Гармония: играем период с прерванной каденцией - OXFORDST.RU

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Гармония: играем период с прерванной каденцией

См. также решение задач

Бригадный — Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 99 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Абызова 131 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Алексеев №№35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44

Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций

Период — простейшая форма, выражающая относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные — оканчивающиеся в основной тональности, и модулирующие — оканчивающиеся в новой, иной тональности по сравнению с начальной.

В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).

Строение периода может быть различно.

П. может быть построен из отдельных составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.

Виды периодов:

из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. — 8 или 16 тактов

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе — 10-ти тактовый период.

2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T) и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции — разновидность автентических.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей — D53 или диссонирующей — D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Кадансовый квартсекстаккорд

В кадансах доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия. По местоположению в музыкальном построении и по интервалам от доминантового баса это созвучие получило название кадансового квартсекстаккорда. Обозначается оно буквой K (кадансовый) и цифровкой, соответствующей интервалам от баса — K64.

Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.

Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.

Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.

Аккордовая подготовка. Перед K64 могут быть S,( II), T.

Перемещение. Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.

Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.

Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9).

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

прерванная каденция

Доминантсептаккорд (D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7, D7 относится к группе главных септаккордов лада .

Доминантсептаккорд может быть полным, неполным (без квинтового тона, но с удвоенной примой) и с секстой вместо квинты:

D7 преимущественно используется в заключительной каденции. Его основной тон (V ступень лада) разрешается на кварту вверх или на квинту вниз в приму тонического трезвучия. Диссонирующий тон – септима (IV ступень лада), всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ступень) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон доминантсептаккорда (VII ступень) можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, но можно повести и на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда D7 разрешится в полное тоническое трезвучие (Т53).

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты (либо сексты вместо квинты). D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в VI53 (в прерванном обороте и в прерванной каденции) бас переходит на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. За ним следует дополнительная каденция.

При соединении кадансового квартсекстаккорда (К64) с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум.5), которые в данном случае допустимы. Найдите эти квинты в следующем нотном примере:

Соединение D7 с предшествующим аккордом

Если D7 следует за D53, то септима вводится поступенным нисходящим ходом от V ступени к IV в одном из верхних голосов. Получается проходящая септима (см. нотный пример 2).

Если D7 следует за аккордом субдоминанты (S), то септима (IV ступень лада) будет приготовленной (общий звук) в одном из верхних голосов:

Пример гармонизации мелодии:

Задание:

1. Найдите в произведениях своего репертуара D7.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров.

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях D7 в мелодическом положении терции, квинты и примы (неполный) с разрешением.

Читайте также  Рождественская песня «тихая ночь, дивная ночь»: ноты и история создания

4. Найдите проходящие септимы в приведенных выше нотных примерах.

Каденция

Сегодняшняя тема — КАДЕНЦИЯ. Слово это применяется частенько для обозначения совсем разных вещей. Но некий обобщенный смысл его сводится к понятию «заключение» или «завершение». Или «концовка». В контексте теории музыки «каденция» означает некоторое итоговое, завершающее построение. Это может быть несколько тактов или всего два аккорда. Или — в одноголосном сочинении — только две-три нотки. Главное — не количество, а смысл: это резюме, итог, росчерк, прощальный взмах руки.

Однако, каденции встречаются в музыке значительно чаще, чем собственно окончания пьес. Ведь музыкальное произведение — если оно не написано безграмотно — всегда имеет структуру, состоит из целой системы вложенных «поддиректорий». то есть, частей, разделов, подразделов, вплоть до крошечных, более или менее самостоятельных кусочков (может быть, до отдельных тактов). Каждая из этих частей несет в произведении свой смысл, ее нельзя просто выкинуть — об этом мы будем говорить на уроках музыкальной формы. И — заметьте — каждая из частей, даже самая крошечная, имеет свое начало, свое развитие, кульминацию и заключение. Вот в заключении, роль которого как раз и играют каденции, содержится самый смысл. Именно различая виды каденций, можно легко определить смысл и роль данной части в содержании целого. Собственно, анализ формы произведения как раз сводится к классификации каденций в нем.

Вот и получается, что каденция — вроде оптического фокуса. При всей ее простоте и краткости на ней держится все содержание музыки. Музыка просто-таки живет от каденции к каденции. Посудите сами, вот несколько примеров — обрывков аккордовых последовательностей. Мелодии, или недостающие куски можете досочинить сами. А вот концовки сравните на слух, Вам будет слышно, насколько меняется впечатление от примера, окончательный смысл его от применения разных завершений. То есть, каденций. (примеры: [1] [3] [5]). Как видите, даже при прочих равных условиях (тональность, фактура, темп, и т.п.) каденции могут выражать целый спектр эмоций — от парадно-утвердительной до вопросительной.

Теперь от лирики перейдем к науке, если Вы не против. Итак, по каким признакам каденции различаются в гармонии. Каденция может быть «автентической»: когда при подготовке заключительного аккорда звучит только доминантовая сфера. То есть, сочетания (D-T, T-D-T) и подобные им. Именно доминанта — как сильный «мужской» аккорд, придает каденции решительность и безапелляционность.

«Плагальная» — то же, но с применением субдоминанты (T-S-T, S-T, T-S) и т.п. Напротив, отличается мягкостью, женственностью, сомнением.

«Полной» называется каденция с участием всех трех функций лада (буковки, надеюсь, можно уже не писать). В основном в такой каденции субдоминанта служит осторожной подготовкой, затем доминанта вносит резкую неустойчивость и стремление к разрешению, ну и тоника — сами понимаете, она и в Африке тоника. Полные каденции чаще можно встретить в самом начале формы (потому что они демонстрируют тональность со всех трех ее сторон, настраивают уши слушателей в нужное русло) и, разумеется, в самом конце (потому что порождают чувства стабильности и удовлетворенности, более, чем уместные в конце музыки).

Дальше, каденция может быть «половинной» — когда, скажем, доминанта так и не разрешается в тонику, а остается висеть в воздухе. Сами понимаете, никак нельзя писать такую каденцию в конце произведения — от слушания такой неудовлетворенности можно стать душевнобольным. То есть, это годится для связывания частей формы между собой. Например, такой каденцией мы закончили решение кусочка задачи по гармонизации. Вспомните (урок 4), не правда ли, очевидно, что продолжение еще впереди?

Есть такая байка, про Баха, которого ученики доводили до бешенства. Ученик нажимал на клавиатуре какой-нибудь неустойчивый аккорд и вскакивал, бросив его неразрешенным. Не в силах этого стерпеть, Бах подбегал — и разрешал несчастный аккорд. А ученик тем временем бегал вокруг инструмента с хохотом. Бах гнался за негодником, а тот, пробегая мимо клавиатуры, хватал еще один диссонирующий аккорд, зная, что Бах ничего не сможет ему сделать, пока этот аккорд не разрешит снова. Может быть, это враки — но правдоподобные!

Так-с. Кроме того каденция бывает «совершенной» и «несовершенной» — смотря по тому, как ведет себя мелодия (имеется в виду не верхний, а главный голос. Он ведь может оказаться и не вверху). В совершенной каденции мелодия должна придти именно к тонике и именно в сильную долю такта. Если же заключительный аккорд оказывается в положении терции, либо попадает на слабую долю — такая каданция «несовершенна» и естественно, не годится для заключения целой пьесы.

Кроме того, есть еще один, особенный, вид каденции — «прерванная», или «прерванный оборот». Это случается тогда, когда вместо ожидаемого тонического трезвучия внезапно звучит другой аккорд тонической группы, то есть III или VI ступень. Оба эти созвучия, как мы уже знаем, имеют право играть роль тоники после какого-либо неустойчивого аккорда. Однако, они гораздо менее устойчивы, они смягчены, благодаря чему слушатель испытывает нечто вроде ласкового шока, сюрприза. Естественно, после прерванной каденции совершенно необходимо дописывать какой- то дополнительный кусочек, чтобы вознаградить слушателя за эту неожиданность и довести музыкальную мысль до логической точки. Относительно правописания: при разрешении доминанты в VI-ю ступень допускается удваивать терцовый тон, иначе либо возникает совершенно непотребная суета в голосах, либо появляются параллельные квинты (помните, это считается грубой ошибкой!). То есть, выглядеть должно примерно так (см. рис.) Вот, как звучит прерванный оборот с VI-й ступенью (пример), или в миноре (пример). А вот как — с III-й ступенью (пример). Ну, и потом должно следовать все-таки успокоение (пример).

Теперь самое время познакомиться с одним специфическим аккордом, который можно встретить исключительно в каденциях. Он так и называется — «кадансовый». По сути, это тонический квартсекстаккорд (T6/4). Его также принято обозначать просто буквой «К». Если видите где-нибудь квартсекстаккорд первой ступени — ищите там каденцию, признак очень надежный. По нотному составу кадансовый является простым тоническим квартсекстаккордом. В четырехголосном изложении в нем удваивается бас, то есть квинтовый тон. Ставится этот аккорд перед доминантой (естественно, в каденциях, где она присутствует, то есть, почти всегда). Обычно кадансовый не создает проблем с гладким голосоведением, используйте его смело. Например, если в каденции Вы пишете последовательность (T-S-D-T) — полная каденция, — то вполне уместно будет вставить его в середине (T-S-K-D-T). Или в каденции (T-D-T) (пример) Вы можете первую тонику просто построить в виде квартсекстаккорда (K-D-T) (пример). Иными словами, кадансовый аккорд заменяет собой тонику, но, поскольку имеет в басу все же доминантовую ноту, отличается неустойчивостью, как бы «обещает» доминанту. С другой стороны, это созвучие при желании можно считать даже доминантой! Только с задержанием в двух голосах.

Кроме того, совсем необязательно сочетать кадансовый квартсекст с доминантой непосредственно. Например, между ними вполне можно всунуть опять субдоминанту. Дело в том, что «обещательная» окраска кадансового так сильна, что сохраняется даже сквозь постороннее созвучие, несколько секунд. И взятие доминанты после этого все равно воспринимается, как продолжение каденции (пример). Слышите, после кадансового у меня звучит аж септаккорд II-й ступени — очень сильная субдоминанта. И бас, которму кадансовый аккорд так старательно готовил доминантовое «ложе», вдруг прыгает в сторону! И тем не менее, следующая доминанта звучит как продолжение кадансового, согласны?

Вот, теперь, кстати, можно объявить, что мы знакомы со всеми тремя «законными» случаями, когда встречаются квартсекстаккорды. Теперь можете запомнить: трезвучия применимы везде, секстаккорды — только в качестве украшения трезвучия и в его «сопровождении», но тоже где угодно. А вот квартсекстаккорды бывают только трех видов: проходящие, вспомогательные и кадансовые. Все! Любой случай, не подпадающий под эту схему, выходит за рамки классической школы гармонизации. И Вы можете себе это позволить, только «съев собаку» именно в классической школе. Иначе кустарщина будет звучать почти наверняка. Не прыгайте через ступеньки, имейте малость терпения!

Гармония: играем период с прерванной каденцией

Проходящие и вспомогательные 64

Проходящими называют аккорды, образующиеся между трезвучием и секстаккордом одной ступени. Чаще всего это структура квартсекстаккорда. Наиболее распространены обороты T – D 6 – T 6 , S – T 64 – S 6 (пример).

Функция проходящих аккордов незначительна, и оборот воспринимается как функционально-однородный.

Голосоведение плавное: бас и один из голосов движутся в противоположные стороны, 1 голос – на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом.

Читайте также  Тема музыки в литературных произведениях

Проходящий D 34 может образоваться между трезвучием и секстаккордом одной ступени (пример).

Голосоведение плавное: 2 голоса движутся параллельными 3 или 10, 1 голос — на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом. Такое явление можно встретить в художественной практике (пример — Бетховен, соната № 2, 2 ч).

Проходящие аккорды могут также образоваться между диссонирующими аккордами – D 7 , вв 7 , II 7 и их обращениями.

Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 (пример – Бетховен, соната c — moll ).

Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные движутся в противоположном направлении.

Вспомогательными называют аккорды, образующиеся между трезвучием и его повторением на выдержанном басу. Такие аккорды используются для закрепления гармонии в каденциях, в дополнениях.

Чаще всего используются обороты D – T S 4 – D в половинной и T – S 64 – T в заключительной каденциях.

В качестве вспомогательного может выступить II 2 . Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.

Вводный 7 и его обращения

Вводным называют септаккорд, построенный на 7 ступени мажора и гармонического минора.

— в натуральном мажоре это малый уменьшённый

— в гармоническом мажоре и миноре это уменьшённый

Вв 7 – некаданционныя гармония, получившая широкое распространение внутри построения, используется перед и после любой гармонии (пример – Верди «Аида») Но чаще всего используется после субдоминантовой гармонии, с которой он соединяется гармонически. Рамо называл его «аккордом ужаса», вкладывая в это название ощущение от фонизма, что предопределило широкое использование данной гармонии в музыке драматического или трагического содержания.

Разрешение двумя способами:

— в тонику. При этом бас и

— через соответствующие обращения D в тонику. При этом септима идёт на 2 вниз, а оставшиеся звуки на месте. (пример – вв 7 — D 6 ( D 56 )- t ).

Вв 7 – в тонику. При этом бас и терция идут вверх, а квмнта и септима – вниз. Тоника всегда с удвоением 3.

Вв 56 – в секстаккорд

Вв 34 – в секстаккорд

Вв 2 – в квартсекстаккорд (редко в 6 ступень)

Вводный 34 также может получить разрешение в Т 53 квартовым ходом баса и таким образом выступает в роли бифункциональной гармонии.

В творчестве Рахманинова данная гармония получила широкое употребление. Рахманинов использует этот аккорд с заменным тоном – квартой (вв 34 + 4 ). Это своеобразный лейтход в произведениях композитора. Кварта делает вв7 ладово определённым.

Вв 7 может участвовать в оборотах проходящего типа. Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные — в противоположном движении (пример – Бетховен, соната c — moll ).

Доминантсептаккорд и его обращения

Доминантсептаккордом называется септаккорд, построенный на 5 ступени мажора и гармонического минора. По структуре это малый мажорный септаккорд. По функции – яркий представитель D -группы. Широко применяется в заключительных каденциях, в заключительных каденциях в учебной практике не применяется.

D 7 бывает полный, неполный (с пропуском квинты) и с секстой (вместо квинты). Так же как и остальные аккорды может быть в тесном и широком расположении.

Разрешение: D 7 может разрешиться в тонику или в VI ступень (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).

прима– скачком в тонику или на месте (либо на 2 вниз при разрешении в VI )

терция – на 2 вверх

квинта и септима – на 2 вниз

Приготовление D 7

— S -гармонии септима должна быть приготовлена, т.е. оставлена на месте

— после D и D 6 септима может быть проходящей, т.е. появляться в нисходящем поступенном движении

— септима может появляться скачком, чаще восходящим после D , T , K 64.

При соединении с К 64 бас остаётся на месте, а три голоса идут на 2 вниз. При построении D 7 в положении септима не брать.

Обращения D 7 могут также применяться внутри построения. Исключением является D 2 , который может быть применён в серединной каденции (пример K — D — D 2 — T ).

Обращения также могут быть 3х видов – полные, неполные и с секстой. Исключение – D 34 , где квинта — это бас (пример – D 2 + 6 ).

Разрешение – только в соответствующую тонику, в VI не разрешаются (в учебных работах).

Голосоведение – такое же, как у D 7 .

Приготовление такое же, поведение септимы такое же.

D34 может участвовать в оборотах проходящего типа. При этом бас и один из голосов движутся параллельными 3 или 10, общий звук на месте, а оставшийся звук – на 2 вниз с возвратом.

D 7 может переходить в свои обращения. При этом септима в квинту, квинта в терцию, терция в приму. Недопустимо септиму в приму. Если происходит движение не на соседний тон, то лучше идти от простой гармонии к сложной (пример – Моцарт, соната D — dur ).

Между D7 и его обращениями возможны проходящие гармонии. Голосоведение традиционное.

Наряду с плавным разрешением звуков D7 в тонику существуют другие варианты голосоведения при разрешении.

— терция D 7 , находясь в альте либо в теноре, может пойти на 3 вниз при условии, что другие голоса не движутся с ней в одном направлении. Так полный D 7 может разрешиться в полное T 53 .

— скачки прим, квинт, двойные скачка гармонизуются универсально – D 2 — T 6 .

— реже скачки прим гармонизуются D 34, а квинт – D 56.

— возможны скачки терций. Удвоение – ненормативное.

— в заключительной каденции ради получения её совершенного вида допускается разрешение неполного D7 в мелодическом положении примы в тонику скачком прим. При этом образуются параллельные октавы. Они допустимы.

Септаккорд 2 ступени

Септаккордом II ступени называют септаккорд, построенный на 2 ступени гармонического мажора и минора.

— в мажоре это малый минорный

— в миноре и гармоническом мажоре это малый уменьшённый

Септаккорд II 7 употребляется в любых частях формы – как внутри построения, так и в каденциях, широко используется в плагальных оборотах.

Приготовление: тоника перед II 7 — септима должна оставаться на месте , более слабая S ( VI , S , II 6) (пример – Моцарт, соната для скрипки)

1)В тонику: септима — на месте

II56 – T, T 6 , K 64

II43 – K 64 , T, T 6

II 2 – T (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»)

а)консонирующую II 7 – D = D — T (пример — II 7 — D 6 , II 7 -D неп )

б)диссонирующую II 7 -вв 7 по кругу (пример — II 7 -вв 56 )

II 7 -D 7 по кресту (пример — II 7 -D 34 )

Возможно соединение трёх септаккордов по кругу:

II 7 — вв 56 — D 34

II 2 — вв 7 — D 56 (пример)

Возможно соединение двух септаккордов:

II 7 неп – D 7 (пример)

Септаккорд II 7 и его обращения могут участвовать в оборотах проходящего типа. Например, II 2 может использоваться в плагальном дополнении (пример). Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.

Менее употребительные аккорды D- группы

К менее употребительным аккордам D -группы относятся D 9 , D +6 , D 7 +6 , вв 34 +4 .

Доминантнонаккорд ( D 9 ) – один из представителей D -группы. В его основе лежит D 7 с добавленной ноной к основному тону.

Различают большой и малый нонаккорд. Большой нонаккорд возможен только в мажоре, малый – в гармоническом мажоре и миноре.

Используется в неполном виде (без квинты).

По интенсивности тяготения не уступает D 7 т.к. содержит и сам D 7 и вв 7 (пример).

Используется нонаккорд в каденциях, перед D 7 т.к. на одном с ним басу, характерном для каденции. Используется в мелодическом положении ноны.

1)В тонику, при этом бас идёт в тонику, а остальные голоса – как в вв 7 . Неполный D 9 всегда разрешается в полную тонику.

2)Через D 7 , при этом используется как задержание. Нона идёт на 2 вниз, а остальные голоса на месте.

Нонаккорд удобен для гармонизации нисходящей секунды 6-5 ступени (пример – Шуман, «Листок из альбома»).

К менее употребительным аккордам D -группы относятся и аккороды с заменными тонами.

D 7 +6 – ещё один представитель D -группы. Секста, использующаяся вместо квинты, делает этот аккорд ладово определённым. Секста может использоваться как задержание к D (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).

1)В тонику, при этом секста нисходящей терцией перейдёт в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.

2)Через D 7 в тонику, при этом образуется характерный ход сексты 3-2-1 ступень в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.

Данный аккорд нашёл широкое применение в творчестве Шопена и получил название «шопеновской доминанты».

D +6 также используется. Секста, как и в D 7+6 делает аккорд ладово определённым.

Читайте также  Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Ещё один представитель — Вв34+4. Кварта, взятая вместо терции, делает вв 34 +4 ладово определённым. Может также разрешаться сразу в тонику и через D . Данная гармония получила широкое употребление в творчестве Рахманинова. Композитор использовал вв 34 + 4 с S -оттенком и разрешал сразу в тонику (пример). Это своеобразный лейтход в произведениях Рахманинова.

Каденцией называется мелодико-гармонический оборот, завершающий музыкальное построение, изложение музыкальной мысли.

По своему местоположению в периоде каденции разделяют на серединные и заключительные . Каденции различаются по функциональным свойствам последнего аккорда (например, серединная D -я или S -я, заключительная – Т. Это создаёт тяготение на расстоянии неустойчивой серединной гармонии в устойчивой заключительной).

С гармонической точки зрения все каденции разделяются на устойчивые ( T ) и неустойчивые ( D или S ).

Устойчивые тоже разделяются на:

— полные ( S — D — T )

— плагальные ( S — T )

— автентические ( D — T )

По гармоническому составу разделяются на полные (с остановкой на Т) и половинные (с остановкой на S или D ).

книга песка

Каденции. Кадансы. Период. Предложения.

На сайте начался разбор содержания книги Праут, Музыкальная Форма. И одной из ключевых тем упоминавшихся в тексте была — каденция. Разберем подробно определение и формы каденций.

Гармония, Тема 8. Бригадный учебник гармонии.

Тема 8
КАДЕНЦИИ. ПЕРИОД. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Членение музыкального произведения.

Музыкальное произведение развертывается во времени, и в этом его специфическая особенность, как искусства временного. Представляя собой нечто единое по мысли и целое по форме, музыкальное произведение вместе с тем расчленяется на отдельные составляющие его разделы, называемые построениями. Построения отграничиваются друг от друга цезурой. Ц е з у р а есть момент, отделяющий конец одного построения от начала другого, независимо от их масштаба.

2. Период, предложение.

Простейшим образцом законченного музыкального построения, излагающего (экспонирующего) лишь одну тему, одну музыкальную мысль, является период. Обычно он состоит из двух равнодлительных (четырехтактовых) построений, называемых предложениями. Эти предложения отграничиваются цезурой и заключаются двумя различными, функционально связанными, каденциями.

Восьмитактовый с равнодлительными предложениями период, называемый обычно квадратным, получил очень большое распространение в жанре танца, скерцо, марша, хороводной песни, для которых существенна большая опора на метрику. Этот вид периода будет преобладающим в наших практических заданиях.

К простым видам периода можно отнести и период единого строения, на предложения не расчленяющийся (см. Л. Бетховен. Allegrettoиз сонаты № 6; главная тема второй части V симфонии), и период с равнодлительными, но не квадратными предложениями (см. двенадцатитактовый из двух предложений период в ансамбле «Не розан сверкает» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки).

3. Каденции в периоде

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли (или самостоятельной ее части).

По своему местоположению в периоде каденции разделяются на две категории:

серединные (конец первого предложения) и

заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода):

И этот же нотный образец в свободном переложении для гитары

Обычно серединные и заключительные каденции периода различаются еще по функциональным свойствам последнего аккорда; например, первая каденция — на Dили S(неустойчивая функция), а вторая — на Т (устойчивая функция). Это создает тяготение на расстоянии неустойчивой D (S) к устойчивой Т и, таким образом, связывает одну каденцию с другой, соподчиняет их, а тем самым содействует объединению обоих предложений в одно музыкальное целое, несмотря на цезуру:

Примечание. Связь музыкальных построений с общим тематическим развитием музыкального произведения и их соотношение внутри музыкального целого образует смысловую сторону музыкальной речи или её синтаксис (по аналогии со словесной речью и ее синтаксическими особенностями).

4. Основные виды каденций.

С гармонической точки зрения все каденции разделяются на две основные функциональные группы:

1) каденции, заключающиеся устойчивым аккордом, — Т и

2) каденции, заключающиеся неустойчивой гармонией – D или S.

Устойчивые каденции в свою очередь имеют три следующие разновидности:

1) автентические,

2) плагальные и

3) полные (как разновидность автентических).

Автентическими каденциями называются гармонические обороты DТ в конце предложения или периода:

РАЗНОВИДНОСТИ ПЕРИОДА

Период с расширением второго предложения –период,в котором второе предложение больше по масштабу (количеству тактов), чем первое предложение (4т.+6т., 4т.+7т. и т.д.). Приемы расширения второго предложения:

а) дословное или варьированное повторение фраз, мотивов;

21. «СПИ, БАЮ-БАЙ»(Немецкая народная песня)

1-ое предложение 2-ое предложение

б) секвенцирование в зоне второго предложения;

22. «МАРИЯ ШЛА ЧЕРЕЗ ЛЕС»(Швейцарская песня)

в) наличие прерванной или несовершенной каденции: (пример 23)

s6 s DDVII7 b3 K6/4 D7 VI II6 K6/4 D7 t

Период с дополнением очень похож на период с расширением. Но дополнение появляется после заключительной каденции: (пример 24)

t t6 II6 D7 t t6 s D7 t t6 s D7 t

Хотя дополнение формально находится за пределами периода, оно органически необходимо для полного завершения музыкальной мысли, как в пьесе Ф. Бланджини «Ариетта». Чаще в качестве дополнения выступает повтор заключительного мелодико-гармонического оборота, заключительной каденции.

Период из трех предложений характерен в основном для вокально-хоровой музыки. В таком периоде одно из предложений повторяет предшествующее предложение либо дословно, либо с вариантными изменениями. Период из трех предложений может быть по тематическому строению двух видов. Чаще встречается такой вариант периода, когда третье предложение повторяет второе предложение: a b b (a b b1):

25. «ПЕСЕНКА ДЕДА МОРОЗА»МузыкаЕ. Крылатова

Анализируя период из трех предложений, следует в компоненте «структура» просто указывать количество тактов, а в компоненте «строение» — условное буквенное обозначение предложений. Так о «Песенке Деда Мороза» можно сказать, что она написана в форме периода из трех предложений:

1 предл. 2 предл. 3 предл.

Структура периода: 4т. + 4т. + 4т.

Строение периода: а b b1

Данный период модуляционный (так как начинается и заканчивается в G-dur, а второе предложение начинается с отклонения в а-moll), замкнутый.

Реже встречается вариант периода, когда второе предложение повторяет первое предложение: a a b (или а а1 b).

Большой период –это период, состоящий из двух предложений большой длины. Возможны периоды протяжением в 32, 40 тактов и др.

Период единого строения (или период, неделимый на предложения, или период-предложение) практически невозможно «разделить» на два предложения, как в теме «32 вариаций» Л. Бетховена: Пример 26.

Музыкальная мысль в теме бетховенских вариаций завершена, значит, следует считать это построение периодом; а поскольку имеется только одна каденция – это одновременно и предложение. При анализе такого периода-предложения структура и строение не оговариваются.

Период с сокращением второго предложения:второе предложение меньше первого по масштабу, как в Вариациях (ор.72) А. Глазунова(4т.+3т.)

Сложный периодсостоит из двух предложений, каждый из которых пригоден для существования в качестве самостоятельного периода. Сложный период, обыкновенно, похож на простой период сходством начал обоих предложений. Как правило, первое предложение такого периода заканчивается модуляцией (типичны тональности D группы).

28. «МОЙ САДИК» Музыка П.И. Чайковского

Задание №3.Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов:

СЛОВАЦКАЯ ПЕСНЯ

30. «ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК»(Литовская нар. песня)

31. «КОРАБЛИК И ЮНГА»(Французская песня)

32. «ВЕЧЕР»(Словацкая песня)

33. «МУЗЫКАНТЫ»(Немецкая песня)

34. «МОЙ СПУТНИК»

Музыка Л. Бакалова

35. МЕЛОДИЯ (из оперы «Свадьба Фигаро»)

Задание №4.Сыграйте детские песни с аккомпанементом по «цифровке». Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов. Подумайте, какую роль играет гармония в этих песнях.

36. «ВАЖНАЯ ЛЕДИ»

Музыка М. Раухвергера

37. «ВЕНОК»

38. «ИДЕМ В ШКОЛУ»

Музыка Ю. Слонова

39. «ПЕРЕПЁЛКА»

40. «ОТ НОСИКА ДО ХВОСТИКА»

Музыка М. Парцхаладзе

Задание №5.Определите разновидности периодов в инструментальных произведениях.

41. «СУЛИКО»(Грузинская народная песня)

42. «ПРЕКРАСНАЯ ФАТЬМА»

(алжирская народная песня)

43. «ТОНКАЯ РЯБИНА»(Р.Н.П)

44. «КУКУШЕЧКА»

Музыка Т. Родионовой

Задание №6 (СРС). Проанализируйте форму (структуру, строение, тональный план, степень завершенности, разновидности периода) в сольфеджируемых мелодиях.

Ø Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. М.,1972 – вып. 2. №№ 1, 4, 7, 9, 19, 23, 25, 40, 42, 73, 76, 82.

Ø Способин И. Сольфеджио: Двух- и трехголосие. М., 1991. №№ 16, 19, 21, 33, 48, 64, 65, 113.

Задание №7 (Тест)

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 5443 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: