Что такое тональность - OXFORDST.RU

Что такое тональность

Тональность – так ли это страшно?

В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д. А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности. А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.

ЛАДно или о ладах в музыке

Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые. Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.

Два лада в музыке

Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.

Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.

Тоника – царица тональности

А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.

Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются. А есть понятие ступени. Их тоже 7.

Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника – ДО, то есть первая ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.

Звукоряд с тоникой ДО

Если мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ. Звукоряд с тоникой РЕ

Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.

Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д. Звукоряд с тоникой МИ

ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.

Подошли к определению тональности

Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.

Для чего нужны тональности?

Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.

Пока всё понятно? Ну, если что – в комментариях спрашивайте – отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру – до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.

Типичный образец пьесы в миноре:

Тональность в музыке

Понятно, что параллельно с понятием «лад» возникает понятие «тональность».

Что такое тональность?

Тональность — это высота положения лада. То есть, мажор можно сыграть не только от «до», а минор не только от «ля», но строение этих ладов по тонам и полутонам должна быть сохранено (мажор — 1 1 ½ 1 1 1 ½ (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон или тон-тон-полутон три тона полутон) ; минор — 1 ½ 1 1½ 11). Если эти Лады играть от других клавиш, то они будут содержать черные клавиши. Таким образом, существуют две «белых» тональности До-мажор и ля-минор. Все остальные будут иметь либо диезы или бемоли, которые появляются всегда в таком порядке:

Порядок появления знаков в тональностях:

# — фа, до, соль, ре, ля, ми, си

Этот порядок надо выучить!

Еще надо знать, что в музыке существуют 24 тональности (на самом деле теоретически их больше, но об этом — позже), потому что на клавиатуре 12 разных клавиш (7 белых и 5 черных). От каждой можно сыграть один мажор и один минор. Между тональностями существуют определенные связи и закономерности. Рассмотрим такие понятия, как:

энгармонически равные тональности.

Параллельные тональности

Это тональности, которые имеют одинаковые звуки, соответственно, одинаковые ключевые знаки.
Их тоники находятся на расстоянии малой терции. При этом мажорная тоника всегда выше, а минорная — ниже. Как пример, следует помнить две «белых» параллельных тональности: до-мажор — ля-минор.

Одноименные тональности

Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.

Их разница всегда составляет цифру «3». Например, Ми-мажор имеет четыре диеза, тогда ми-минор будет иметь один (4 — 3 = 1). Надо всегда логически мыслить: прибавлять знаки, или наоборот -вычитать. Существуют две пары тональностей, где идет переход с диезов на бемоли:

Соль мажор — соль минор;

Ре — мажор — ре — минор.

Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.

Энгармонически равные тональности

Знания об энгармонизме тональностей будут полезны на практике, например, при исполнении гамм на инструменте: если уметь играть гамму Ре бемоль-мажор, то не будет проблемы сыграть гамму До#-мажор. На бумаге — это разные вещи, а на инструменте — это абсолютно одинаковые по звучанию гаммы. Энгармонически равные тональности увеличивают количество тональностей до 30, так как существуют 6 пар энгармонически равных тональностей:

Квинтовый круг тональностей

Отдельно поговорим о так называемом «Кварто — квинтовом круге тональностей» или просто квинтовом круге.

Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.

То есть, образуется 4 группы тональностей:

Для мажорных тональностей отсчет идет от До-мажора, который не имеет знаков, а для минорных — соответственно от ля-минора. Направление движения можно запомнить следующим образом:

  • диез-знак повышения, поэтому двигаемся по клавиатуре вверх;
  • бемоль-знак понижения — двигаемся по клавиатуре вниз.
Читайте также  Мифы и легенды о музыке

Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.

Рассмотрите этот круг сверху, там где нет знаков — это тональности до мажор и ее параллельная — ля минор (запомните это!).

Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:

Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).

И, если прочитать наоборот:

Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).

Легко запомнить: диез — повышает ноту, а диезные тональности расположены — как поднимается температура – вверх.

Так же бемоль – понижает ноту, а бемольные тональности — вниз.

Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:

До мажор — ля минор = 0 знаков

До диез мажор — ля диез минор = 7 диезов

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей

Конечно, можно двигаться квинтовыми шагами, которые добавляют каждый раз один знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, где тоники, например, мажорных диезных тональностей (До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа#, До#) можно поставить по секундам. Этот порядок будет представлять собой закономерное расположение тональностей сначала с четным количеством знаков, а затем — с нечетным: подробнее об этом смотрите здесь:Тональности мажорного лада и здесь: Тональности натурального минорного лада

Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности

Вопрос о том, имеют ли тональности свои особые выразительные черты или качества, обсуждался
на протяжении нескольких веков. Теоретики выдвигали самые убедительные аргументы на отрицание этих тезисов вопреки аргументам композиторов и музыкантов -исполнителей, обладавших практикой тонкого эмоционально — образного ощущения в использовании тональностей даже в самых коротких пьесах.

Уже одного того, что в течение веков лад очень сильно менялся достаточно, чтобы считать характеристику той или иной тональности в определенной степени иллюзорной или условной. Однако безусловным является то, что в творчестве всех великих композиторов предпочтения определенным тональностям для выражения соответствующих настроений настолько очевидно, что знание этого стало обязательным даже для широкой общественности любителей музыки: в этом смысле «моцартовской» тональностью является d-moll, «бетховенской» — c-moll, «шопеновской» -Аѕ-dur. Бах – и это широко известно – предпочитал тональности h-moll.

Тональность в широко употребляемом смысле – это система функционально — дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия в музыке 20-21 веков-на основе любой выбранной группы из 12 звуков.

Классический вид тональностей утвердился в творчестве венских классиков и композиторов
ближайшего хронологического периода (от середины 17 до середины 19 в.) и нашел дальнейшее
развитие у композиторов — романтиков (Х. Риман в 1893 году создал упорядоченную функциональную систему тональностей, построенную на родстве связей звуков и созвучий, где основой является T, S i D).

В системе тональностей каждая отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамикогармоническом и колористическом смысле. То, что за выбором тональностей не тянется шлейф эстетической связи, а есть лишь «личная ассоциация», становится понятным, когда выясняем, что особая «баховская» или «моцартовская» тональности никогда не использовались, скажем, Бетховеном для значительного произведения, за исключением некоторых глав «торжественной мессы» и «богатели ор.124 №4», который считал h-moll сумеречной, почти темной тональностью.(Подобное имеет свою историю и в характеристике интервалов: в средневековье тритон, например, считали «дьяволом в музыке»).

Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона «Das Neu Eroffnete Orchester » (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:

«е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;

E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;

с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;

d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;

А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;

h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая».

Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.

В «опытах «И. Кванца (XVIII) отмечается:» аффект пьесы можно узнать из тональности: до мажор, обычно используется для выражения радости, смелости, серьезности, величия; минор-для чувств кротких, печальных, нежных». Но нет согласия в характеристиках особенностей тональностей:
«Триумфальному аффекту С — dur у Бетховена, – отмечает Маттезон, – у Баха соответствует D — dur
(тональности С-dur и А-moll у Баха приобретают черты нейтральности); с-moll имеет общее ощущение покоя и эмоциональной устойчивости, уравновешенности; Cis-dur и cis-moll используется крайне Бахом редко (например во II части скрипичного концерта ми мажор), А D-dur создает ощущение совершенного образца чистоты внутреннего мира, прозрачности, d-moll-пламенность и
темперамент».

По мнению выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыкального теоретика ХХ века
Пауля Хиндемита тональность выступает определенным предохранителем в анархии и произволе в музыке и добавляет :
«Любая музыка тональна и избежать тональных связей так же трудно, как и земного притяжения».

А выдающийся экспериментатор, один из самых ярких композиторов ХХ века Игорь Стравинский
отмечал: «Музыка – искусство многополярное, в котором тональность – ось музыки, стиль ориентации между этими полюсами».

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Читайте также  Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.

Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.

Что такое тональность

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.

Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.

Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Читайте также  Как придумать мелодию

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели

Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и

Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор

Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity

  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»

  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»

  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.

  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»

Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Тональность

Тональностью называется высотное положение лада*.

*лад-совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.

Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например:

  • До мажор (C-dur)
  • Фа ♯ мажор (Fis-dur)
  • Ми ♭ мажор (Es-dur)

Для краткости и удобности мажорные тональности можно обозначать тоникой с заглавной буквы, то есть не «до мажор», а «До», не «G-dur», a «G». Минорные тональности, соответственно, обозначаются тоникой с маленькой буквы: ми минор-ми, cis-moll- cis и т.д..

Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:

  1. Устойчивые звуки (I, III, V) составляют вместе мажорное трезвучие (тоническое трезвучие).
  2. Натуральная гамма состоит из последовательности секунд — две большие, малая, три большие, малая. По другому строение тональности можно запомнить по последовательности тонов и полутонов- два тона, полутон, три тона, полутон.
  3. Из шести тяготений неустойчивых звуков — два на малую секунду (VII-I, IV-III) , а остальные — на большую(II-I, VI-V, II-III, IV-V).

Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:

3наки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке*. Число ключевых знаков практически не бывает больше семи. При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.

*порядок всех диезов: фа♯, до♯, соль♯, ре♯, ля♯, ми♯, си♯.Например, в тональности ля мажор- 3 диеза, поэтому ключевые знаки будут писаться в порядке фа♯, до♯, соль♯.

Порядок бемолей выглядит с точностью наоборот: си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭. Например, в тональности ми♭ минор- 3 бемоля, и ключевые знаки будут написаны в порядке си♭, ми♭, ля♭.

Мажорные и минорные тональности.

Как известно, существует 15 употребительных тональностей мажорного лада. В соответствии с параллелизмом мажора и минора есть также 15 одинаково построенных тональностей минорного лада.

Тональности мажора:

Минорные тональности:

Параллельные тональности.

Параллельные тональности- это мажорная и минорная тональность, которые имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.

Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии малой терции (расстояние измеряется от тоники до тоники):

Для удобства нахождения ключевых знаков той или иной тональности можно пользоваться кварто-квинтовым кругом ( в левую сторону тональности расположены по квартам, в право- по квинтам):

Энгармонически равные тональности.

Сначала стоит вспомнить что такое энгармонизм. Энгармонизмом или энгармоническим равенством называется равенство звуков по высоте при различном их значении и написании. Проще говоря это обозначение одного и того же звука разными названиями. Например, фа диез = соль бемоль, также фа диез= ми дубль диез.

При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные тональности — диезными. Сумма ключевых знаков энгармонически равных тональностей равна 12 :

  • Си мажор (5♯) = До ♭ мажору (7♭) (7+5=12)
  • Фа ♯ мажор (6♯) = Соль ♭ мажору (6♭) (6+6=12)
  • До ♯ мажор (7♯) = Ре ♭ мажору (5♭) (7+5=12)

Поэтому для определения количества знаков данной тональности нужно вычесть из 12 число знаков той тональности, которая ей энгармонически равна (12-5=7, 12-6=6‚ 12-7=5).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: