Факторы, влияющие на звучание бас гитары - OXFORDST.RU

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Шесть секретов плотного и сильного звука бас-гитары на записи

Басистам не везёт. Вот барабанщику, например, никто и слова не скажет, если он полдня будет возиться со своей колымагой, накручивая там каждый винтик. А попробуй попроси звукорежиссёра поставить к басовому кабинету второй микрофон – такое сразу начнётся…

Бас-гитара – один из самых важных инструментов рок-музыки вообще и самый важный в ритм-секции. Но звукорежиссёры редко относятся к ней с подобающим почтением. Берут с полки первый попавшийся директ-бокс, брезгливо вытягивают за провод из-под старого барабана микрофон, даже плесень с него не стряхивая – бери, мол, включайся. Так что думать о звуке своей любимой басухи нужно нам самим. Слава богам, это не так уж и сложно, и неважно, в каком стиле вы играете. Внимайте.

Берите хороший директ-бокс. Не все DI-коробки одинаково хороши. Самые дешёвые и звучат так же. В более дорогих и компоненты получше, и сделаны они на совесть, причем разницу между дешёвым и подороже несложно услышать невооружённым ухом. Считается, что лучшие боксы – те, в которых стоят трансформаторы Jensen, специально обученные для передачи самых низких частот и не пропускающие наводки и фон.

Если у вас пассивные датчики на гитаре, включайтесь в активный DI, и наоборот – для активного баса берите пассивную коробку. Иначе в звук полезут шумы. Так что выбирайте самый лучший директ-бокс, какой можете себе позволить – и приятно удивитесь, насколько чище, яснее и басовее станет звучать ваша бас-гитара.

Включайтесь в небольшой кабинет. Тот редкий случай, когда размер имеет значение, но наоборот. Конечно, чем больше кабинет и чем больше в нем динамики, тем басистее будет звук. На живых выступлениях это как раз в кассу, но в студии супер-глубокий бас может потеряться в миксе. Чтобы бас-гитару было слышно не только в дорогих мониторах, но и в маленьких колонках, наушниках и даже динамиках смартфонов, стоит записать ее через маленький кабинет с выраженными средними частотами, это ещё и добавит энергии басу независимо от того, на чём его будут слушать. Помните, что люди слышат самые низкие частоты, только если в их системе есть отдельный сабвуфер.

Комбики и кабинеты с 8″, 10″ и 12″ динамиками вполне подойдут для записей, которые будут слышны на любой аппаратуре. Множество рок-песен писались через кабинет 4х10″, но не бойтесь взять и меньший. Даже недорогой школьный комбик вполне может своим звуком прорезать микс.

(Это можно проверить и в программном симуляторе кабинета – поставьте в Guitar Rig’e, например, самый большой басовый кабинет, и звук уйдет, станет невнятный и мыльный. – Прим. редактора.)

Подбирайте и комбинируйте микрофоны. В студиях часто используют микрофоны с большой мембраной, типа Electro-Voice RE20 или AKG D112, которые хорошо берут нижние частоты. С ними звук глубокий, мощный в низах, но недостаточно ясный и чёткий.

Конденсаторные микрофоны, с другой стороны, отлично ловят детали и верхние “воздушные” частоты. А большая мембрана даст звук с более выраженными нижними. Если у вас только один микрофон, то лучше всего использовать именно такой. Но не ставьте его близко к кабинету, высокое звуковое давление может испортить микрофон. А еще лучше поставить два микрофона: конденсаторный с маленькой мембраной и динамический с большой. Для лучшей атаки и резкости берите проверенный временем Shure SM-57, профессионал в областе средних частот.

Разделяйте сигнал. Есть три способа это сделать:

  1. Пустить один сигнал в два кабинета – один с большим басовым динамиком, другой с небольшим среднечастотным – через Y-образный кабель.
  2. Взять разветвитель сигнала и пустить через него бас в два разных усилителя со своими кабинетами.
  3. Записать бас через DI-коробку и реампить его через два усилителя. Даже если у вас только один усилок, можно во второй заход поменять настройки эквалайзера.

Выравнивайте фазы. Смешивая несколько басовых дорожек, всегда можно попасть на проблемы с фазами сигналов, особенно если это дорожки с DI или после реампинга. Не ленитесь и поправьте фазы в компьютерной студии, либо руками, либо каким-нибудь плагином типа Precision Time Align.

Увеличьте картинку с записями и смотрите, какая из них запаздывает или начинается раньше. Даже небольшой сдвиг в несколько миллисекунд испортит низкие частоты. Поставьте эти дорожки на место, и бас сразу заиграет всеми красками.

А теперь хотите самый грязный главный секрет записи бас-гитары? А вот он: записывайтесь без усилителя! Некоторые активные DI-коробки по гибкости настройки частот не хуже самых крутых усилителей. Например, легендарная педаль SansAmp частенько грязно использовалась басистами для записи, когда под рукой не было усилителя – а все благодаря его тёплому, почти ламповому звуку.

Есть и цифровые симуляторы басовых усилителей, например, Kuassa Cerberus или Softube Bass Amp Room. Да и вообще, на компьютере можно соорудить грандиозную виртуальную студию с разными кабинетами, микрофонами и прочим, и при этом очень точно их настраивать. Попробуйте записать бас в студии, как мы рассказали, а потом запустить чистую дорожку с DI в виртуальный кабсим, и сравните – будет ли разница и в чью пользу.

Вот такие дела, ребятки и девчатки. Прочитали? Ну а теперь берём свои четыре и более струн и задаем такой грув, чтобы никому мало не показалось.

Форум бас-гитаристов

  • музыкант ищет группу
  • группа ищет музыканта
  • собираю группу

музыкальные инструменты

  • мастерская new
  • тусовка музыкантов
  • дискуссии

форум текстовиков

форум барабанщиков

  • рок
  • тяжелая музыка
  • фанк-джаз-фьюжн-блюз
  • инди и другая музыка
  • альтернатива и панк
  • акустика и фолк
  • академическая музыка
  • рэп и хип-хоп
  • эксперимент. музыка
  • популярная музыка
  • электроника и DJ
  • Питер: куплю-продам
  • Питер: тусовка
  • Питер: поиск музыкантов
  • Украина: куплю-продам
  • Украина: общение
  • Дмитрий Четвергов
  • развитие голоса
  • рок-лицей Красный Химик
  • shamray-shop.ru — Самый Гитарный магазин
  • Guitarplanet.ru — Магазин для гитаристов и гитарных мастеров!
  • Барахолка.РФ — бесплатные объявления России
  • Поздравление в стихах

ЗЫ: Интересен так сказать этот процесс с технической стороны, то есть как все это происходит. В инете ничего найти толком не смог. За ссылку буду благодарен.

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

>для начала нужно уяснить, что колебания возбуждаютя сразу во всей системе

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

По сабжу: я убеждаюсь все больше и больше, что звук зависит от всех мелочей в принципе.

От ладов и от порожка очень сильно зависит, от материала. У меня стоял пластиковый порожек и бронзовые лады — звук открытой струны по окраске очень сильно отличался от прижатой струны. Поменял на бронзу — естественно увеличился сустейн, звук стал по окраске одинаковым, звонче на открытых струнах. С другими материалами (костяные, стальные) не сталкивался вплотную, ничего не могу сказать.

ой-ё.. Жуть! Не читайте этого.

«Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус. Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне.»
«К некоторым струнным инструментам приделана клавиатура»
«Мензура . определяет физическую дистанцию между нотами на инструменте.»
«. вызывает прерывистое перемещение струны по смычку, то есть вибрацию»

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

в мире музыки нет. (c) Evi1

Натянутая струна — часть единой системы. Дерево, конструкция, форма корпуса и головы, бридж с порогом и ладами, колки и вплоть до проводов — всё это те или иные составляющие системы.
Есть части, которые расчитываются как элементы с распределенными параметрами (струна, корпус, гриф и т.д.), а есть те, которые считаются как элементы с сосредоточенными параметрами (колки, лады, фурнитура, грифовые болты и т.д.) — т.е. первые играют и упругую и инертную роль, вторые — только одну из них.

В момент, когда ты касаешься струны, даже слегка отклоняя её от начального положения ты выводишь всю систему из состояния равновесия — к моменту собственно звукоизвлечения весь инструмент будет готов к отклику. Т.е. струна никуда не «передаёт» колебание — к этому моменту колебание уже заложено во всю систему. Конечно, можно последовательно рассмотреть, что и как колеблется, но при этом всё колеблется в неистребимой связи с друг с другом.

Струна имеет очень сложный характер колебаний. Его никак не описать в двух словах. От конструкции (и состояния) струны зависит выраженность ее различных гармоник и характер изменения колебания во времени. Причем, невозможно колебание струны строго в плоскости параллельной деке — при этом между струной и порогами будут возникать вращающие моменты, и плоское колебание переходит в сложное (в сечении это эллипс с изменяющимися и прецессирующими полуосями).
Составляющая колебаний, перпендикулярная деке определяет изменение магнитного потока и ЭДС, индуцирующуюся в катушке звукоснимателя. Чем ближе магнитопровод к струне, тем более резким будет относительное изменение поля. Выступы магнитопровода (те самые «кнопки», которые торчат из звучков)позволяют добавить к основной (нормальной деке) еще и 2-ю моду колебания (т.к. струна за одно движение от/к «кнопки» нормально деке делает еще и двойное движение от/к «кнопки» в в плоскости деки). Разделение магнитопровода на пары (как на ЖБ — на каждую струну две «кнопки») позволяет еще увеличить этот эффект. Сплошные («рельсовые») магнитопроводы снимают только первую моду колебания.

Колебания самого баса формируют характер колебания струны. Здесь еще более сложные зависимости.
Сквозной гриф в большей мере поддерживает собственный характер затухания струны (много сустейна). При этом важны не только упругие характеристики, но и распределения масс. Голова в основном играет роль массовой составляющей — она накладывет дополнительные инертные силы. «Крылья» корпуса по месту склейки диссипатируют звук и придают ему больше характера (т.к. крылья сами по себе упругие), и так же играют инертную роль.
Болченая конструкция вносит дополнительное граничное условие (резкое изменение импеданса в стыке гриф-корпус), при этом еще и играет роль диссипативных потерь. Это определяет тот самый характерный для хороших болт-онов «пинок» — после возбуждения система резко прыгает по амплитуде.
Вклееный гриф по звуку часто похож на сквозной (не большой пинок, большой сустейн), но по сути ближе к болт-ону — т.к. перепад импеданса и диссипация по склейке. Это позволяет, в часности, широко эксперементировать в способах совмещения различных способов крепления.
Несколько-кусковая дека (не путать с крыльями у сквозняка) — это еще несколько очагов рассеяния энергии — меньше сустейн, более «ватный» характер — впрочем, часто именно это и нужно. Топ с одной стороны это гигантская склейка (и потеря энергии), но с другой стороны — увеличение упругости всего корпуса — т.е. им можно сильно влиять на звук в разные стороны. Ну, и это красиво.

Гриф даж поважнее корпуса. Здесь критично всё — от анкера до накладки. Продольные клейки (многокусковые) позволяют добиваться широко спектра собственных частот — т.е. избавиться от мёртвых нот и сделать звук ровным в более широком диапозоне. Кроме того, такой гриф стабильнее. Однокусковый гриф не так стабилен и имеет ярковыроженные собственные частоты, зато не расходует энергию в склейках — так сказать, доставляет колебание прямо по назначению.
Накладка фактически аналогична бриджу. Но она играет и массовую, и упругую, и диссипативную роль — это критичная деталь, материал очень важен! Лады — массовые элементы, но в сравнении с массой накладки их можно считать просто упругими проводниками колебаний. Роль верхнего порожка, полагаю, и так понятна — именно на него опирается «ответная часть» открытой струны — здесь начинается соедининие системы струна-корпус.
Анкер не только стягивает весь гриф (сильно меняя его собственные характерстики), но и сам является «участником процесса» — он по волновому сопротивлению сильно отличается от дерева и вносит весомый вклад в общую картину.
Струны от порожка до колков тоже колебательные системы, но их вклад не велик, поэтому их (да и всю голову) можно считать просто большой инертной массой. Здесь важно, что в идиале по обе стороны струны должны быть два сходных граничных условия, т.е. голова должна быть по массе и упругости копией корпуса. Технически это невозможно, поэтому мы имеем то, что имеем.
Колки, во-первых, занимают значительную часть массы головы, а во-вторых, «запирают» хвост струны — если колок разболтан или струна неправильно натянута (много, или мало витков, не правильная чередность и т.д.), то струна на границе имеет не колебания грифа, а колебания не пойми чего, со всеми вытекающими.

Бридж — замок всей системы «бас-струна». Чем больше его масса, тем меньше струна зависит от корпуса и тем больше в ее колебаниях «собственного» характера. Пропускание струн сквозь корпус дополнительно стагивает бридж с басом, внося ноту некой стабильности. Вообще, о бридже есть огромная статья на Басстриме и Басбеле (от Басмаста) — в целом, выводы можно поглядеть там — лень пересказывать. Важно, что бридж, пороги и т.п. формируют связь двух систем — струна и собственно-бас.

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Дерево бас гитары и его влияние на звук инструмента

Наверное каждый задавал себе вопрос: из какого дерева корпус моей гитары? Какое из пород дерева предпочтительней. Что лучше: клен или ясень, ольха или красное дерево? Из какого дерева мне купить следующую гитару? Здесь можно дать только один совет. Каждый должен представлять, какой звук ему нравится. Здесь советником могут стать только ваши уши.

Если вы когда-нибудь видели две абсолютно одинаковые гитары, одной и той же фирмы, сделанные из одинакового дерева, то это не значит, что вы можете купить любую из них. Я вас уверяю, что звук и тон у них абсолютно разный, стоит только хорошенько прислушаться. И знайте, двух одинаковых гитар не существует вообще.

Многие музыканты интересуются, какое дерево, если можно так выразиться, престижнее, дороже, или у какой породы больший звуковой потенциал. Хорошо выдержанный и по технологии высушенный дуб лучше, чем сырой клен. Многие фирмы, серийные или малосерийные, сделав партию инструментов, внимательно рассортировывают их по фактуре дерева и склейкам.

Если на корпусе или грифе много сучков, или дерево не сходится по фактуре и цвету, то эти гитары отдают в покраску. Остальные гитары, которые имеют идеальную структуру, покрывают лаком. После этого каждый инструмент прослушивают, а уж потом назначают им цену. Отсюда напрашиваются два вывода:

Первое: опасайтесь крашеных инструментов.

Второе: если вы все же приехали за инструментом в Америку и растерялись в изобилии фирм и моделей, и если вы совсем ничего в этом не понимаете, а хотите все же купить хорошую гитару, то, в крайнем случае, обратите внимание на цену инструмента. В Америке, да и, наверное, в Европе (к сожалению, это мало касается нашей страны) нет ни одной цены, взятой «с потолка». Какую сумму вы отдали за инструмент, на столько он и будет звучать, и столько он вам прослужит,

Наконец, мне хотелось бы поместить здесь список сортов деревьев, которые применяют все современные производители бас-гитар. Эти породы дерева расположены по возрастанию в цене на американском рынке. Многие из экзотических пород, к сожалению, не имеют перевода, а в остальном этот список может послужить вам маленьким словарем для того, чтобы легко определить в рекламных проспектах и каталогах, из какого дерева сделана та или иная модель бас-гитары.

Основные виды дерева для изготовления бас гитар:

Poplar тополь
Alder ольха
Basswood американская липа
Cherry вишня
Spruce ель
Ash ясень
Swamp Ash болотный ясень
Walnut орех
Mahogany красное дерево
Maple клен
Rosewood палисандр
Ebony черное дерево
Flame Maple волнистый клен
Quilt Maple отборный клен (комбинированный)
Bird’s Eye Maple птичий глаз

Некоторые экзотические породы дерева для бас гитар:

Padauk Pau Ferro
Wenge Zeorawood
Teak Lacewood
Bubinga Mamywo
Morado Afzelia
Masonite Monkey Pod
Boire Zeorano

Есть и такие производители бас-гитар, которые, как говорится, немного лукавят, говоря о древесине, из которой производится их инструмент. Ведь древесина не сделает бас-гитару более экзотичным, чем есть на самом деле. Яркий тому пример – ясень! Древесина американского, а особенно болотного, ясеня мягче и легче, да и звучит он гораздо теплее, чем ясень европейский, у которого тяжёлая и плотная структура. И вот по сути дерево одно – а характеристики и ощущения совсем разные и по игре, и по весу.

С клёном может быть та же история. У клёна «Птичий глаз» жёсткая структура, а вот волнистый клён гораздо мягче.

Самое лучшее дерево для бас гитар — бразильское розовое деревоСамое «музыкальное» дерево, которое высоко ценится за природную красоту и превосходные звуковые характеристики – бразильское розовое дерево. Вообще, с этой древесиной на сегодняшний день дела обстоят «неважно». В связи с бездумной вырубкой сельвы, розовое дерево оказалось на грани полного уничтожения. Поэтому в настоящее время для производства бас-гитар всё чаще используется древесина из Индии.

Немаловажным остаётся и распил древесины. Он также влияет на звучание инструмента. Один из самых дешёвых распилов – это тангентальный распил, т.е. в него идёт всё бревно. А это негативно влияет на качество, т.к. непременно будут косослойные участки. Самый предпочтительный вариант распила – это радиальный. Т.е. в него идёт только центральная часть бревна. В итоге получается, что на поперечном срезе наблюдаются параллельно идущие сердцевинные лучи. Но следует понимать, что и цена таких материалов заметно возрастёт и не в один раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: