Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов. - OXFORDST.RU

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду — что это такое ? Музыкальный инструмент аборигенов

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду

Человек всегда стремился познать самого себя, тщательно изучая историю своей эволюции. До сих пор возникает очень много вопросов о происхождении «человека разумного» — Homo sapiens, и главной загадкой на пути данного познания являются аборигены – коренные жители Австралии. Это этнографический феномен — обособленная группа племён, которая по своему физиологическому и умственному развитию застыла на уровне эпохи каменного века и до появления колонистов не знала ни колеса, ни письменности. Ученые очень внимательно изучают религию и культуру австралийских аборигенов. Большой интерес вызывают их легенды о сотворении мира, религиозные обряды, ритуальные танцы, а также примитивный, но очень интересный музыкальный инструмент – диджериду, который особо почитается у племен, ведь его звуки сопровождают священные церемонии и разнообразные шаманские практики. Для австралийских аборигенов диджериду – сакральный инструмент, обладающий живительной силой. Это голос самой Природы, который отгоняет злых духов и, в то же время, мост, соединяющий миры и эпохи.

Читайте также  Куда поставить пианино: как создать рабочее место пианиста?

Историю диджериду и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук диджериду не похож ни на что. Это реальное прикосновение к чуду, так как низкий рокочущий тон инструмента вызывает мистические ассоциации, связанные с шаманами и голосами духов. Он пронизывает человека, действует на него притягательно и завораживающе.

Аборигены очень тесно связаны с природой, ее звуками: плеском воды, завыванием ветра, шелестом листвы на деревьях, голосами птиц и животных. Сущность этих звуков исполнитель с наибольшей точностью, в сочетании с горловыми интонациями, старается передать через дрожащее звучание своего священного инструмента. Уникальность диджериду заключается ещё и в том, что на нём, звучащим только на одной ноте, можно извлекать широкий спектр украшающих звучание обертонов. Высота тона диджериду зависит от длины и ширины инструмента: короткий и широкий — имеет более высокий голос, а длинный и узкий звучит гораздо ниже. Играть на диджериду довольно сложно. Во время исполнения задействуются хорошо натренированные мышцы лица, шеи, язык и диафрагма. Кроме этого музыкант обязан владеть сложной техникой непрерывного перманентного дыхания.

Фото:

Интересные факты

  • Двух одинаковых диджериду не существует, так как каждое дерево имеет свое собственное строение: форму ветвей и стволов. Как результат, каждый инструмент неповторим по своему голосу и тембру.
  • Инструмент, кроме наименования диджериду, придуманного европейцами, имеет ещё 45 различных названий, которые он получил в разных племенах коренного населения. Вот некоторые из них – йедаки, бамбу, бомбо, камбу, пампу, гарнбак, иллипра, мартба, джираги, йираки, идаки и другие.
  • У разных народов существуют инструменты, которые очень похожи на диджериду, среди них стоит особо выделить трембиту, популярную у многих наций, альпийский рог и тибетский дунгчен.
  • Гул в ротовой полости исполнителя на диджериду может достигать ста децибелов, что приравнивается к грохоту отбойного молотка.
  • Самый крупный фестиваль исполнителей на диджериду под названием «Airvault» проходит во Франции уже более 10 лет.
  • В нашей стране первый фестиваль диджериду состоялся в г. Санкт-Петербург 28 июня 2008 года. В России также установлено отмечать День диджериду и приходится он на 28 июня.
  • Музыканты «Битлз» во время своего гастрольного турне по австралийскому континенту решили попробовать поиграть на диджериду. Такое музицирование оставило у них очень яркое впечатление.
  • Мужчина – абориген, исполнитель на диджериду, использует звук инструмента для привлечения внимания понравившейся ему женщины.
  • Ученые доказали, что из-за тренировки дыхательных путей, игра на диджериду помогает прекратить храп, а также способствует профилактике легочных заболеваний.
  • В 19-ом веке, в начале колонизации, в Австралии, существовало 600 племен аборигенов, каждое из которых имело свою территорию, язык и обычаи. К началу 20 века аборигены признавались уже вымирающим народом, так как они составляли не более двух процентов от всего населения австралийского континента.

Конструкция

Изначально диджериду – это почти нерукотворный музыкальный инструмент, в создании которого принимает участие сама природа. Он представляет собой полую трубу с диаметром от 5 до 10 см и длиной от одного до трех метров, на одной стороне которой располагается мундштук диаметром 3 см. Если ранее материалом для инструмента служили только эвкалипт и бамбук, то на сегодняшний день для его изготовления используют березу, клен, ольху, ясень, вяз, а также более дешевые пластик или винил. Вес диджериду варьируется от 1,5 до 2,5 кг.

Разновидности

Сегодня диджериду, привлекающее к себе все больше внимания, имеет довольно много разновидностей. Музыканты, чтобы увеличить исполнительские возможности своего инструмента постоянно стараются его модифицировать. В настоящее время смоделированы закрученные спиралевидные диджериду, а также компактные в форме коробки диджебоксы. Кроме этого исполнителями на диджериду были изобретены следующие модели инструментов, которые также отличаются формой и внешним видом, среди них:

  • Диджериду Keyed — оснащен системой клапанов;
  • Диджериду Multidrone – инструмент имеет особую форму мундштука и специальное строение канала;
  • Диджерибон – гибрид тромбона и диджериду. Конструкция инструмента допускает изменение длины инструмента во время исполнения, так как включает в себя две трубки, одна из которых вставлена в другую;
  • Диджериду Flute – инструмент имеет звуковые отверстия, что позволяет исполнять сложные мелодии.

Применение

Диджериду является удивительным инструментом, который завоевывает всё большую популярность. Несмотря на свою архаичность, он сегодня стоит в одном ряду с самыми современными музыкальными инструментами планеты. Диджериду весьма универсален и сфера его применения очень разнообразна. Являясь музыкальным голосом Австралии, инструмент звучит на различных национальных праздниках и фестивалях, кроме этого он традиционно сопровождает сакральные церемонии австралийских аборигенов. Однако диджериду в нынешнее время успешно применяется не только на австралийском континенте, но и во всем мире. Его звучание украшает композиции самых различных современных музыкальных стилей, среди которых: рок, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, техно, фанк, панк, рэп, инди-фолк, фолк-рок, эмбиент и регги. Помимо музыки инструмент находит ещё одно оригинальное применение: он успешно используется в медицине. Диджериду, не только способен вылечить человека от храпа, но и является уникальным, экзотическим видом вибрационного массажа, который помогает снять стресс, эффективно погружая в медитацию. Расслабляя мышцы, такой массаж помогает при спазмах и болях в суставах, запускает внутренние процессы самоисцеления.

Исполнители

Диджериду – это музыкальный инструмент, с которым большинство людей смогли познакомиться только в конце прошлого века. Однако он быстро заинтересовал музыкантов–исполнителей, которые старались не только овладеть диковинным инструментом, но и экспериментировали с ним, используя в различных современных музыкальных стилях. Особый весомый вклад в развитие инструмента внесли следующие исполнители, прославившиеся как искусной игрой на диджериду, так и значительными преобразованиями – модификацией инструмента, среди них: Залем Деларбр (Франция), Грэхэм Виггинс (Англия), Дубравко Лапайн (Хорватия), Чарли МакМахон (Чехия), Ондрей Смейкал (Чехия), Уильям Торен (США).Среди российских музыкантов наиболее известными исполнителями на диджериду являются Светлана Максимова, Аркадий Шилклопер, Петр Никулин, Алексей Захаров, Вадим Субботин, Александр Коновалов.

История

Диджериду – очень древний музыкальный инструмент, который известен австралийским коренным жителям более сорока тысяч лет. За всю свою многовековую историю он совсем не изменился и остался до сегодняшних дней в своем первозданном виде. Самое интересное то, что в изготовлении инструмента принимает активное участие сама природа. В засушливое время термиты – белые муравьи, выедая сердцевину эвкалиптовых деревьев, образуют в их стволах полость. Аборигены тщательно выискивают такие деревья, вырубают их, очищают, приспосабливают восковой мундштук и разукрашивают тотемными рисунками своего племени. Кроме эвкалипта для изготовления диджериду применяется также бамбук, внутренние перегородки которого удаляют, прогоняя по стволу горячий уголь. Это растение, произрастающее на северных территориях Австралии, как материал для инструмента уступает эвкалипту, он может растрескаться от перепадов температуры, а также от изменения влажности. Кроме этого бамбуковые диджериду из-за слоистой структуры древесины имеют более глухой звук, менее насыщенный обертонами.

Диджериду для австралийских коренных жителей имеет очень важное сакральное значение. Он символизирует образ Радужного змея Юрлунгур, который согласно мифам аборигенов играл важную роль в сотворении мира, а также является покровителем неба, воды, плодородия и знахарей. Диджериду является неотъемлемым атрибутом церемоний инициации, а также священных обрядов, через которые аборигены общаются со своими божествами. Под звуки инструмента они поют и танцуют свой священный ритуальный танец корробори, в котором не только участие чужаков, но просто наблюдение за ним считается недопустимым. Играют на диджериду в основном мужчины, которых учат этому с самого раннего возраста. Правда в некоторых племенах играть на инструменте разрешается и женщинам, но только не во время религиозных обрядов.

Первые колонисты, которые в начале 19 века начали заселять Австралию, на примитивный инструмент коренных жителей особого внимания не обращали. Интерес к диджериду возник только в последней четверти 20 века, а начиная с 80-х годов инструмент стал стремительно распространяться по всему миру.

Диджериду – инструмент, волшебный голос которого и поныне тревожит сердца людей и заставляет вспомнить об общем земном и духовном начале. Этот инструмент, звучащий всего на одной ноте, сегодня все больше открывается человеку и проникает в его современную культуру, он заставляет людей объединяться, обмениваться опытом, совместно играть и устраивать интересные фестивали.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Диджериду

Диджериду – музыкальное наследие Австралии

Звук этого древнейшего инструмента трудно описать словами. Низкий гул, рокот, немного напоминающий по тембру горловое пение сибирских шаманов. Он получил известность сравнительно недавно, но уже завоевал сердца многих фолк- и ambient-музыкантов.

Читайте также  Песня «тёмная ночь»: история одной замечательной песни

Диджериду – народный духовой инструмент австралийских аборигенов. Представляет собой полую трубку длиной от 1 до 3 метров, с одной стороны которой находится мундштук диаметром 30 мм. Производится из дерева или стволов бамбука, часто можно встретить дешевые варианты из пластика или винила.

История диджериду

Диджериду, или yidaki, считается одним из самых древних инструментов на земле. Австралийцы играли на нем, когда человечество еще не знало никаких нот. Музыка была необходима для проведения языческого ритуала Корабори.

Мужчины разрисовывали свои тела охрой и углем, надевали украшения из перьев, пели и танцевали. Это священная церемония, посредством которой аборигены общались со своими богами. Сопровождались танцы барабанным боем, пением и низким рокотом диджериду.

Эти странные инструменты изготовляла для австралийцев сама природа. Во времена засухи термиты выедали сердцевину эвкалипта, создавая полость внутри ствола. Люди срубали такие деревья, прочищали их от требухи и делали мундштук из воска.

Широкое распространение yidaki получил в конце XX века. Композитор Стив Роуч, путешествуя по Австралии, заинтересовался интересным звучанием. Он обучался игре у аборигенов, а затем стал использовать диджериду в своей музыке. За ним последовали и другие.

Настоящую известность инструменту принес ирландский музыкант Ричард Дэвид Джеймс, написав композицию «Didgeridoo», которая покорила британские клубы в начале девяностых.

Как играть на диджериду

Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.

Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.

У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.

Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон) сразу.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные, например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.

Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха, как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».

Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания. Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.

Диджериду музыкальный инструмент

Один из самых древних музыкальных инструментов, по способу звуковоспроизведения относится к группе деревянных аэрофонов – духовых инструментов. Благодаря своему экзотическому виду и необычному тембру, схожему с горловым пением народов Алтая и журчанию воды, получил достаточно широкое распространение в современной музыке.

История инструмента диджериду

Диджериду – австралийский духовой музыкальный инструмент (Didgeridoo), используемый в практике тотемных религиозных обрядов для вхождения в состояние транса. Данное название искусственно присвоено ему европейцами и предположительно означает «черный», или «местный трубач». Разные племена коренных жителей материка называют инструмент по разному, например: «йолнгу», «джинан», «какутю», «мэйалай» и т.д. Самым же распространенным этническим названием является «йедаки».

Начиная с XX в. диджериду стали активно использовать в своем творчестве западные музыканты, особое же место в его распространении сыграл Aphex Twin, создавший британский танцевальный хит «Диджериду». В это же время об инструменте начали писать во многих австралийских изданиях.

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук. После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной. Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Разновидности инструмента

Диджерибон – имеет некие сходства с тромбоном – состоит с двух, вложенных одна в другую трубок. Таким образом, выдвигая или задвигая одну из них, исполнитель может изменять высоту звука непосредственно во время игры. Изобретатель – Ч. МакМахон. Keyed – имеет систему клапанов, изобрел Г. Виггинс.

Multidrone – отличается длинным тонким раструбом и мундштуком, благодаря овальной форме которого у музыканта появляется возможность исполнения одновременно нескольких звуков. Изобретатель У. Торен.

Didjflute – оснащен отверстиями, схожими с флейтовыми. На нем можно играть достаточно сложные мелодии, однако тембр инструмента невыразителен.

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом». Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Диджериду в современном мире

На инструменте играют многие современные музыканты, в основном это исполнители электронной музыки. Любители битбокс музыки выбирают диджериду. С его помощью можно изменять и усиливать звучание голоса, создавая более насыщенные звуки.

Обратили внимание на данный инструмент и медики, представители Цюрихского университета, они утверждают – игра на диджериду полезна для здоровья: тренирует верхние дыхательные пути, укрепляет сердце, нервную систему и избавляет от храпа.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что диджериду – один из самых ярких и необычных этнических инструментов, недаром пользующийся популярностью у любителей экзотики.

Игра на диджериду видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Диджериду

Австралийский континент, таящий в себе огромное количество загадок, всегда привлекал огромное количество искателей приключений, авантюристов всех мастей, исследователей и ученых. Постепенно загадочная Австралия расстается со своими тайнами, оставляя за рамками понимания современного человека лишь самые сокровенные. К таким мало объяснимым явлениям относится коренное население зеленого континента. Культурное наследие этих удивительных людей, выраженное в особых обрядах, ритуалах, предметах быта, бережно сохраняется каждым поколением. Поэтому неудивительно, что звуки, раздающиеся из диджериду — традиционного музыкального инструмента аборигенов, ровно те же, что и 2000 лет назад.

Что такое диджериду

Музыкальный инструмент диджериду — это одна из разновидностей примитивной трубы. Приспособление для извлечения звуков можно так же характеризовать как амбушюрное, так как имеет некоторое подобие мундштука.

Читайте также  Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Название «диджериду» инструмент получил, распространяясь по Европе и Новому Свету. Кроме того, это название можно услышать от двуязычных представителей коренного населения. Среди аборигенов этот инструмент называется по разному. Например, народ йолнгу называет эту трубу «йдаки», а среди племени Наилнаил деревянный духовой музыкальный инструмент носит название «нгариби».

Устройство инструмента

Традиционный способ изготовления трубы диджериду носит ярко выраженный сезонный характер. Дело в том, что в этом процессе активное участие принимают… термиты или, как их еще называют, большие белые муравьи. В период засухи насекомые в поисках влаги выедают сочную сердцевину эвкалиптового ствола. Все, что остается сделать аборигенам — срубить погибшее дерево, освободить от коры, вытряхнуть из него труху, приладить мундштук из пчелиного воска или глины и украсить его примитивными орнаментами — тотемами племени.

Длина инструмента варьируется от 1 до 3 м. Примечательно, что в качестве рабочих инструментов аборигены до сих пор используют мачете, каменный топор и длинную палку.

Как звучит диджериду и как на нем играть

Издаваемый диджериду звук колеблется в диапазоне от 70-75 до 100 Гц. По сути, это непрерывный гул, который модулируется в разнообразные звучания со сложными ритмическими эффектами исключительно в руках аборигена или умелого музыканта.

Для неопытного музыканта или новичка извлечение звука из диджериду — практически неосуществимая задача. В первую очередь необходимо сопоставить мундштук дудки, который может быть по размеру в диаметре более 4 см, и губы исполнителя таким образом, чтобы последние беспрерывно вибрировали. Кроме того, необходимо владеть особой техникой непрерывного дыхания, так как остановка на вдох влечет за собой прекращение звука. Для того, чтобы разнообразить звук, играющий должен задействовать не только губы, но и язык, щеки, гортанные мышцы и диафрагму.

На первый взгляд, звучание диджериду маловыразительное и монотонное. Это совсем не так. Духовое музыкальное устройство способно воздействовать на человека самым разным образом: погружая в мрачные раздумья, пугая, вводя в состояние транса, с одной стороны, и вызывая чувства легкости, безграничной радости и веселья — с другой.

История происхождения инструмента

Известно, что инструмент, напоминающий диджериду, существовал на Зеленом континенте задолго до того, когда там появился первый европеец. Об этом наглядно свидетельствуют обнаруженные в ходе археологической экспедиции наскальные рисунки. Первым же, кто описал ритуальную трубу, стал исследователь-этнограф по фамилии Уилсон. В своих заметках, датируемых 1835 годом, он описывает, что его буквально потрясло звучание странного инструмента, сделанного из ствола дерева.

Куда более подробным считается описание диджериду в рамках диссертационного исследования, выполненного английским миссионером Адольфусом Питером Элькином в 1922 году. Он не только детально описал устройство инструмента, способ его изготовления, но и постарался передать эмоциональный эффект воздействия как на самих коренных жителей Австралии, так и на всякого, кто попадал в зону его звучания.

Примерно в то же время была сделана первая звукозапись диджериду. Это смог осуществить сэр Болдуин Спенсер при помощи фонографа и восковых цилиндров.

Разновидности диджериду

Классическая австралийская дудка сделана из эвкалиптового дерева, и может быть в виде цилиндра или расширяющегося к низу канала. Цилиндрический диджериду издает более низкий и глубокий звук, второй вариант трубы звучит более тонко и пронзительно. Кроме того, стали появляться разновидности духового устройства с двигающимся коленом, что позволяет менять тон. Он называется диджерибон или слайд-диджериду.

Современные мастера, специализирующиеся на изготовлении этнических духовых инструментов, позволяя себе экспериментировать, выбирают самые разные сорта древесины — бук, ясень, дуб, граб и др. Эти диджериду очень дорогие, так как их акустические характеристики очень высоки. Чаще всего они используются профессиональными музыкантами. Новичкам или просто увлеченным людям вполне по силам соорудить себе экзотический инструмент из обычной пластиковой трубы из строительного магазина.

Применение диджериду

Пик популярности инструмента на европейском континенте и в США пришелся на 70-80 годы, когда случился всплеск клубной культуры. Диджеи стали активно использовать австралийскую дудку в своих композициях для придания своим музыкальным сетам этнического колорита. Постепенно к музыкальному устройству австралийских аборигенов стали проявлять интерес профессиональные музыканты.

Сегодня лучшие исполнители классической музыки не гнушаются включать диджериду в состав оркестра наряду с другими духовыми. В сочетании с традиционным звучанием европейских инструментов, специфический звук трубы придает привычным музыкальным произведениям новое, неожиданное прочтение.

Ученым-этнографам так и не удалось дать мало-мальски достоверного объяснения тому, откуда появились аборигены в Австралии, почему внешний вид и уклад жизни существенно отличается от подобных народностей в других точках земного шара. Но одно несомненно: культурное наследие этого древнего народа, подарившего миру диджериду, — ценная составляющая разнообразия человеческой цивилизации.

Диджериду. Какой инструмент придумали насекомые и зачем человеку транс?

Сразу спойлер, то есть как на самом деле. Солнце палит нещадно, тела жаждут влаги и сочной мягкой пищи. А мякотка — вот она, самое вкусное! Вгрызаемся дальше…

Но человек, который живет рядом, точно знает, что все не так просто. Термиты термитами, но то, что они выгрызли, это очень серьезный символ. Символ самого Великого Змея, Сотворителя Мира.

Человек, который живет рядом, найдет такое дерево-полую трубу, вытряхнет труху, разукрасит красками ствол, из пчелиного воска вылепит мундштук — и дело сделано. Очень важное дело…

Едва ли не самое древнее религиозное верование в мире — это культ Радужного Змея у австралийских аборигенов. Имен у него много, как много языков у различных племен аборигенов.

Змей — один из самых старых в мире. Инструмент, который его символизирует — тоже. У этого этнического инструмента тоже много имен — по языкам племен. Что интересно, у этих названий одного инструмента на первый взгляд вообще ничего общего меж собой, хотя лингвисты, конечно, найдут массу связей.

Еще одно из известных имен — йдаки, это на одном из местных языков йолнгу. Сейчас этим названием определяют инструмент, который расширяется книзу.

Фото: Галя Константинова, личный архив

Впрочем, несколько лет назад и это слово исчезло, стало запретным, потому что в племени умер человек со схожим по звучанию именем.

На Западе принято название диджериду, точнее, именно на Западе, в Англии, это слово и придумано в прошлом веке. Кто, когда, зачем и каким образом придумал — до конца не понятно, но сейчас и сами аборигены могут так назвать свой главный инструмент.

У диджериду только один звук, одна нота, но она гудит, вибрирует, у этого звука множество обертонов. Играть на нем довольно сложно и-за техники непрерывного (циркулярного) дыхания. Зато даже официальная медицина утверждает, что игра на диджериду очень полезна для здоровья.

Знаменитый танец аборигенов корробори (общение со Временем Сновидений, истории о сотворении мира, причем все это — не прошлое, а вечно продолжающееся, только в другой реальности) без диджериду не обходится. Обряды инициации, погребения, любые ритуалы — невозможны без музыкального сопровождения диджериду в сопровождении стуков бумерангов.

До сих пор для меня неясно, есть ли табу для женщин в отношении игры на диджериду (возможно, здесь тоже есть свои вариации в разных племенах). Да и как я могу играть на инструменте, если даже не знаю, тотем какого племени на нем изображен? Но чаще всего изображен Радужный Змей.

Фото: Галя Константинова, личный архив

Интерес современного человека (Человека-который-живет-не-рядом) к тому, что далеко, к экзотике, понятен и легко объясним. На диджериду уже тоже давно играют во всем мире, более того, придуманы на основе австралийского инструмента и другие. Особенно популярен диджерибон — смесь диджериду и тромбона. А вот зачем современному человеку первобытный вид транса?

Что касается транса, то это состояние человечеством вполне востребовано всю историю. И социумом — в религиозных практиках, например. Сама молитва. Или медитация.

Массовые экстремальные политические действа тоже без этого состояния не обходятся. Искусство — само собой. Музыка — одна из первых (а еще есть музыка вместе с танцем). Рок (да даже и попса) без этого вообще не могли бы существовать.

Психологи, как я понимаю, ничего плохого в состоянии транса не видят. Некоторые даже считают его полезным для преодоления стресса. Но на эту тему пусть лучше профессиональные психологи и спорят. А современный человек все равно будет искать возможность для кратковременного «убегания» от действительности.

Обыденность достала. Это ее имманентное свойство — обыденности — периодически доставать человека. А куда бежать? От себя не убежишь, как известно, а вот в себя можно.

Вот что-нибудь грянет — тогда и очнемся. Или дружно войдем в некое другое общее состояние транса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: