Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории - OXFORDST.RU

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материальной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.

Один из видов составляли древние флейты — продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.

Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша — разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.

Самая ранняя из сохранившихся русских летописей — «Повесть временных лет» (около 1113), составителем которой, как полагают, был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (ок. 1074г.) упоминаются сопели.

Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы, музыкальные инструменты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие музыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида Владимирской Покровской церкви, относящейся предположительно к XII веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в XII, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году выдающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого играли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.

Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области). Вот описание этого инструмента, которое дает К.А. Вертков: «Сопель или дудка пыжатка (локальное) представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35 — 40 см. в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний, тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверстия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной (лицевой) стороне просверлены 6 игровых отверстий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим. В этом регистре и производится игра. Звукоряд сопели диотонический, в объеме септимы, с передуванием достигает двух октав. Пользуясь различной степени силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверстий пальцами, исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматически измененные звуки».

Однако при перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод, что оба названия имели одинаковое понятие, представляли собой как бы синоним.

Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет тому назад. (Это время относится к музыкальному веку). Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент — свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи, хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще. Потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова — прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).

В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.

Этот инструмент обладает рядом несомненных и явных преимуществ перед некоторыми аналогичными представителями школьного музыкального инструментария. По сравнению с ближайшими «родственниками» — блокфлейта, свирель совершенно не дорогостоящий инструмент. При этом прекрасно держит строй, играет мелодию, компактен, прост для обучения, не требует обременительных затрат и, что самое главное, очень нравится детям.

Создание и промышленный выпуск свирели – большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.

Деревянно-духовые инструменты. История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемзульфия Губайдуллина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Деревянно-духовые инструменты. История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными.» — Транскрипт:

2 История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

3 Диджериду музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур.

6 Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты. Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.

8 Флейта общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

10 Флейта пикколо часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты.

12 Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром. (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром.фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром

14 Кларнет Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.итал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембромитал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембром

Читайте также  Необыкновенные музыкальные способности

16 Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров. (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготовлялись исключительно из дерева, откуда исторически и произошло их название. Современные деревянные духовые инструменты редко делают из дерева, чаще применяют различные сплавы металлов (никель, серебро, золото, платина) или пластик. В группу деревянных духовых инструментов входят инструменты четырёх семейств со всеми своими разновидностями.

Деревянные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндрического или конического сечения. Расширенная часть трубки – раструб. Это важнейшая темброобразующая часть инструмента. Части трубки с клапанами и рычагами – колена. Все деревянные духовые инструменты для удобства хранения и транспортировки делаются разборными.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. лабиальные (лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

2. язычковые (лингвальные; лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов.

Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук и зурна.

Группа деревянных духовых инструментов формируется по ансамблевому принципу: каждый исполнитель имеет свою партию. Партии духовых пишутся парами на нотоносце.

Процесс формирования группы деревянных духовых инструментов был более продолжительным и сложным, чем струнной группы. Длительное время ее состав ограничивался флейтами, гобоями и фаготами. Лишь к концу XVIII века с появления в симфоническом оркестре кларнетов группа деревянных духовых инструментов приобрела статус самостоятельной группы оркестра.

Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Инструментарий и исполнительство на деревянных духовых инструментах: исторический аспект

Методическая разработка актуальна для исполнителей, потому что именно история исполнительства помогает постичь искусство владения инструментом, начиная от возникновения инструмента, его видоизменений и заканчивая современными техниками нашего времени.

Скачать:

Вложение Размер
instr_i_ispolnitelstvo_na_der.duh_.docx 33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий и исполнительство на деревянных духовых инструментах: исторический аспект

Тема, охватывающая инструментарий и исполнительство в Древнем мире, в особенности важна для тех ученых и музыкантов, которые занимаются востоковедением, то есть углубленным изучением истории Древнего Востока.

Также эта тема актуальна для исполнителей на духовых и ударных инструментах, потому что именно история исполнительства помогает постичь искусство владения инструментом, начиная отвозникновения инструмента, его видоизменений и заканчивая современными техниками нашего времени. Так мы исследуем, как люди искусства пришли к определённым правилам, традициям исполнения и как эти правилавозникли.

В этой методической разработке предпринята попытка дать характеристику музыкальной культуры не только стран Древнего мира в целом, но и охарактеризовать культуры отдельных стран.

Начиная свой рассказ об искусстве Древнего мира нужно упомянуть, что в первобытном обществе уже были инструменты, которые сейчас мы можем определить в 3 главные категории по звукоизвлечению:

флейтовые (лабиальные (от лат labium);

язычковые (или тростевые);

В рассматриваемом промежутке времени духовые и ударные инструменты участвуют в культовой, придворной и народно-бытовой музыке.

Сама музыка имеет большое значение в государственной и общественной жизни. Происхождение музыкальных инструментов обожествлено. Соответственно, музыканты занимают привилегированное положение.

В культуре стран Древнего мира присутствовала синкретичность, то есть, характерна тесная связь музыки с пляской, жестом, словом.

С. Я. Левин в своей книге «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» пишет, что музыкальное искусство Древнего Египта стало новой стадией развития по сравнению с первобытном миром. И характерным чертами этого этапа стали: проникновение музыки во все сферы жизни (государственная, бытовая, военная), и соответственно, возникновение новых форм, особое положение музыкантов, как привилегированных людей, ансамблевое музицирование с регламентированным управлением.

Если музыка проникала во все слои общественной жизни, то это значит, что она подразделялась на религиозную (или культовую) и на светскую.

С. Я. Левин подчёркивает, что ансамблевое музицирование, доказательство существования которого датируется периодом Древнего царства, регулировалось посредством людей, чью функцию сейчас в современности выполняет дирижёр. Это явление имеет свой термин –хейрономия(управление хором или вокально-инструментальным ансамблем с помощью жестов, мимики, при котором указывается метр, ритм и направление мелодии).

Египетские инструменты видоизменялись, некоторые из них выходили на первый план, некоторые были менее актуальными. Существование Древнего Египта как цивилизации можно разделить на три периода: эпоха Древнего Царства, Среднего царства и Нового Царства.

В зависимости от эпохи меняются приоритеты в музыкальном искусстве. По С.Я. Левину в Древнем Царстве преобладала культовая музыка, имеющая спокойный, холодный характер, как и подобает религиозной музыке. В приоритете, благодаря своему мягком тембру, были флейты мем и себи.

Среднее Царство – это эпоха, в которую популярными становятся народные темы. Одной из причин смены полярности в музыкальной культуре в пользу танцевальных напевов является увеличения влияния иноземных культур. Соответственно, инструменты, использовавшиеся в эпоху Раннего Царства вытесняются иноземными, например, популярность набирает двойной гобой из Сирии. Его звучание совсем другое по сравнению с мягкой флейтой. Теперь музыка становится ярче, с пронзительным тембром гобоя. Конструкции инструментов совершенствовались, появлялись новые разновидности уже известных инструментов.

В эпоху Нового Царства распространяется диатонико-хроматическая настройка, что повлияло на модификацию конструкции инструментов. Также стали забываться каноны Раннего Царства в связи с влиянием иноземных культур, это вызвало возмущение, в связи с которыми произошло возвращение к старым традициям и последовал запрет на иноземную музыку, а также на инструментальное музыку в целом. Исключением стала военная музыка, в которой широко использовались ударные инструменты и «прямая» труба.

В Китае, также, как и в Египте, музыка проникала во все сферы жизни людей. Информация о музыкальном искусстве того времени дошла к нам через философские трактаты, легенды, мифы.

В отличие от культуры Древнего Египта в Китае музыке, помимо обычных задач – увеселение, создание особого настроения для культовых процессий, поднятия боевого духа – предназначается также задача нравственного воспитания человека.

Такой вывод можно сделать, обратившись к философским трактатам того времени. Работа философа считалась неполной, если в ней не было места для размышлений о музыке. Для императора существовали особые градации тембров инструментов, с помощью которых создавалось определённое настроение, использовавшиеся для объявления приговоров, призыва солдат, народных собраний. Такой характер музыкальной культуры влияет и на инструментальную составляющую.

Основную часть древнекитайского духового инструментария составляли флейтовые: сюань– глиняная флейта овальной формы с шестью игровыми отверстиями, пайсяо– разновидность флейты Пана из 12-16 бамбуковых стволов, сяо– бамбуковая флейта, поперечные флейты ди, чи, и короткая юэ.

Также существовали язычковые инструменты, предки гобоя –гуань и сона. Широко использовались мундштучные инструменты – бронзовые, деревянные: да-чун-ку и сяо-чун-ку – китайские), мын-гу-ку, хоу-ку, баламан– иностранного происхождения. Ударные и струнные инструменты были также богато представлены в то время.

Помимо сольного музицирования в Древнем Китае была практика и ансамблевого исполнительства, придворную музыку играли большими коллективами – оркестрами с большим количеством участников.

Особенностью культуры Древнего Китая можно считать то, что в ней было место для специальных учебных заведений, в которых можно было получить музыкальное образование.

Музыкальное искусство Индии во многом схоже с предыдущими рассматриваемыми странами. Например, оно также носило синкретичный характер.

Одной из особенностей было четкое разделение между культовой и придворной музыкой, носившей официальный характер, и народно-бытовой

музыкой, которая имела свои оттенки, в зависимости от актуальности и применения. По С.Я. Левину пение и танцы в древнем государстве сопровождались инструментальной музыкой.

Еще одной особенностью является то, что в Индии считали музыку способной влиять на человека и природу, она являлась магической силой, с помощью которой можно было создавать природные катаклизмы. Такой вывод был сделан в связи с успокаивающим действием музыки на животных. Это придало музыке не только магическое значение, но и божественное происхождение. Теоретик XIII века Шарнгадева в своем трактате «Сангитаратнакара» («Океан музыки») также описывает волшебное воздействие музыки на человека.

Что касается инструментария в Древней Индии, то большее количество инструментов принадлежало струнной и ударной группам. Духовые были в меньшинстве, но тоже играли определенную роль. Например, поперечная флейта – ванша почиталась как инструмент, на котором играет божество Кришна – главное божество в кришнаизме.

К флейтовым также относятся инструменты: мурали (поперечная флейта) и лайю (продольная флейта со свистковым устройством, как у современной блокфлейты).

Мундштучные инструменты представляли: рана-сринга – рог с высоким диапазоном и шумящими свинцовыми шариками на обручах корпуса, шанкха – предок трубы, изготавливаемый из морской раковины, ниасата-ранга – труба маленького размера. Применение таких инструментов как шанкха и рана-сринга было обширным, то есть не только в военной музыке, но и в религиозной, а также в бытовой.

Музыкальные теоретики того времени разделяли вокальную и инструментальную музыку, что отличает индийскую культуру. Также примечательна «система шрути», созданная для выразительности исполнения. Система заключается в применении очень маленького интервала «шрути» в музыке и соответственное повышение или понижение диатонических ступеней, то есть придание музыки черт речевых интонаций.

ВышеупомянутыйШарнгадева создал свою классификацию инструментов по принципу исполнения на них: струнные и духовые, создающие музыку, барабаны с мембраной и металлические ударные, «размеряющие» музыку.

Сольным исполнителям на музыкальных инструментах придавалось особенное значение, что выделяет культуру Древней Индии.

Древняя Греция и Рим

Культура Древней Греции стоит особняком во всеобщей истории. В отличие от стран Древнего Востока данных об античных цивилизациях намного больше. С точки зрения музыкальных традиций и новшеств Греция имела наиболее значительную роль. Но также, древнегреческая культура вобрала в себя самое лучшее из культур соседних государств.

Помимо важной общественной роли, музыка наделялась лечебными функциями. По мнению древнегреческого философаПлатона она даже могла влиять на политическое устройство, в соотношении: чем лучше музыка, тем лучше государство.

Первые философы того времени старались объяснить, почему мир такой, какой он есть. Поэтому некоторые из них, в качестве правил организации небесных тел использовали музыкальные законы.

Первыми, кто занялся учением о таких понятиях как: гамма, тон, интервал – были греки. Такая тяга к теории объясняется популярными в ту эпоху философскими школами. Пифагор, Платон, Аристотель – были теми, кто сделал свой вклад в музыкальную культуру.

Изобретение ведущих инструментов – авлоса и кифары приписывается Аполлону. На этих же инструментах соревнуются авлеты и кифареды во время Пифийских игр.

Кифара – струнный инструмент, похожий на лиру, а авлос – предок гобоя, при игре на котором не было прямого контакта с тростью. Обычно играли на двойном авлосе или сразу на двух инструментов, издавая основной тон и мелодию одновременно.

Авлетика и кифаристика – так называлось мастерство исполнения на этих инструментах, а авлодия и кифародия – совместное музицирование исполнителя на авлосе или кифаре с певцом.

Еще один духовой инструмент – сиринкс – тростниковая флейта, которая могла быть продольной, а могла использоваться как флейта Пана и состоять из нескольких трубочек.

Сальпинкс, «мидийская» труба, керас, хнуе – язычковые и мундштучные инструменты, которые использовались в военной музыке.

Ансамблевой музыки, в нашем современном понимании тогда не было. Использовался прием гетерофонии, когда несколько музыкантов играют вариации одной и той же мелодии.

Большое значение имела музыка в театрально-драматическом искусстве Древней Греции. В ней предпочтение давалось авлосу.

В позднюю эпоху эллинизма вместе с влиянием иностранных культур стали распространяться оркестры с большим количеством инструментов, которые использовались в любых сколько-нибудь значащих событиях.

Древнеримское искусство перенимает опыт греков и этруссков. Например, уже известный авлос также актуален, но меняет свое имя на «тибий». Торжественные события сопровождались тубами – предками трубы. Эти инструменты считались священными, к ним было особое отношение, как у этрусков. Помпезность и развлекательное значение музыки переняла древнеримская культура от культуры эллинизма. Что повлияло на некоторые перемены в инструментарии. Туба, литуус, корну, букцина – мундштучные инструменты, которые нашли широкое применение.

Также, существовало разделение инструментов по тембру на «женские» –авлос и «мужские» – туба.

В отличие от древнегреческого музицирования, в Риме было популярно ансамблевое музицирование. В ансамбле играли как на струнных, так и на духовых инструментах. Богатые, привилегированные люди могли иметь ансамбли и оркестры, состоящие из рабов. Популяризируются жанры застольных песен, стихотворного искусства тесно связанного с музицированием.

Музыкальная культура Древнего Рима примечательна концертной практикой. Большую известность имели сольные исполнители, особенно популярны авлеты. Также, имели место соревнования по типу греческих, на которых выступали и исполнители на духовых инструментах.

Эта тема заинтересовала меня как исполнителя на деревянном духовом инструменте – флейте. Проанализировав литературу, я смогла увидеть не только развитие родственных инструментов с флейтовым механизмом звукообразования, но и развитие других инструментов, а также постараться проследить, как исторические события повлияли на культуру тех или иных стран, как это отразилось на музыкальных формах, стилях и инструментарии.

Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные

Духовые инструменты – музыкальные инструменты, звук которых формируется при помощи колеблющегося воздушного потока, находящегося внутри корпуса.

Духовые являются одними из древнейших видов музыкальных инструментов. Можно предположить, что первые примитивные духовые изготавливались из полых трубок, например, из рога, либо из тростника. В «Повести временных лет», датируемой 1113 годом, уже были упоминания о таких инструментах на территории Древней Руси.

С течением времени духовые инструменты видоизменялись и совершенствовались, и на данный момент их можно разделить по источнику звукового колебания и по материалу изготовления. Интересно, что, несмотря на достаточно очевидную, на первый взгляд, терминологию, трактовка принадлежности инструмента к какой-либо из групп может варьироваться.

Мы решили рассказать, что к чему, ведь знание принципа разделения духовых инструментов на виды и группы поможет вам в выборе инструмента и не даст запутаться.

Духовые инструменты по источнику звукового колебания

Лабиальные духовые – инструменты, вибрации звука в которых возникают об острый край стенки корпуса. Все виды флейт, свистки и прочие дудочки относятся к этой категории.

Язычковые духовые – инструменты, звуковые колебания которых создаются от вибрации специального резонирующего язычка, находящегося в воздушном потоке. Саксофоны, фаготы, кларнеты – все духовые, имеющие трость, а также губные гармошки и органы можно отнести к этой категории.

Амбушюрные духовые формируют звук от вибраций губ музыканта, от положения языка и объема его ротовой полости. К таким инструментам относятся трубы, горны, тромбоны, валторны и тд.

Кроме того, инструменты можно классифицировать по материалу изготовления. Однако, здесь есть нюансы. Такая классификация сложилась исторически и является традиционной, но духовые изготавливаются не только из дерева и меди. Лучше считать это разделение условным, относящимся к способу звукоизвлечения и технике игры, нежели к материалу корпуса.

Деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.

Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.

Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.

Группа деревянных духовых инструментов

Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.

Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.

Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.

Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.

Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.

Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.

Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.

Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.

Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.

Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.

Старинные деревянные инструменты

Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.

Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.

Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.

Медные духовые инструменты

По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.

Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.

Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.

С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.

Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:

Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.

Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.

Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.

Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.

Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.

Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.

Электронные духовые инструменты

В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.

Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: