Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться? - OXFORDST.RU

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

К вопросу о необходимости и пользе музыкального образования всегда существовало неоднозначное отношение со стороны родителей и педагогов. Но наиболее важным аспектом этой проблемы является задача обнаружения способностей к музыке и выявление многочисленных распространённых заблуждений на эту тему.

Нередко приходится слышать сетования родителей на отсутствие у ребенка музыкального слуха и их мнение о бесполезности занятий музыкой. А знают ли родители о диагностике музыкальных способностей и психологии развития музыкальных задатков у детей?

Музыку нужно слушать, но в большей степени… слышать!

Способности к музыке не могут существовать обособленно. Комплекс музыкальных способностей получает свое развитие в процессе музыкальной деятельности детей.

Музыкальные наклонности – явление многогранное. Оно объединяет в себе как конкретные физиологические параметры, такие как слух, ритмическое чувство, моторику и т.д., так и необъяснимое субъективное явление, именуемое музыкальным чутьём. Причём, вторая категория не менее важна, чем первая: физиологические данные обеспечивают успешность технологического процесса овладения музыкальными произведениями, а музыкальная интуиция эмоционально оживляет исполнение, оставляя незабываемые впечатления у слушателей.

В основе стремления к музыкальным занятиям лежит именно музыкальное чутьё. Ребёнку, не проявляющему интерес к музыке, будет сложно преодолевать трудности овладения тем или иным инструментом. Возможно развитие музыкального слуха, моторики, чувства ритма, координации, можно достичь положительных результатов в постановке голоса, легко определиться с выбором музыкального инструмента, но способность интуитивного чувствования музыки далеко не всегда и не у всех подлежит развитию и совершенствованию.

Мой ребёнок не умеет петь! Зачем ему учиться музыке?

По оценке среднего обывателя слух связывается с чистым голосовым интонированием. Это одна из самых распространённых ошибок при самостоятельной диагностике музыкальных способностей детей. Многие, послушав пение своего малыша, выносят вердикт о том, что ему «медведь наступил на ухо».

Однако следует помнить, что способность к владению голосом – специфическое умение. У кого-то есть природная данность этой способности, другие работают над её выработкой долгие годы, и нередко, на закате самой «крутой» карьеры так и не овладевают ею. А ведь часто встречаются дети, не способные управлять голосом, но умеющие отлично слышать музыку. Многие из них в дальнейшем становятся замечательными профессиональными музыкантами.

«Технология» определения музыкальной одарённости детей

Что же делать родителям для выявления музыкального дарования у детей? Первостепенным условием при работе над процессом диагностики музыкальных способностей детей является прослушивание самой разнообразной, желательно, академической музыки. Непременно нужно посещать с ребёнком концерты классической музыки, тщательно выбирая программы, которые состоят из необъёмных произведений – пусть это будут самые известные классические музыкальные произведения или какая-нибудь тематическая подборка, например, подборка музыкальных произведений о природе.

Полезно прослушивание различных инструментов, музыкальных групп и исполнителей разных эпох. Детям нужно давать понятие о музыкальных инструментах и жанрах в доступной, понятной для них форме.

Очень важно следить за реакцией малыша – самым главным показателем природных музыкальных данных. Ребёнок, обладающий скрытым запасом музыкальных способностей, внимательно слушает мелодию или любимую запись, танцует или, замирая, прислушивается к мотиву, проявляет большой интерес и яркое эмоциональное отношение.

Артистичность и выразительность при чтении стихов , также являющемся одним из видов исполнительства, может быть свидетельством эмоциональности и склонности к художественному самовыражению в музыкальных произведениях. И, наконец, как ни странно, последним, а, отнюдь, не первым способом диагностики музыкальных способностей является проверка слуха.

При правильном профессиональном отношении к процессу совершенствования способностей музыкальный слух может развиваться. Ведь музыкальные наклонности являются как очевидной природной данностью, так и обладают неожиданными тенденциями динамики. Нужно лишь помнить о том, что приоритетным критерием выбора музыкального образования является желание самого малыша, его любовь к музыке. Взрослым необходимо раскрыть этот многогранный мир, эмоционально наполнив стремление ребёнка к развитию, и тогда он преодолеет самые сложные препятствия на пути к освоению любой профессии.

Памятка для родителей «Как выявить музыкальные способности у ребенка?»

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, » самая строгая мать» (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

— Ребенок узнает знакомые мелодии,

— Ребенок различает звуки по высоте:
(» птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким«, » у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы» и т. д.)


— Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

— Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста «в телевизоре»).

— Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

— Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;


— Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;

— Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

— Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

— Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;

— Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;

— Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);


— И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

— яркое эмоциональное переживание музыки,
— интерес к ней и
— желание заниматься музыкальной деятельностью.

На основе вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях ребенка.

Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант? Как только вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке, танцам или любые другие склонности, старайтесь развивать эти склонности в способности, начиная с раннего детства, не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит, ведь все это время он уже мог бы заниматься любимым делом.

Диагностика по Радыновой О.П. ( методический материал)

  • Проект «Наше Подмосковье» (1)
  • Проект «Язык наших предков- угаснуть не должен» (12)
  • Проект «Дом доброты» (5)
  • Рабочие программы (5)
  • Предметно-пространственная среда (3)
  • Результаты участия воспитанников в конкурсах и фестивалях (7)
  • Развитие индивидуальных музыкальных и творческих способностей обучающихся (3)
  • Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников (2)
  • Методическая копилка (8)
  • Классификация воспитанников с целью осуществления индивидуального и дифференцированного подхода (9)
  • Консультирование и координация работы родителей по вопросам музыкального воспитания. (15)
  • Консультирование и координация работы педагогического персонала по вопросам музыкального воспитания. (9)

Диагностика по Радыновой О.П. ( методический материал)

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Автор методики: Радынова О.П.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Внимание

Ладовое чувство

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 — Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 — Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

Читайте также  Отдаем ребенка в музыкальную школу: что нужно знать?

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 — Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

  • — Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

  • – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 — Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

  • – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

  • – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

  • — Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 — Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

  • – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 — Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 — Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Определение уровня развития ладового чувства

Параметры

Ф. И.

ребёнка

Внимание

Просьба повторить

Любимые произ ведения

Внешние проявления (эмоциональные)

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Алексеева А. А.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения»

сочетаниях и последовательностях чёрных нот, лишенных смысла для непосвященных. И в каждом подобном возрождении, в каждом случае, когда очарование произведения доходит до аудитории и трогает сердца, есть доля участия исполнителя.

Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась в эпоху барокко, откликается в нашем суетном времени, откликается и в любую другую эпоху. Что делать, если страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не даёт остановиться, заставляет забыть о своих проблемах, казалось бы непреодолимых? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?

Антонио Вивальди был истинным священнослужителем — служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет! »

ХХ в. возродил музыку А. Вивальди. Первый фестиваль музыки А. Вивальди прошел в 1939 г. В 1950 г.была выпущена первая запись «Времена года».С тех пор и до наших дней прошло около 200 музыкальных фестивалей, и сегодня весь мир знает А. Вивальди как одного из величайших композиторов барокко.

Задача педагогов — обеспечить вечную жизнь творчеству знаменитого маэстро, для чего и необходима работа в классе игры на скрипке, освоение творчества А. Вивальди и методических особенностей работы над произведениями мастера.

Методика диагностики музыкальных способностей детей на начальном периоде обучения

Начальный этап музыкального воспитания ребенка на ранней стадии развития справедливо считается ответственным и сложным делом. Наряду с решением задач по художественному воспитанию, проблема развития музыкальных способностей ребенка на начальном этапе обучения является доминирующей. Необходимо подчеркнуть всю важность раннего выявления и развития музыкальных способностей. Не стоит судить о них по первому впечатлению. На наш взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводят -ся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль недостаточная подготовленность и волнение.

Исследуя в нашей работе проблемы развития музыкальных способностей детей на начальном этапе обучения в ДМШ, следует учитывать, что технологию вступительных испытаний, разработанных для детей 7-8 лет, использовать для диагностики уровня развития детей 4-6 лет невозможно. У детей различных возрастных периодов (дошкольного и младшего школьного возраста) необходимо исследовать разные нормативные знания, умения и навыки или одни и те же, но с принципиальной степенью развития.

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в начале, в середине и в конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. Атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, отношение педагога к ребенку — исключительно доброжелательным.

Известно, что организующей основой музыки является темпометроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки — ее временную природу.

1. Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить ребенку:

• прохлопать метрическую долю знакомой песни;

•прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

• воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

• эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;

• прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;

• передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.

Темпы необходимо менять: умеренно, медленно, скоро, ускоряя — замедляя.

Использовать разные ритмы — ровный, пунктирный, синкопированный.

2. Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно предложить ребенку:

• спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования;

• спеть песню без фортепианного сопровождения;

• спеть песню в другой тональности;

• подобрать мелодию знакомой песни на фортепиано;

• повторить за педагогом голосом играемые на инструменте звуки;

• повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано не -знакомую музыкальную фразу;

• определить, куда движется мелодия (вверх, вниз);

• определить музыкальный инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение в записи (музыкальные инструменты должны быть представлены);

• повторить за педагогом мелодический отрывок на инструменте (или в вокальном исполнении) с динамическими изменениями (громко, тихо, а также в постепенном усилении или ослаблении динамики звучания).

3. Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка:

• узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску;

• рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку;

•определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии («знакома ли тебе эта мелодия?», «правильно ли она звучит?»);

• закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»);

Читайте также  Как написать песню под гитару

• попробовать определить количество звуков в интервалах и аккордах;

• определить характер звучания в ладовых созвучиях (веселогрустно). (Составить попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии);

• определить после проигрывания мелодии: когда она звучит до конца, а когда она недоигрывается.

4. Для определения музыкальной отзывчивости на музыку мож -но использовать несколько разнохарактерных музыкальных произведений, после прослушивания которых, можно предложить ребенку:

• определить настроение исполнителя произведения;

• нарисовать картинку, которую ребенок представил во время прослушивания музыки;

• подвигаться под музыку.

5. Для диагностики музыкальной памяти исполняется отрывок музыкального произведения, после окончания звучания которого можно попросить ребенка:

• исполнить его по памяти на слог «ля»;

• рассказать об особенностях построения мелодии (скачкообразное ведение или плавное);

• попробовать представить музыкальный образ и рассказать о

• если звучит оркестровая запись — уточнить, какие звучат инструменты;

• определить жанр произведения.

6. Для диагностики музыкального мышления и музыкального воображения предлагается прослушать незнакомое музыкальное произведение. Желательно, чтобы оно было не слишком длинным (в пределах 2-3 минут). Перед прослушиванием, ребенку следует объяснить, чтобы во время звучания произведения он постарался представить зрительную картинку музыки. Эту картинку необходимо выразить вначале в виде рисунка, а затем дать его словесное описание. Постараться дать название музыкальному образу. В процессе диагностики ребенку можно предложить завершить прерванную мелодию. Можно голосом, но лучше на инструменте. При этом оценивается не качество песнопения (точность интонации, штрих и т. п.), а качество слуховых представлений, обусловивших это исполнение (богатство и выразительность мелодии, законченность мысли, оригинальность изложения и т. п.).

О характеристиках музыкального мышления можно судить по результатам импровизации на заданную тему. Данные, полученные с помощью психодиагностических процедур, служат основанием для выводов об уровне и прогнозе развития изучаемых компонентов музыкальных способностей ребенка. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь констатацией полученных результатов. Они требуют обоснованного объяснения, рекомендаций, прогнозов развития музыкальных способностей в зависимости от условий (внешних, социально-педагогических и внутренних, психологических), в которых осуществляется музыкальное развитие ребенка. Обоснование необходимо делать с точки зрения следующих критериев:

• данных об актуальном развитии ребенка в сравнении с целями и задачами музыкального обучения и воспитания, установленными для соответствующей возрастной группы;

• данных о диапазоне индивидуальных различий в музыкальном развитии конкретной возрастной группы;

• данных об условиях предшествующего музыкального развития, имеющегося музыкального опыта ребенка (детерминацию развития);

• данных о необходимости развития конкретных структурных компонентов музыкальности; т. е. определение того, что требует развития, а также благоприятных условий этого развития.

Диагностическая задача состоит в том, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурно-

го компонента музыкальности ребенка. Это позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей педагогической работы, построить оптимальные методы для дальнейшего успешного усвоения ребенком нового опыта музыкальной деятельности.

О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию

Творческий процесс музыканта-исполнителя всегда движется к концертному выступлению — претворению композиторского замысла и к его демонстрации слушателю. В современном мире, как правило, путь к профессиональной концертной деятельности лежит через конкурсные испытания. Для получения возможности концертировать, необходимо иметь звание лауреата Международного, Всероссийского, либо какого-то другого конкурса.

Музыкальный конкурс как явление культуры, в последнее столетие является предметом музыковедческих и психологопедагогических исследований, а также предметом острых дискуссий среди музыкантов-исполнителей и педагогов.

Само по себе концертное выступление для большинства музыкантов является стрессовой ситуацией, а конкурсное испытание — в особенности. Музыкальное исполнительство является одним из сложнейших видов интеллектуально-действенной деятельности человека. К примеру, работа художника или композитора, как правило, проходит в спокойной рабочей обстановке — дома, либо в мастерской, в кабинете. Итог данной работы — готовое законченное произведение, представляемое публике, которое всегда можно

откорректировать в случае обнаружения каких-либо недостатков. У музыканта-исполнителя выход на сцену является итогом всей его предконцертной работы, и нет возможности исправить какие-либо неудавшиеся фрагменты музыкального произведения. Все это обостряет чувство ответственности перед слушателем, что в свою очередь вызывает эстрадное волнение, «эстрадобоязнь» и стрессовую ситуацию. В случае выступления на конкурсе волнение исполнителя усиливает и тот фактор, что его игру оценивает высокопрофессиональное жюри, от оценки которого зависит конечная цель конкурсанта — стремление получить звание лауреата. Как отмечают многие учёные, «музыкант на сцене находится под двойным гнетом стрессовых факторов итоговости и публичности, поэтому любое сценическое выступление может рассматриваться как итоговая дея-

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

  • Ребенок начинает заниматься музыкой
  • План работы ресурсного центра музыкальной направленности государственного учреждения образования Гимназия №15 на 2021-2022 учебный год
  • Даниил Демчук
  • Анализ работы ресурсного центра музыкальной направленности ГУО «Гимназия №15 г.Минска» 2020/2021 учебный год
  • У нас в гостях митрополит Вениамин
  • Фестиваль Славянские колориты в новом формате

Основные рубрики

  • Главная
  • Наши достижения
  • Музыка без границ
  • Музыкальные события
  • Творческие коллективы
  • Творческие встречи
  • Родителям
  • Юным музыкантам
  • Культурное наследие
  • Музыкальные инструменты
  • Учительская

Даниил Демчук

Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой

Награды от Аrt Kids нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую

Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич

Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, «самая строгая мать» (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

— Ребенок узнает знакомые мелодии,

— Ребенок различает звуки по высоте:
птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким«, » у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы» и т. д.)


— Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

— Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста «в телевизоре»).

— Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

— Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;


— Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;

— Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

— Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

— Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;

— Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;

— Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);


— И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

— яркое эмоциональное переживание музыки,
— интерес к ней и
— желание заниматься музыкальной деятельностью.

На основе вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях ребенка.

Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант? Как только вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке, танцам или любые другие склонности, старайтесь развивать эти склонности в способности, начиная с раннего детства, не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит, ведь все это время он уже мог бы заниматься любимым делом.

Методические рекомендации «Диагностика музыкальных способностей ребенка в процессе обучения в ДШИ по программе «Музыкальный фольклор»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края

Диагностика музыкальных способностей ребенка в процессе обучения

в Детской школе искусств

по программе «Музыкальный фольклор»

Методические рекомендации из опыта работы

Выполнила: преподаватель высшей категории

отделения «Музыкальный фольклор»

Сумарокова И.В.

г. Краснокаменск 2020

1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3

2. Значение диагностики музыкальных способностей ребенка

Читайте также  Исполнительство – тонкости и нюансы

в процессе обучения в Детской школе искусств……………. 4

3. Определение уровня музыкальности детей…………………. 6

4. Компоненты развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

на начальном этапе обучения и критерии их оценок……. 8

6. Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы……………17

Пояснительная записка

Данная работа представляет собой методические рекомендации по вопросу диагностики музыкальных способностей учащихся младших классов в ДШИ, основанные на многолетнем опыте работы преподавателя в классе фольклорного искусства. Материал сопровождается таблицами, включающими критерии и компоненты музыкального диагностирования, заданиями в виде интонационных упражнений и методиками диагностирования способностей А.И. Бурениной и О.А. Скорлуповой (приложение).

Цель методических рекомендаций — методическое сопровождение практических занятий на начальном обучении ребенка в Детской школе искусств.

Задача методических рекомендаций — дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления о музыкальной диагностике детей, как вспомогательном средстве для сравнительного анализа развития ребенка в начале и конце учебного года.

Методические рекомендации адресованы преподавателям хоровых и вокальных коллективов Детских школ искусств, музыкальным руководителям детских вокальных коллективов культурно-досуговых учреждений.

Значение диагностики музыкальных способностей ребенка в процессе обучения в Детской школе искусств

Детская школа искусств — это сложный организм, стремящийся к развитию детей их творческих способностей, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов. И развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Проблема диагностирования способностей, вызывает интерес не только психологов и педагогов, но и родителей, которым необходимо знать склонности ребенка к какой-либо определенной деятельности. Можно заметить, что кульминация достижений многих видов творческой деятельности приходится на очень молодой возраст, поэтому для реализации творческих перспектив ребенка процесс диагностирования способностей необходимо проводить как можно раньше.

Раннюю диагностику музыкальных способностей детей, проводят музыкальные руководители в детских садах. Особо талантливым детям, рекомендуют для развития музыкальных способностей поступать в детские музыкальные школы или в любую другую сферу дополнительного музыкального образования.

Вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Не стоит судить о них по первому впечатлению. Здесь, не маловажную роль играет недостаточная подготовленность и волнение. Ведь ребенок может и не показать весь свой потенциал возможностей. И признавая динамичность развития музыкальных способностей, надо понимать, что предсказывать музыкальное будущее ребенка, основываясь на разовом вступительном испытании, не стоит. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

Планирование и учёт работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль над приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение имело развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Следует помнить, что проявление способностей всегда индивидуально, и это обязательно должно найти отражение в диагностике и интерпретации ее результатов.

Каждому педагогу детской музыкальной школы приходится определять направление обучения учащихся в сторону профессионального музыкального развития или общей музыкальной подготовки (воспитания). Такой подход позволяет учащимся, которые не смогут или не захотят в дальнейшем приобрести профессию в сфере музыки, стать хорошими слушателями и ценителями музыкального искусства. Разумеется, у каждого педагога на интуитивном уровне складываются те или иные впечатления от ученика, от меры и степени его природной одарённости, от его индивидуальных качеств.

Педагогу всегда следует помнить, что уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности любить, чувствовать, оценивать музыкальные произведения.

Определение уровня музыкальности детей

Чтобы определить уровень музыкальности ребенка, необходимо разработать индивидуальную тактику развития музыкальности в контексте общего развития ребенка. Диагностические задания должны давать представление не только об отдельных структурных компонентах музыкальных способностей, но и, по возможности, объективно определять уровень музыкального развития ребенка в целом.

Изучение музыкально-творческих способностей, проводится в виде игровых упражнений и заданий. Методика диагностирования музыкально-творческих способностей включает определение звуковысотного слуха, диапазона голоса, чувства ритма и темпа, выявление уровня развития координации движений, пластики, моторики, музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого воображения, эмоциональной отзывчивости.

Для качественной работы при диагностировании ребенка, необходимо соблюдать следующие принципы, которые способствуют точному проведению диагностики:

— содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых качеств ребенка;

— диагностическая методика в целом и каждое задание, должно достаточно точно и конкретно выявлять искомую способность;

— диагностика должна быть простой и понятной для педагога;

— диагностические задания должны включать точные оценки, позволяющие определить уровень искомого качества или способности у детей.

С учетом выделенных принципов, основными задачами диагностики, можно выделить задачи диагностирования ребенка на начальном этапе обучения:

— изучение музыкального опыта детей (изучение особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности);

— изучение своеобразия музыкально-творческой одаренности детей определенного возраста;

— изучение особенностей самовыражения ребенка с помощью музыки.

Диагностический процесс включает в себя три этапа:

— выявление уровня развития музыкальных интересов;

— диагностику музыкально-творческих способностей;

— диагностику психоэмоционального состояния детей.

Диагностические задания выявляют уровни трех степеней: высокого, среднего и низкого, которые, в свою очередь, позволяют определить уровень искомого качества.

В целом, диагностические методики, применяются для отслеживания за динамикой продвижения учащегося в освоении программы, по которой работает преподаватель.

В моей практике, проводится диагностика учащихся, которые поступили в Детскую школу искусств по программе ДПОП «Музыкальный фольклор» в возрасте от 7 до 9 лет. Такую диагностику можно проводить два раза в год, в начале и в конце учебного года. Именно в этот период закладывается осознанная основа восприятия музыки, ребенок адаптируется к системе музыкального воспитания и обучения в качестве учащегося детской школы искусств.

Компоненты развития музыкальных способностей

детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения и критерии их оценок

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценок музыкальных способностей

Чистое интонирование, чувство лада, слуховое внимание, владение широким диапазоном голоса

Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального «багажа» памяти и умение им пользоваться

Точность, четкость передачи ритмического рисунка

Запас танцевальных движений, умение повторять за педагогом не сложные танцевальные элементы.

Умение сочинить ритмический рисунок, небольшую мелодию на 3-4-х нотах. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении движении, игре на музыкальных инструментах)

При составлении данной таблицы предусматривалось решение следующих задач:

— выявление компонентов, критериев, показателей, уровней развития музыкальных способностей детей

— определение среднего уровня музыкального развития ребенка

Для решения второй задачи, предлагаются следующие задания для детей:

Цель: выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания

Ребенку предлагается повторить за педагогом мелодическую линию народной попевки: «Ходит зайка по саду, по саду», «Василек, василек, мой любимый цветок», «Как под горкой под горой» и т.д. Мелодии данных попевок имеют поступенное движение вверх и вниз. Если у ребенка есть затруднения, то педагог помогает своим голосом или подыгрывает на инструменте.

Цель: выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания

Педагог исполняет любую мелодию в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривается, что песенку исполняют разные животные (высокий регистр — мышка, средний регистр — зайчик, низкий регистр — медвежонок). В форме музыкальной загадки ребенку предлагается угадать, кто из животных поет свою песенку. В конце года, при повторном диагностировании для учащегося не составляет труда определить высоту регистра.

Цель: определить наличие у ребенка звуковысотного слуха, слухового внимания

Задание на умение подражать звукам в интервале терции от разных звуков. Например, кукушки (ку-ку) мычание коровы ( му — му), вороны (кар-кар) и т.д. В конце года, возможно, применить и другие интервалы (кварта, квинта).

Цель: выявить у ребенка наличие музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу

Ребенок поет или играет на фортепиано, наизусть ранее изученные распевки, потешки, не сложные народные песни для детей, изученные по программе в течение всего года.

Цель: определить наличие и чувство ритма у ребенка

Прохлопать заданный ритмический рисунок, показанный педагогом, или прохлопать ритмический рисунок попевки, которую исполн ит педагог (Например «Барашеньки — крутороженьки» «Сорока-сорока») и т.п. В конце года, предложить ребенку прохлопать ритм по нотам с проговариванием самих нот или же проиграть на музыкальном инструменте.

Цель: выявить наличие у ребенка творческих навыков

Сочинить на четверостишье мелодию, состоящую из нескольких нот. Придумать ритмический рисунок при исполнении той или иной песни с использованием шумовых музыкальных инструментов (ложки, трещотки, бубен, свистульки). Причем предложить ребенку в одной песне воспользоваться разными шумовыми инструментами по желанию.

Цель: определить наличие у ребенка двигательных навыков, свободу выполнения движений

Повторить под музыку за педагогом несколько танцевальных движений. Например: «ковырялочка», покружиться на месте, «приставной шаг», приставной шаг «зигзаг». В конце года, у ребенка должен быть сформирован достаточный запас танцевальных движений, которые он бы мог самостоятельно продемонстрировать под ту или иную мелодию.

развития компонентов музыкальных способностей (уровни)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: