископства, родился мальчик. Назвали его Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Впоследствии он слегка подправит это имя, переведя его последнюю часть с греческого на латынь. Полученный в результате перевода Амадей не оставляет никаких сомнений в том, о ком же идёт речь. Конечно, это Моцарт.

Считается, что Моцарт сейчас вроде бы как удерживает пальму первенства по частоте исполнения произведений на планете Земля. Каждые 6 минут в мире играют что-то из его немаленького наследия: 20 опер, 17 месс, около 50 симфоний, масса разного по мелочам, например 22 сонаты для клавесина, 15 циклов вариаций для фортепиано. В общей сложности выходит 626 сочинений. Впрочем, насчёт пальмы первенства можно утверждать именно что «вроде бы как»: наш Пётр Ильич Чайковский по частоте исполнения Моцарту не уступает, а временами даже вырывается вперёд.

Другой вопрос, что сам Пётр Ильич никогда бы и не подумал всерьёз конкурировать с Моцартом, которого почитал как безусловную вершину композиторского искусства, дойдя в одной своей статье до почти кощунственного утверждения: «Его произведения — это музыка Христа. Моцарт — Христос музыкальный».

Словом, сомневаться в том, что Моцарт — своего рода вершина, довольно опасно. Тем не менее такие охотники находились раньше и существуют сейчас.

Известный отечественный композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи, входивший наряду с Мусоргским и Римским-Корсаковым в содружество «Могучая кучка», имел насчёт Моцарта своё мнение: «Его „Дон Жуан“ — опера устарелая и скучная. » А также он недоумевал, зачем вообще исполнять произведения этого автора и тратить силы русских артистов на «мёртвые, деревянные с незначительными исключениями звуки Моцарта». В целом же наследие Моцарта Кюи называл «пылью времени, пачкающей руки». На это он получил суровую отповедь от классика русской литературы Ивана Тургенева: «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник. А г-на Кюи за его сквернословие о Моцарте всё-таки надо убить, проломив его пустую голову непременно грязным камнем, — а потом бросить его в одну яму со всеми этими. »

Остаётся только предполагать, какими страшными карами грозил бы Тургенев композитору Джузеппе Сарти, который заявил: «Его квартеты — это музыка, чтобы поскорее заткнуть уши». Впрочем, Иван Сергеевич вряд ли бы до него дотянулся: Сарти был современником Моцарта. К тому же итальянцем, что многое объясняет. В Италии весьма ревниво относились к успехам других европейцев на музыкальном поприще и совершенно не признавали Моцарта. В частности, его оперу «Волшебная флейта», о которой отозвались буквально в двух словах: «Musica scelerata». В буквальном переводе — «Мерзкая музыка».

Соотечественники Вольфганга Амадея иной раз высказывались ничуть не менее резко. Известный меломан Карл Цинцендорф вёл дневник, где записывал свои впечатления о музыкальных событиях Вены. Вот несколько его отзывов о произведениях Моцарта: «30 июля 1782 года вечером в театре „Похищение из сераля“. Вся музыка уворована. 1 мая 1786. В 7 часов вечера в опере „Свадьба Фигаро“. Опера мне наскучила. 4 июля 1786 года. Музыка Моцарта странная — руки без головы».

Но, пожалуй, круче прочих отозвался о Моцарте канадский пианист Гленн Херберт Гульд, мать которого приходилась внучатой племянницей знаменитому норвежскому композитору Эдварду Григу. Он неоднократно признавался в своей нелюбви к Моцарту: «Есть некоторые вещи из его раннего творчества, которые я ещё выношу: такие произведения, как „Сераль“, например. Они, правда, влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я могу их терпеть. Что до позднего Моцарта, то можно сказать, что такие его вещи, как „Волшебная флейта“ или Симфония соль-минор, ничего, кроме презрения, не заслуживают. Это композитор, пришедший в конце своего пути к посредственности. Говорят, что он умер слишком рано. Я же уверен, что он умер скорее слишком поздно: даже представить себе не могу, куда бы он скатился, если бы дожил до семидесяти! Часто можно встретить прекрасных музыкантов и дирижёров, которые есть не что иное, как результат двухвекового восхищения Моцартом. Довольно трудно поставить этих людей перед фактом, что все эти годы люди верили в неправильного бога».

Эти утверждения, разумеется, весьма спорные. Тем не менее в финале всё расставлено на свои места. Гульд вслед за Чайковским практически напрямую называет Моцарта богом, пусть и «неправильным». Что находит реальное подтверждение в одном любопытном эпизоде, который связан с этнографией.

Вольфганг Амадей Моцарт — тайны жизни и смерти композитора

27 января 1756 г. в Зальцбурге родился Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт). Wolfgang Amadeus Mozart — прославленный австрийский композитор капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Музыкальные способности у него проявились в раннем возрасте, когда Моцарту было около трех лет. Как говорил сам музыкант: «Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!» Моцарт признан одним из величайших композиторов: уникальность музыканта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Картина XIX века, Моцарт и его отец за занятием музыкой

Великого композитора всю жизнь сопровождали тайны и заговоры. Один из самых серьезных считается конфликт и заговор Сальери. Творчество Моцарта, драма и загадка его жизни и смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно. Наиболее известные (драмы. Пьесы. Книги), были: 1830 — «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — А. С. Пушкин (драма); 1855 — «Моцарт на пути в Прагу» — Эдуард Мёрике (повесть); 1967 — «Возвышенное и земное» — Вейс, Дэвид, (роман); 1970 — «Убийство Моцарта» — Вейс, Дэвид (роман); 1979 — «Амадей» — Питер Шеффер, (пьеса); 1991 — «Моцарт: социология одного гения» — Норберт Элиас (социологическое исследование); 2002 — «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» — Э. Радзинский (историческое эссе); а также книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин, «Старый повар». — К. Г. Паустовский

Как известно, умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни, в своей квартире в Вене. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Но, на ряд вопросов связанных с смертью музыканта и сейчас ни один из авторов не смог дать ответы:
1) Высказывания Моцарта о том, что его собираются отравить или отравили. И, чем ближе к смерти, тем высказывания эти становились всё определенней.
2) Факт, что врачи (тем более — в связи с финансовой ситуацией больного) не рассматривали помещение пациента в больницу.
3) К смертному одру не позвали священника — для Австрии того времени совершенно неслыханное дело (в Австрии и масоны исповедывались перед смертью). Или церковь отказала в исповеди?

Этот отказ мог быть связан и с серьезным конфликтом с архиепископом Зальцбургским. Некоторые считают что и отравление было также связано с этим конфликтом. Конфликт начался когда Моцарт был на службе у архиепископа, но находясь в Мюнхене решил задержаться там дольше положенного. Узнав об этом, Коллоредо приказал Моцарту срочно прибыть в Вену. Далее конфликт начал только усиливаться. Моцарт был оскорблён, тем, что архиепископ обращался с ним, как со слугой, и даже распорядился, чтобы тот во время обеда сидел рядом с камердинерами. Архиепископ Коллоредо действительно был скупым, несправедливым и невежественным правителем, он не только запрещал Моцарту проводить выступления ради собственной выгоды, но и всячески ограничивал Моцарту доступ в дома знатных особ — потенциальных покровителей Моцарта. В итоге, ссора достигла своего апогея в мае: Моцарт подал прошение об отставке, однако архиепископ отказался его принять. Тогда музыкант стал вести себя подчёркнуто вызывающе, надеясь таким способом получить свободу. И Моцарт добился своего: в следующем месяце композитор был уволен буквально пинком под зад дворецким архиепископа, графом Арко.

4) Врачи долго не подписывали свидетельство о смерти. Совершенно неопределённая причина смерти, указанная в регистрации смертей.

5) Полное соответствие симптомов болезни Моцарта отравлению «популярным» ядом acqua toffana (мышьяк, свинец и сурьма, с примесью ртути).

Смертные муки, которые принял Моцарт, ужасны. В последние дни жизни тело музыканта представляло собой страшное зрелище. Всё оно, включая руки и ноги, неимоверно опухло, и от тела исходило такое зловоние, что приблизиться было трудно, даже зажав нос. Но, не смотря на такое состоянии Моцарт продолжает работать над Реквием, проявив высочайшее мужество и несгибаемую волю. Нет героизма выше того, что продемонстрировал он.

6) Мгновенный устойчивый слух распространившийся по Вене практически сразу же после смерти о том, что композитора отравили,

7) Обстоятельства погребения Моцарта в общей могиле.

8) Почему никто из людей, провожавших его в последний путь, так и не дошёл до кладбища и не присутствовал при захоронении тела.

Существует и много других вопросов, ответов на которые до сих пор не найдено.

Собрание масонской ложи в XVIII веке. Предполагают, что в правом нижнем углу на картине изображен Моцарт беседующий со своим другом

Лучшее, Моцарт

Также Известно, что 14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit». Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в масонской ложе. Как писал А.Эйнштейн (немецкий музыковед-историк, музыкальный критик, издатель): «Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, — самая мысль о масонстве пронизывает его творчество». Говорят, что многие произведения Моцарта и сейчас используются при ритуалах, а для некоторых лож являются гимном.

Моцарт и Констанция (жена) во время своего медового месяца. Открытка XIX ве. У них было 6 детей 4 из которых умерли еще в детстве

Кстати, несмотря на то, что существует множество портретов Моцарта, получить представление о его внешности нелегко: количество подлинных портретов сравнительно мало. Наиболее точным отражением внешности Моцарта исследователи считают неоконченный портрет работы Йозефа Ланге, созданной когда композитору было 26 лет (1782 г.).

Портрет Моцарта работы Йозефа Ланге, 1782|1789 год

Эммануэль Шиканедер в роли Папагено в Волшебной флейте Памятник Моцарту в Зальцбурге Зальцбург зимой. Памятник Моцарту в Вене, Австрия

Презентация на тему «Интересные факты и тайны из жизни В.А.Моцарта», из серии Тайны и загадки музыки»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Интересные факты и тайны Вольфганга Амадея Моцарта.

В. А. Моцарт является легендарным композитором. И при жизни, и после смерти вокруг его персоны кружилось множество тайн. Возможно эти истории легенды, а возможно и нет..

Мария Анна Моцарт Леопольд Моцарт Анна Мария Моцарт

Читайте также  Что такое знаменный распев: значение, история, виды

Появление на свет Отец назвал рождение своего сына настоящим чудом от Бога, потому что ребёнок родился маленьким, слабым, но выжил. Также у него был дефект левого уха. Несмотря на это обстоятельство, мальчик был награжден идеальным слухом.

Феноменальные способности Моцарт начал проявлять свои феноменальные музыкальные способности еще в возрасте трех лет, когда он садился за клавесин и подбирал различные созвучия, кроме того он мог повторять на клавесине отдельные места из разных пьес, которые когда-либо слышал.

Первые вклады в музыку Первыми собственными произведениями Моцарта считаются Анданте До Мажор и Аллегро До Мажор, которые судя по пометке отца Моцарта (Леопольда) датированы 1761 годом. Т.е. на тот момент маленькому Моцарту было всего 6 лет.

Странная боязнь Как говорил придворный трубач семьи Моцартов, маленький Вольфганг Амадей очень боялся трубы, если на ней играли отдельно. Это действовало на него просто панически. Зато в оркестре он к ней совершенно спокойно относился.

Удача Вольфгангу Амадею даже посчастливилось в восьмилетнем возрасте сыграть с сыном Баха. Иоганн Кристиан Бах сажал маленького Моцарта на колени и они играли поочередно и в четыре руки. Они играли так слаженно и аккуратно, что всем казалось, что играет лишь один человек.

Однажды в Вене к композитору подошел нищий и попросил денег, но у Моцарта не было с собой денег и он решил помочь бедняку по-другому. За несколько минут Моцарт написал на листке бумаге менуэт и сказал нищему отнести это к одному издателю. Бедняк так и поступил. Этот издатель дал нищему за Моцартовский менуэт аж 5 золотых и сказал приходить еще, если у него будет что-то подобное.

У Моцарта была жена — Констанция. После смерти Моцарта она через какое-то время вышла замуж за датского дипломата Георга Николауса фон Ниссена. Через три года муж скончался и на его надгробном камне была сделана надпись — «Муж вдовы Моцарта».

Однажды Моцарт, оформляя документ о своих доходах, в графе о гонорарах придворного композитора написал следующую фразу: «Эта сумма слишком большая по сравнению с тем, что я создаю, и слишком маленькая по сравнению с тем, что я мог бы создать».

Преждевременная смерть.. Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка.

Кадры из фильма «Амадей» Милоша Формана

Могила В.А. Моцарта Кенотаф Моцарта — наиболее известное захоронение кладбища Святого Маркcа В 1859году на могиле был сооружен мраморный памятник по проекту фон Гассера.

Ученые уверяют, что музыка Моцарта увеличивает мозговую активность человека. Тесты показывают, что 10 минут прослушивания музыки Моцарта повышает IQ на 9 единиц.

В.А. Моцарт никогда не покинет историю Великих композиторов.

Памятник В.А.Моцарту в Вене

Презентацию представила Князева Ксения, 7 класс, 12 лет. ДШИ Всеволожского р-на, пос.им.Морозова, преподаватель Кутыгина В.Б.

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

В. А. Моцарт является легендарным композитором. И при жизни, и после смерти вокруг его персоны кружилось множество тайн.

Вольфганг Амадей Моцарт – яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений.

Моцарт был очень талантлив, он творил с невероятной скоростью. За 35 лет своей жизни он сумел создать 626 произведений. Историки утверждают, что на это ему должно было бы понадобиться 50 лет. Он писал так, как будто не придумывал свои произведения, а просто их записывал. Сам композитор признавался, что слышит симфонию всю сразу, только в «свернутой» форме.

Детство Моцарта: как формировался гений

Чтобы лучше понять, что влияло на личность Вольфганга Амадея, надо узнать, как проходило его детство. Ведь именно нежный возраст определяет, каким станет человек, а это, в свою очередь, отражается в творчестве.

Что же позволило Вольфгангу свободно возрастать в своем даре? Это, прежде всего, морально здоровая обстановка в семье, созданная усилиями обоих родителей. Леопольд и Анна питали друг к другу истинное уважение. Мать, зная недостатки супруга, покрывала их своей любовью. Вольфганг обожал отца, ставя его на второе место после Бога. Маленький сынишка обещал хранить отца у себя в коробочке, когда тот состарится. Любил он и свою сестру, часами наблюдая за ее занятиями на клавире. Сохранилось его стихотворение, написанное для Марианны ко дню рождения. Из семерых детей у четы Моцартов выжили только двое, поэтому семья была небольшой. Возможно, именно это позволило Леопольду, перегруженному служебными обязанностями, полноценно заниматься развитием талантов своих детей.

Старшая сестра

Наннерль, которую, на самом деле, звали Мария Анна, хотя часто отходит на второй план рядом с братом, тоже была личностью незаурядной. Не уступала лучшим исполнителям своего времени, будучи еще девочкой. Именно ее многочасовые занятия музыкой под руководством отца, пробудили в маленьком Вольфганге интерес к музыке. Сначала считалось, что дети одарены одинаково. Но время шло, Марианна не написала ни одного сочинения, а Вольфганг начал уже издаваться. Тогда отец решил, что музыкальная карьера не для дочери, выдал ее замуж. После замужества ее путь разошелся с Вольфгангом. Моцарт очень любил и уважал сестру, проча ей карьеру учителя музыки, хорошие заработки. После смерти супруга, она этим и занялась, вернувшись в Зальцбург. В целом жизнь Наннерль сложилась неплохо, хотя не была безоблачной. Именно благодаря ее письмам исследователи получили многочисленный материал о жизни великого брата.

Путешествия

Моцарт – младший стал известен как гений благодаря концертам, которые проходили в знатных домах, даже при дворах различных королевских династий. Но не стоит забывать, что значило в то время путешествие. Трястись сутками в холодной карете, чтобы заработать на хлеб – тяжелое испытание. Современный человек, изнеженный цивилизацией, вряд ли выдержал бы даже месяц подобной жизни, а маленький Вольфганг прожил так почти целое десятилетие. Такой образ жизни часто провоцировал болезни детей, но путешествия продолжались.

Подобное отношение сегодня может показаться даже жестоким, но отец семейства преследовал благую цель: сын должен обрести богатого покровителя, который обеспечит его работой до конца жизни. Ведь тогда музыканты не были свободными творцами, они писали то, что им заказывали, причем каждое произведение должно было соответствовать жестким рамкам музыкальных форм.

Леопольд – злой гений или ангел-хранитель Трудно преувеличить роль, которую оказала на формирование маленького гения личность отца, Леопольда Моцарта.

Время заставляет ученых пересматривать взгляды на исторические фигуры. Так, Леопольд поначалу рассматривался чуть ли не как святой, полностью отказавшийся от собственной жизни в пользу сына. Затем его стали видеть в сугубо негативном свете: взять хотя бы образ в фильме Милоша Формана. Это нависающая черная тень, занесшая свое крыло над молодой жизнью… У Леопольда была очень широкая сфера интересов, от философии до политики. Это позволило воспитать сына именно как личность, а не простого ремесленника. Его работоспособность, организованность также перешли к сыну.

Леопольд сам был довольно неплохим композитором, и незаурядным педагогом. Так, он написал руководство по обучению игре на скрипке – «Опыт основательной скрипичной школы» (1756), по которому сегодняшние специалисты узнают о том, как раньше детей обучали музыке. Отдавая много сил своим детям, также «выкладывался» во всем, чем занимался. К этому его обязывала совесть.

Именно отец внушил и показал на собственном примере, что труд – единственный путь к успеху и даже обязанность, которая дается вместе с талантом.

Трудный путь

Даже очень одаренные люди должны стараться, чтобы сохранить, развить данные им способности. Это относилось и к Вольфгангу Моцарту. Именно его семья, особенно отец, воспитали в нем трепетное отношение к своему делу. А то, что слушатель не замечает труда, вложенного композитором, делает его наследие еще более ценным.

Большая ошибка считать, что врожденная гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Моцарта никаких усилий.

О причинах смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году.

Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».

Но если рассматривать ситуацию объективно, то все домыслы насчет причастности Сальери к смерти Моцарта являются необоснованными. Вряд ли ему нужно было кому-то завидовать в то время, как он являлся главным капельмейстером императора Австрии. А вот у Моцарта как раз таки карьера складывалась не очень удачно.

У Моцарта на самом деле были проблемы с поиском работы. И виной тому отчасти была его внешность — рост 1,5 метра, длинный и неказистый нос. Да и поведение его по тем временам считалось довольно свободным. Чего нельзя сказать о Сальери, который был очень сдержанным. Моцарту удавалось выживать только за счет гонораров за концерты и сборов за постановки. Если верить подсчетам историков, из 35 лет гастролей 10 он провел сидя в карете. Впрочем, со временем он стал неплохо зарабатывать. Но ему все равно приходилось жить в долг, потому как его траты были несоизмеримы с доходами. Умер Моцарт в полной нищете.

Где похоронен Моцарт?

Вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии – 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора.

Легенды и мифы о Моцарте

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена) — австрийский композитор.

Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многочисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Моцарта звали Вольфганг Амадей. При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое «Теофил» по-немецки означает «Готтлиб», а по-латыни — «Амадей» (то есть «любящий Бога»). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства.

Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их.

Читайте также  Основы игры на контрабасе - советы, урок

Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы.

За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами…

Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу.

Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки.

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.

Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Миф: Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение.

На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения — его служанка получала 12 гульденов в год).

В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов.

И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше).

По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги.

Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: «У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги?»

И Моцарт ответил: «Но у меня есть жена Констанца! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей…»

Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым.

Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова…

Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Моцарт писал реквием на свою смерть.

Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием — для себя. Так повествует легенда.

Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. (Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м.)

Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от «сильной лихорадки». Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины.

Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления.

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение…

Все это не совсем так.

В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена.

85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей.

Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики.

А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Принесен в жертву масонами.

Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории. Но…

Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов.

Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Моцарт и Сальери.

О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали.

Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты.

Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов.

Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше.

Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…

Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума.

Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии.

То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.

Моцарт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Портрет Вольфганга Амадея Моцарта: YouTube / История

Динамичная и захватывающая музыка, более 600 музыкальных произведений, узнаваемых с первых аккордов — все это проявления гениальности австрийского музыканта-виртуоза XVIII века. Моцарт, биография которого наполнена драматическими обстоятельствами, был интересным человеком, во многом опередившим свое время. Подробнее об увлечениях, творческом пути и личной жизни маэстро рассказано в статье.

Биография Моцарта: детство, образование

Кто такой Моцарт? Ответ на этот вопрос найдем, исследуя музыкальные произведения и жизненный путь автора мировых шедевров. Моцарт — автор более 600 классических композиций для клавишных инструментов, один из самых ярких представителей венской классической школы, а также гений, тонко чувствовавший такт и умевший посредством нот передать мысли и переживания людей.

Кай Метов: биография, личная жизнь и творческий путь артиста

Когда родился Моцарт? Мальчик родился в семье Анны Марии Моцарт и композитора и скрипача музыканта Леопольда Моцарта, служившего в архиепископской капелле. Случилось это 27 января 1756 года. Пара принадлежала к среднему сословию, но оба родителя Моцарта получили отменное воспитание и образование.

В каком городе родился Моцарт? Жизнь и творчество Моцарта неразрывно связаны с его родным Зальцбургом. В этом небольшом австрийском городе сформировался талант юного дарования, тут начался его творческий путь, пейзажи Зальцбурга и окрестностей вдохновляли мальчика на первые творения.

Вольфганг Амадей Моцарт в детстве: YouTube / История

Моцарт, биография которого полна тайн и домыслов, — гениальный человек с непростой судьбой. Трагические обстоятельства сопутствовали его рождению — мать Амадея едва не погибла при родах, но смогла поправиться и выжить. Известно, что:

Биография Маршака: жизнь и творчество писателя

  • в семье Моцартов родилось 7 детей, но многие из них умерли в младенчестве;
  • у автора «Маленькой ночной серенады» была старшая сестра Мария Анна, которая тоже была очень музыкальной;
  • в детстве Вольфганг перенес несколько тяжелых заболеваний: едва не умер от брюшного тифа, а после на девять дней ослеп из-за перенесенной оспы.

Детство Моцарта наполнено музыкой. Это время становления и развития его гения:

  1. Маленький Амадей в 4 года усердно занимался на клавесине под чутким руководством отца.
  2. В 5 лет мальчик самостоятельно создал первое произведение (отец записал ноты в альбом). Так начиналась музыка Моцарта.
  3. В шестилетнем возрасте талантливый парнишка освоил скрипку, причем занимался самостоятельно. Скрипка и клавесин — любимые инструменты Моцарта с детства, а вот от игры духовых инструментов он терял сознание: его тонкий слух не переносил их звуки.
  4. Системного общего образования родители Моцарта не обеспечили детям, все необходимые знания давали самостоятельно.
  5. Краткая биография Моцарта будет неполной без информации о его первых гастролях. В шестилетнем возрасте мальчик с сестрой посетили более восьми европейских стран, давая концерт за концертом. Юные гении моментально привлекали внимание публики и вскоре стали знаменитостями.
  6. Изданные в 1764 году первые четыре сонета авторства Вольфганга Моцарта стали очень популярными.

Мейрамбек Беспаев: биография, творческий путь

Моцарт, произведения которого набирали известность, заметно устал от концертов и переездов, поэтому на какое-то время творческая семья вернулась на малую родину. Долго скучать юному дарованию не пришлось: в 14 лет отец организовывает для Амадея место на музыкальном состязании в Болонье (Италия). Конечно же, мальчик производит фурор. Результат поездки — членство в Болонской филармонической академии.

Читайте также  В помощь начинающему музыканту: 12 полезных приложений вконтакте

Вольфганг Амадей Моцарт: творчество, чем известен

Классическая музыка, Моцарт, удивительной красоты сонаты и симфонии, а также мастерское исполнение музыкальных шедевров — все эти понятия с легкостью можно поместить в один ассоциативный ряд.

Симфоническое исполнение произведений Моцарта: Pxhere

До сих пор бытует термин «эффект Моцарта», который обозначает плодотворное, оздоровительное воздействие музыки австрийского гения на все живое. Моцарт для детей специально не создавал музыку, но педагоги заметили, что его произведения помогают развивать у детей внимательность и концентрацию. Поэтому музыкальные пьесы композитора включают на занятиях с дошкольниками.

Мухтар Ауэзов: биография, творчество, произведения писателя

Сам Моцарт, творчество которого стало достоянием человечества, был успешным музыкантом:

  1. Плодотворный период в его деятельности начинается с 1772 года. Из-под пера гения выходит множество симфоний, опер и квартетов. Произведения Моцарта отличаются новаторским подходом в звучании. В этом была немалая заслуга и влияние Йозефа Гайдна.
  2. В Зальцбурге юный Амадей находит первую службу при дворе архиепископа — он повторяет судьбу отца. Через пять лет благодаря деньгам покровителя Моцарт отправляется в Париж.
  3. В 1781 году происходит знаковое событие для юноши — он переезжает в Вену. Критики называют это время периодом расцвета карьеры гения, ведь именно тогда написаны «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и «Маленькая ночная серенада». В 1780-х о таланте Моцарта узнала практически вся Европа, а сумма его гонораров была чрезвычайно высокой.
  4. К сожалению, далее биография Моцарта совершает трагический поворот: из-за перемен в управлении государством меняются приоритеты в финансировании, музыканты отодвигаются на второй план. Низкие гонорары и депрессия усугубляются болезнью жены Моцарта: у нее развивается язва голени. Лечение болезни требует немалых денег.

Рахманинов: биография, личная жизнь, творчество композитора

Приблизительно в тот же период умирает отец Амадея, с которым у музыканта была крепкая связь. Хоть творческий период Вольфганга Амадея начался рано, он был достаточно коротким. Но даже за это время талантливый композитор и исполнитель смог написать намного больше, чем некоторые музыканты за всю свою долгую жизнь.

Вольфганг Амадей Моцарт: факты, личная жизнь, последние годы

Моцарт, годы жизни которого были наполнены творческими взлетами и падениями, практически не имел яркой личной жизни. Главная и единственная его любовь — Констанция Вебер. Историю их любви сложно назвать заурядной:

  • впервые пара познакомилась во время проживания маэстро в Вене;
  • на тот момент талантливый парень искал для себя доступное и уютное жилье. Отличным вариантом стал отчий дом красавицы, в котором музыкант поселился как арендатор;

Натан Миров: биография и личная жизнь певца

Жена Вольфганга Амадея Моцарта Констанция Вебер: YouTube / История

  • поначалу Констанция не подавала никаких знаков внимания Амадею, но несколько позже бытовые мелочи сблизили их;
  • результат этой вспышки чувств — длительный роман, который не одобряли родители девушки. Они желали для дочери более достойной партии, но любовь двух молодых людей убедила их в обратном.

Официальная церемония бракосочетания Констанции Вебер и Вольфганга Амадея Моцарта состоялась в 1782 году. Современники описывали отношения пары как трепетные и уважительные. Супруги всегда поддерживали друг друга во всех начинаниях и даже в сложные периоды жизни их любовь помогла им преодолевать все препятствия.

Так, например, пара страстно желала детей, но за годы совместной жизни у Констанции лишь двое родов из шести были успешными. У Моцарта родились сыновья — Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Шопен: биография, интересные факты, творчество

К сожалению, постоянные проблемы со здоровьем супруги надломили силы композитора. Констанция отправилась на очередное лечение язвы голени в 1790 году, а Амадей вынужден был работать за гроши, чтобы рассчитаться по медицинским счетам.

Вскоре в жизни Моцарта случились изменения к лучшему: начинается второй восход звезды гения. В течение года он выпускает легендарные творения: «Милосердие Тита», «Симфония №40» и «Реквием» (последнее произведение дописал ученик Моцарта Зюсмайер).

Но окончание года ознаменовалось новым испытанием и новой болезнью, на этот раз недуг настиг Моцарта. Руки и ноги музыканта болели и сильно распухли, ему стремительно становилось хуже. Последние месяцы жизни композитор был прикован к постели, скончался гений 5 декабря 1791 года. Моцарт был похоронен как бедняк, он сам желал скромную церемонию и захоронение в общей могиле.

Мурат Насыров: биография и музыкальная карьера

Мистическая история связана с фактом смерти гения. Эксперты считают, что спровоцировала смерть музыканта ревматическая воспалительная лихорадка, но есть версия об отравлении Моцарта его завистником — Антонио Сальери. Доказательной базы эта версия не имеет, возможно, она возникла как результат популярности «Маленькой трагедии» Пушкина.

Музыка Моцарта навсегда вошла в золотой фонд классических мировых произведений. До сих пор творения гения звучат с разных сцен, прославляя имя Амадея в веках.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Отравление из зависти, убийство «Отелло» или болезнь. Тайна смерти Моцарта

5 декабря 1791 в Вене скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Что могло стать причиной кончины величайшего композитора, историки спорят до сих пор.

— Вкус смерти у меня на губах, я чувствую что-то не на этой земле, — такие слова сказал Моцарт, оставляя жену и двоих детей, а также недописанный «Реквием». По самому себе.

Вокруг смерти композитора сразу поползли слухи. Ну не мог гений сам умереть в 35 лет. Точно — отравили! В пользу этой версии было и то, что тело композитора раздулось и посинело. Но обо всём по порядку.

В течение двух столетий эта версия была, пожалуй, самой популярной. Это преступление приписывали в первую очередь придворному капельмейстеру Антонио Сальери. Сторонники этой версии приводят четыре основных аргумента.

Антонио Сальери. Фото: © Википедия

1. Сальери завидовал более талантливому коллеге.

2. Композитор Людвиг ван Бетховен, который был учеником Сальери, под конец жизни педагога писал: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд».

3. Сальери сам во всеуслышание в 1823 году сказал, что отравил Моцарта.

4. Об этом писал ещё Пушкин.

Чему мог завидовать Антонио Сальери, который занимал тогда один из самых престижных постов в Европе, — остаётся загадкой. Игнац Мозель, ученик Сальери и один из первых его биографов, уверяет, что ситуация была обратной.

По поводу «признания». В начале 1820-х у Сальери, как свидетельствовали медики, были проблемы с рассудком. А в моменты просветлений он говорил, что никого не убивал. Так, в 1823 году композитор сказал Мозелю:

— Говорят, что я якобы отравил Моцарта. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мозель, что старый Сальери на краю смерти сам вам это сказал, — заявил ему Сальери.

Через несколько дней итальянский композитор пытался перерезать себе горло бритвой, но его спасли.

Что касается произведения «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина, оно вполне могло быть написано из мести. Дело в том, что итальянец при дворе представлял оперу, где якобы очернял Петра I. А так как Пушкин к личности первого русского императора относился с трепетом, не мог не отомстить. Первые наброски «Моцарта и Сальери», кстати, появились уже через год после смерти композитора, в 1826 году.

Ну и ещё один аргумент, который скорее в пользу Сальери: вдова Моцарта, Констанца, отправила к нему учиться своего сына Карла Томаса. Разве она бы стала прибегать к услугам убийцы?

— Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами, — писал Карл Томас.

В 1997 году в Милане прошёл суд над Сальери. В качестве сторон обвинения и защиты были биографы каждого композитора. В итоге итальянца оправдали в связи с отсутствием состава преступления.

Первым, кто распространил версию об отравлении, был «Берлинский музыкальный еженедельник». Так, 31 декабря в издании написали: «Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен». Версия с отравлением, впрочем, вполне вероятна.

Помимо Сальери называлось ещё две кандидатуры, кто мог подмешать Моцарту ртуть или сильнейший яд без вкуса, цвета и запаха под названием «аква тофана». Для отравления было достаточно пяти-шести капель. Причём смерть не была внезапной: человек угасал постепенно, худел и терял аппетит.

Ближайший ученик Моцарта Франц Зюсмайер считался подозреваемым номер два. Буквально вся Вена шепталась о якобы его романе с Констанцей. Ну и в июле, за пять месяцев до смерти композитора, она родила сына Франца. Отцовство мальчика приписывали Зюсмайеру.

Вариант третий — Франц Хофдемель, муж любимой ученицы Моцарта, Магдалены. Изучающие биографию композитора до сих пор спорят, была ли 23-летняя девушка любовницей 35-летнего музыкального гения. Но если да, то мотив у Хофдемеля был.

Когда Магдалена вернулась домой с панихиды по композитору, муж в состоянии аффекта набросился на неё и годовалого ребёнка с бритвой. Когда они потеряли сознание, он покончил с собой. Как позже оказалось, раны у матери и ребенка были неглубокими, поэтому они выжили. Мужчина же скончался. Так вот, по одной из версий, Хофдемель якобы хотел застать смерть Моцарта, а после расправиться с женщиной и ребёнком.

Ну и последний вариант. Ртуть могла попасть в организм композитора в качестве лекарства. Дело в том, что за несколько месяцев до смерти он страдал страшной депрессией. Лекарством от неё служил хлорид ртути. Не исключается, что композитор мог в прямом смысле залечить себя до смерти.

Сам же Моцарт незадолго до смерти говорил своей жене Констанце, что заказчик «Реквиема» якобы его и отравил. «Реквием» заказал граф Франц фон Вальзегг в память о своей супруге, которая скончалась в феврале 1791 года. Он не поехал к композитору сам, желая остаться неузнанным. А послал своего управляющего Лойтгеба, который в дождь надел плащ. Управляющий не выяснил у своего хозяина, стоит ли раскрывать имя заказчика, поэтому не ответил на соответствующий вопрос.

Поэтому общая картина выглядела зловеще: человек в длинном плаще приходит к Моцарту, заказывает «Реквием» и оставляет деньги. На вопрос, для кого, говорит, что скоро станет известно.

Нехватка солнечного света

В 2011 году американские и австрийские учёные выдвинули новую версию смерти композитора. Якобы все болезни Моцарта были из-за нехватки витамина D, который вырабатывается только на солнце. В качестве основного аргумента исследователи приводят версию, что Моцарт любил работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Музыкальный гений часто возвращался домой на рассвете, а затем спал весь или большую часть светового дня.

Дефицит витамина D губителен для иммунитета. В качестве доказательств также приводились заключения терапевтов о том, что у композитора наблюдались повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее — депрессия, которая также могла стать следствием в том числе отсутствия солнечного света.

Австрийские исследователи по дневникам самого Вольфганга Амадея Моцарта, его вдовы и сына, Карла Томаса, установили, что у него могло быть серьёзное заболевание печени, ставшее смертельным.

Так, за шесть недель до трагедии композитор упоминает, что ел свиные котлеты (которые могли стать источником инфекции). Через полтора месяца после у него наблюдаются повышенная температура, отёки и боли в руках и ногах. Всё это является симптомами трихинеллёза.

Тайна смерти композитора была бы давно разгадана по анализу его скелета. Но Моцарта похоронили не в отдельной могиле, поэтому исследователи не могут найти его останки. В начале XIX века могильщик достал череп, который, как он уверял, принадлежал композитору. Однако последние исследования, проведённые уже в XXI веке, показали, что или череп не Моцарта, или все люди, с которыми сравнивали его ДНК — не родственники. И первое значительно вероятнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: