Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом? - OXFORDST.RU

Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Тетрахорды. Теория. (Это почти как нелюбимое в детствве «сольфеджио»)

Тетрахорды

Материал для статьи взят с сайта http://pro-gitaru.ru, и публикуется с согласия автора.

Попробую описать, что такое тетрахорды. Вспоминается так нелюбимое в детстве сольфеджио, и так нужное сейчас :))

Тетрахорды

Нота, с которой начинается обычно музыкальное произведение, и которой обычно заканчивается, и вогруг которой строится музыкальное произведение — называется тоникой.

Звуки, отстоящие от тоники лада на интервал терции и квинты — относительно устойчивые. Остальные звуки лада — неустойчивые. Вместе эти три устойчивых звука образуют тоническое трезвучие. И еще забыл сказать, что считается, что лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). Самый устойчивый звук в ладу. к которому тяготеют остальные звуки — называется тоникой лада.

Я думаю, с тоникой разобрались. Теперь пойдем дальше.

Если музыка уходит от тоники — то она движется по ступеням какой-то конкретной гаммы. При использовании мажорной гаммы, считается, что музыка написана в мажорной тональности. При использовании минорной гаммы — в минорной тональности.

Тоникой может быть каждая нота гаммы. Мажорность или минорность зависит от организации тоновых интервалов внутри гаммы (как вы уже знаете, тоновые интервалы делятся на полутоновые и цельнотоновые). В до-мажорной гамме тоновые интервалы можно запомнить так: «тон — тон — полутон — 3 (три) тона — полутон».

Целый тон — 2 лада на гитаре (W), полутон — один лад (H).

Конструкции мажорной и минорной гамм можно представить так:

Вышеуказанные мижорная и минорная гамма разделены на две части.

В этих гаммах нижние и верхние половины разделены интервалом целого тона (целотонным интервалом). Первая часть гаммы (четыре ноты) называются нижним тетрахордом, а следующие четыре ноты — верхним тетрахордом.

Деление гамм на более простые структуры позволит их лучше запоминать. А знание структуры гаммы позволит лучше ориентироваться на недостаточно изученных участках гитарного грифа. Имея представление о структуре гаммы, можно легко построить ее аппликатуру во время импровизации.

Тетрахорды для самого простого мажора и минора:

ДО— — РЕ— — МИ-ФА | СОЛЬ— — ЛЯ — —СИ-ДО

ЛЯ— — СИ-ДО — —РЕ | МИ-ФА— — СОЛЬ— — ЛЯ

Ноты, используемые в какой-либо тональности соответствуют нотам одноименной гаммы. Про остальные ноты говорят, что они находятся вне тональности.

Комментариев к этой записи еще нет. Ваш будет первым.

На сайте наконец-то заработал поиск по сайту.
6 июня 2012 г.

Т.к. тем уже много, то пора бы мне уже подумать и о механизме поиска по сайту.

И вот, наконец-то, сегодня закончил работу над поиском на сайте.

Теперь искать нужную информацию на сайте станет намного легче !


Немноно нотной теории. Тетрахорды.
9 марта 2012 г.

На сайте добавлено немного музыкальной теории — Тетрахорды.

Статья расположена в разделе «Ноты, литература. mp3 -> Литература, самоучители«.


На сайте добавился раздел с биографиями музыкальных групп и исполнителей.
9 февраля 2012 г.

В разделе появился раздел «Биографии«, где можно почерпнуть информацию об исполнителях и группах. Раздел пока наполняется контентом. Ну, собственно, сабж.


Ноты для гитары и аккорды


Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.
19 октября 2011

Теперь на сайте можно добавлять к записям комментарии.

В разделах «Ноты, литература, mp3«, «Галерея«, «Мастерская» и «Новости» к постам можно добавлять свои комментарии посетителям сайта.

ТЕТРАХОРД

Смотреть что такое ТЕТРАХОРД в других словарях:

ТЕТРАХОРД

(греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христиа. смотреть

ТЕТРАХОРД

тетрахорд сущ., кол-во синонимов: 1 • звукоряд (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: звукоряд

ТЕТРАХОРД

Тетрахорд (греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христианскую музыку (см. Лад, Церковные лады). В настоящее время в основе построения диатонических мажорных гамм лежит ионийский Т., называвшийся у греков лидийским: до, ре, ми, фа, в котором расстояние между соседними ступенями = 1 тон, 1 тон, 1/2 тона. Современная, так назыв. ионийская, мажорная гамма состоит из двух сопоставленных Т. одинакового построения. Две мажорные гаммы, находящиеся в квинтовом или доминантовом отношении, т. е. те, которых тоники отстоят на чистую квинту вверх или вниз, имеют всегда один общий Т., напр. гамма до мажор и гамма соль мажор имеют общий Т. соль, ла, си, до, который в гамме до является верхним Т., а в гамме соль — нижним. Последование таких гамм, находящихся в квинтовом отношении, образует квинтовый круг (см. Квинта). Каждой мажорной гамме соответствует минорная, отстоящая на малую терцию от тоники мажорной гаммы: она имеет в ключе те же знаки, начинаясь и кончаясь шестой ступенью мажорной гаммы. Такая неискусственная или натуральная минорная гамма имеет два Т. неодинакового построения. В первом или нижнем Т. ступени отстоят на 1 тон, полутон и 1 тон, напр. в гамме ла — ла, си, до, ре. Во втором Т. или верхнем ступени отстоят на полутон, 1 тон, 1 тон, напр. в той же гамме лами, фа, соль, ла. Первый Т. у греков назывался фригийским, а второй — дорийским. Перейдя на Запад, эти Т. получили другие названия, а самая гамма ла с такими Т. стала называться эолийской. Второй, или верхний, Т. как в мажорной искусственной гамме, так и в минорной искусственной, меняется. В мажорной вследствие понижения шестой ступени Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона и 1/2 тона, напр. в гамме досоль, ла бемоль, си, до. В минорной искусственной гармонической гамме, вследствие повышения седьмой ступени, второй Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа, соль диез, ла. В восходящей искусственной минорной гамме второй Т. заключает в себе 1 тон, 1 тон, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа диез, соль диез, ла. Н. С.

ТЕТРАХОРД

ТЕТРАХОРД(греч., от tetras — четыре, и chorde — струна). 1) род древнегреческой четырехструнной лиры. 2) диатоническое последование четырех звуков в пр. смотреть

ТЕТРАХОРД

(греч. tetraxordon, букв. — четырёхструнник, от tetra, в сложных словах — четыре и xordn — струна) — четырёхступенный звукоряд в диапазоне чист. смотреть

ТЕТРАХОРД

1) Орфографическая запись слова: тетрахорд2) Ударение в слове: тетрах`орд3) Деление слова на слоги (перенос слова): тетрахорд4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ТЕТРАХОРД

корень — ТЕТРА; корень — ХОРД; нулевое окончание;Основа слова: ТЕТРАХОРДВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ТЕТРА; ∩ — . смотреть

Читайте также  Электронные клавишные инструменты: характеристика основных видов

ТЕТРАХОРД

ТЕТРАХО́РД, у, ч.1. Чотириструнна ліра в стародавніх греків.2. муз. Чотирьохступінчатий звукоряд; в октаві два тетрахорди.

ТЕТРАХОРД

— четыре ноты — до, ре, ми, фа, — которые рассматриваются как непосредственные связные между Небом и Землей. Тетрахорд соль, ля, ми, до отождествляется с божественным порядком. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991. смотреть

ТЕТРАХОРД

Тор Тетрод Тетрахорд Тетрарх Тетр Тета Теор Театр Тахо Таро Рота Рот Торт Тохар Род Ретро Реторта Рет Тред Трот Хаер Хард Хатт Рао Охра Хер Оттед Хета Отар Ход Хорда Орех Ордер Одр Еда Дрот Доха Дот Дора Дер Дар Атто Арх Арт Хота Ера Ехор Ода Одер Орда Хорт Хор Орт Хетт Оха. смотреть

ТЕТРАХОРД

тетрахо́рд, тетрахо́рды, тетрахо́рда, тетрахо́рдов, тетрахо́рду, тетрахо́рдам, тетрахо́рд, тетрахо́рды, тетрахо́рдом, тетрахо́рдами, тетрахо́рде, тетрахо́рдах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: звукоряд. смотреть

ТЕТРАХОРД

(2 м); мн. тетрахо/рды, Р. тетрахо/рдовСинонимы: звукоряд

ГАММА ЛЯ МИНОР (a-moll)

Это минорная гамма с тоникой ляи без ключевых знаков.

РАЗМЕР. ДОЛИ. ТАКТ.

В музыке все звуки организованы во времени. Эти звуки делятся на равные доли. Некоторые из них выделяются ударениямиакцентами. Такие доли называются сильными долями.

Доли без акцентов называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей, выраженных определенными длительностями, называется размером. Размер в нотном тексте ставится в начале произведения после ключа и ключевых знаков в виде дроби из двух цифр, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — их длительность.

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом.Такты друг от друга отделяются тактовой чертой.

РАЗМЕР

Это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая доля в размере 2/4 – сильная, а вторая – слабая. Это простой размер, т.к. в такте одна сильная доля. Ноты группируются в две группы по четвертям:

ЗАТАКТ

ПАУЗА

Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании. Длительности пауз соответствуют длительностям нот и их счету и имеют свои обозначения:

ГАММА СОЛЬ МАЖОР (G-dur). ТЕТРАХОРД.

Это мажорная гамма с тоникой Сольи фа# при ключе. Обычно гамма Соль мажор поётся по тетрахордам для удобства пения. Тетрахорд – это половина гаммы (4 звука). Тетрахорды бывают нижний и верхний. Первые 4 звука составляют нижний тетрахорд, а следующие 4 звука – верхний.

ГАММА ФА МАЖОР (F-dur)

Это мажорная гамма с тоникой Фаи при ключе. Обычно гамма Фа мажор поётся по тетрахордам.

РАЗМЕР

Это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Это простой размер, т.к. в нем одна сильная доля – первая, вторая и третья доли – слабые. Чаще всего в размере ¾ пишутся вальсы. Ноты группируются на три группы по четвертям:

ТЕМП

Темп — это скорость исполнения музыки. Различают основные виды темпов: медленные, умеренные, быстрые. Темпы обозначаются на итальянском языке:

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (НЮАНСЫ)

Динамика – это сила звучания музыки. Различные уровни динамики обозначаются специальными знаками – динамическими оттенками.

Артикуляция – это способ извлечения звука. Наиболее распространены следующие способы: legato (легато) – связно, staccato (стаккато) – отрывисто.

­

ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность это высота, на которой расположен лад. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада (тоника + лад = тональность). Например, До мажор – тональность мажорного лада с тоникой До. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.

На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакам

Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Лад и тональность.

Цель: развитие навыков и умений построения, исполнения и определения на слух и в нотном тексте тональностей, разновидностей мажорного и минорного лада.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности:

§ определения лада, тональности, звукоряда и гаммы;

§ тоника лада, ее функциональное значение; устойчивые и неустойчивые звуки, их разрешение;

§ диатонический лад, четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов, обозначение ступеней, их функциональное значение и название;

§ мажорные и минорные лады, их основные признаки; гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора; тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы; главные и побочные ступени;

§ мажорные и минорные, диезные и бемольные тональности, их слоговое и буквенное обозначение; квинтовый круг тональностей.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях гаммы натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в восходящем и нисходящем направлениях гаммынатурального минора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) fis, gis, cis;в) es, as, b. Укажите буквенные обозначения тональностей и номера ступеней в звукорядах (римскими цифрами), а затем выпишите и исполните устойчивые и вводные ступени всех построенных мажорных и минорных тональностей.

Задание 2. Запишите и исполните неустойчивые ступени (кроме вводных – VII и II ступеней) в тональностях натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в тональностяхгармонического минора, тоникой в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, dis, fis;в) es, as, b. Укажите буквенное обозначение тональностей и их ключевые знаки.

Задание 3. Запишите слоговые и буквенные обозначения всех мажорных диезных и бемольных тональностей в порядке возрастания их ключевых знаков (до семи бемолей и диезов включительно). Исполните с дирижированием в размере 2/4 и 3/4 гаммы в тональностях натурального, гармонического и мелодического мажора от одного до семи ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 4. Обозначьте по приведенному ниже образцу неустойчивые ступени натурального мажора к данным устойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

Задание 5. Определите и обозначьте минорные тональности (и вид минора), которым принадлежат предлагаемые ниже тетрахорды. Отметьте, какими (верхними или нижними) являются данные тетрахорды в каждой конкретной тональности, исполните их:

Задание 6. Обозначьте тональности и устойчивые ступени натурального минора к приведенным ниже неустойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

Задание 7. Запишите в мажоре с двумя (пример а), тремя (пример б), четырьмя (пример в) ключевыми знаками приведенные ниже звенья диатонических секвенций и исполните их (в двухголосии верхний голос – петь, нижний – играть на музыкальном инструменте):

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что представляют собой лад, тональность, звукоряд и гамма?

Читайте также  Как научится играть на барабанах?

2. Что такое тоника лада, каково ее функциональное значение?

3. Какие звуки лада называются устойчивыми и неустойчивыми?

4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

5. Что такое диатонический лад и тетрахорд?

6. Как строятся четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов?

7. Как обозначаются ступени диатонического лада, каково их функциональное значение и название?

8. Какие лады называются мажорными и минорными?

9. В чемзаключаются основные признаки мажорного и минорного ладов?

10. Что означают слова «мажор» и «минор», как они обозначаются в буквенной системе? Сколько ступеней в мажорной и минорной гаммах?

11. Как строятся гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора?

12. Между какими ступенями натурального мажора и минора находятся диатонические полутоны?

13. Сколько тетрахордов в мажорной и минорной гаммах?

14. Какие ступени входят в нижний и верхний тетрахорды мажорной и минорной гаммы?

15. Каково тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы?

16. Какой аккорд образуют устойчивые ступени мажора и минора?

17. Сколько неустойчивых ступеней в звукоряде натурального минора, какой аккорд они образуют?

18. Какие ступени в звукорядах мажора и минора являются главными, почему?

19. Что такое тональность? Как располагаются диезные и бемольные тональности мажора и минора в порядке возрастания ключевых знаков? Перечислите эти знаки в порядке возрастания.

20. Как обозначаются названия всех мажорных и минорных тональностей (от нуля до семи диезов и бемолей включительно) слоговым и буквенным способом?

21. Сколько всего существует применяемых в музыкальной практике мажорных и минорных тональностей по звучанию и по написанию?

22. На какую ступень приходится в мажорных тональностях последний диез (бемоль)?

23. Что такое квинтовый круг тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.

Восходящее движение нисходящее движение

б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 ув.2 м.2 м.2 ув.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2

Каждый из тетрахордов имеет здесь свою внутреннюю симметрию, компоненты которой расположены в них противоположным образом: так, в нижнем тетрахорде в середине находится меньший интервал, а по краям — большие, а в верхнем — наоборот.

Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степень яркости звучания и напряженность гармоний доминантовой функции. Именно это обстоятельство и привело к тому, что гармонический минор получил весьма широкое распространение и практически стал основным видом минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.

118 Moderato А. Рубинштейн. Оп. «Демон» д. III к.6

При восходящем (или нисходящем) поступенном движении мелодии по звукам верхнего тетрахорда гаммы в гармоническом ми норе образуется трудноинтонируемый полуторатоновый разрыв между соседними VI и VII повышенной ступенями лада, нарушающий плавность общего движения. Вероятно, именно поэтому данный вид минорного лада, окончательно утвердившийся в XIX веке* [Впервые теоретическое обоснование гармонической минорной гаммы было сделано в 1766 г. немецким музыкантом Г. Лингке.], стал более типичен для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что, собственно, получило отражение и в самом его названии.

Для музыки с преобладанием линеарного движения (и прежде всего одноголосной) более характерным является (наряду с натуральным) еще один вид минорного лада, структура которого хотя и содержит в себе напряженный восходящий вводный тон, однако в целом звучит мягче и не нарушает поступенности мелодического движения (как это имеет место в гармоническом миноре), потому что одновременно с повышением VII ступени повышается (тоже на полтона) и VI ступень лада. Такой звукоряд впервые был описан и, тем самым, «узаконен» теоретически и введен в творческую практику французским композитором Ж. Рамо (1683—1764) еще в 1722 г. Характерной особенностью этого вида минора является ослабление нисходящего тяготения повышенной VI ступени к V ступени лада, которое теперь, скорее всего, оказывается направленным вверх — через VII повышенную ступень — к тонике* [Происхождение свое мелодический минор, по-видимому, ведет от дорийского лада, отличающегося от натурального минора высокой VI ступенью (см. раздел «Разновидности ладов) и игравшего важную роль в старинной музыке. Повышение в нем VII ступени и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобно тому как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому его виду.]

Итак, минорный ладе повышенными VI иVII ступенями называется мелодическим минором.

Интервальная структура мелодического минора такова:

I II III IV V VI VII I

1 т. 1/2 т.. + 1 т.+ 1 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т.

нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд

Гамма мелодического минора строится следующим образом:

A-moll (мелодический)

Б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2

Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся одинаково (то есть с теми же ладовыми альтерациями), как в восходящем, так и в нисходящем порядке* [При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. —Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966). Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: