Что почитать начинающему музыканту о музыке? - OXFORDST.RU

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе?

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

О предмете «музыкальная литература»

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Музыкальную литературу нужно изучать всем

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год – «Музыка, её формы и жанры»

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

Какие есть учебники по музыкальной литературе?

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Читайте также  Как выбрать синтезатор для ребёнка? детский синтезатор – любимая игрушка малыша

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Что читать о классической музыке

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных. Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец». В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Марио Корти. «Сальери и Моцарт»

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005). Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал. В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

Композитор, который называл себя фонометрографом, взвешивающим на «фоноскопе си-бемоли средней толщины» (тем самым странным образом предвосхищая «материализм» конкретной и электронной музыки), острее других обозначил непреодолимый разрыв в классической музыке, соединив в себе кризис традиции XIX века и новый дух современной музыки. Тапер и розенкрейцер, основатель Метрополийской Церкви Искусства Иисуса Путеводителя и «пожилой дадаист», автор «меблировочной музыки» Меблировочная музыка — вид музыкального искусства, созданный французским композитором Эриком Сати в 1914–1916 годах и впервые реализованный в 1917–1919 годах. Основным его принципом являлась произвольная повторяемость одной или нескольких звуковых ячеек (или тематической фразы) ничем не ограниченное число раз. и множества сочинений, оцененных лишь много лет спустя, он оставил целый том таких же остроумных, как его произведения, заметок и писем. Обращенные к критикам, другим композиторам, цвету художественной богемы Парижа и даже к себе, они поразительно музыкальны с точки зрения художественной речи — как удачно подмечено в предисловии, «Сати играет с рефренами, репризами, кодами», а излюбленные Сати многоточия и «м-да» создают свой неповторимый ритм. За ворохом панегирических (Дебюсси, Стравинскому, композиторам «Шестерки») и саркастически-парадоксальных (Вагнеру, Сен-Сансу, Равелю, музыкальным критикам) оценок, выпадов, размышлений попадаются меткие и прозорливые строчки, ставшие еще актуальнее теперь: например, «нам уже незачем называть себя „людьми искусства“; мы оставляем это блестящее звание парикмахерам и педикюршам». Заметки Сати «Распорядок дня музыканта» или «Ум и музыкальность животных» все еще способны взорвать благоговейное обывательское преклонение перед омертвевшим классическим истеблишментом, так же как и записи на полях клавиров, сошедшие будто с афиш сюрреалистических суаре: «Пианист-уродец», «Двуглавый Виолончелист», «Певец с длинными ногтями», «Самый худой в мире Флейтист».

Сергей Румянцев. «Книга тишины» (2003) и «Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова» (2007)

Сергей Румянцев — музыковед, однако его тексты очень далеки от советского музыковедческого стиля, трудноперевариваемого даже профессиональными музыкантами. Он скорее музыкальный писатель, исследующий музыку и звук как часть объемного культурного пространства. «Книга тишины. Звуковой образ города» — посмертное издание, фактически фрагменты незаконченной работы. Автор исследует изменения звуковых сред на протяжении XX века через призму собственной памяти. Собирая осколки и обрывки впечатлений и исторических сведений, он пытается восстановить взаимосвязи между звучанием города и процессами, происходящими в жизни и в сознании людей, попутно приводя множество интереснейших, но малоизвестных фактов и наблюдений.

«Арс Новый» — лучшая и единственная на сегодняшний день работа, посвященная жизни и деятельности Арсения Авраамова. Главный персонаж выбран не случайно — круг идей Авраамова охватывает практически все новое, что появилось в музыке XX века: электронную музыку, микротоновые системы, перформанс, — все, что входит на сегодняшний день в несколько расплывчатое понятие «саунд-арт». При этом, конечно, Авраамов остается человеком своего поколения, романтиком-революционером, соединяющим дореволюционную русскую научную и музыкальную мысль с новым звуковым мышлением.
Помимо увлекательного рассказа о жизни Авраамова, в книге опубликованы его основные статьи, посвященные разным музыкальным новациям.

Николаус Арнонкур. «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки» (2005) и «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди» (2005)

Трудно найти более подходящую литературу на русском языке, в которой излагались бы принципы или даже скорее философия исторического исполнительства. Ведь Николаус Арнонкур стоит на одном из первых мест в ряду тех, кто создал это направление и является не только теоретиком, но и практиком — признанным во всем мире концертирующим музыкантом. Аутентичное, исторически информированное исполнительство (названия, как часто бывает, не могут отразить сути явления) — один из самых ярких феноменов музыки XX века. Взгляд автора на музыку прошлого и ее существование в наше время позволяет оторваться от позднеромантических мифов, которые до сих пор преобладают в умах широких масс, вовлеченных в шоу-бизнес академической музыки.

Арнольд Цуккер. «Пять лет Персимфанса» (1927)

Эта книжка не стоит в ряду новинок на современной музыкально-книжной полке, а, напротив, является историческим «ископаемым» — она была издана специально к 1927 году и никогда не переиздавалась.

Творческий отчет Первого симфонического ансамбля без дирижера (о котором мы уже в общих чертах рассказали в одной из лекций) опубликован здесь в виде различных статей, отзывов и газетных материалов. Поразительно, но до сих пор в среде музыкантов бытуют ложные мифы о Персимфансе, основанные на первых двух негативных газетных заметках, появившихся на заре существования оркестра. Огромное количество последующих восторженных рецензий и многих других свидетельств успеха Персимфанса словно кануло в Лету.

Читайте также  Английский язык для физиков и математиков. обучение по скайпу.

Сегодня биография первой пятилетки легендарного оркестра интересна не столько нетипичным погружением в музыкальную действительность послереволюционных лет, сколько пришедшим из прошлого новым пониманием того, чем может быть симфонический оркестр, исполнение классической музыки, какие задачи может ставить перед собой музыкант и чему его искусство призвано служить. Такое понимание может в будущем сильно изменить всю структуру и образ мира «академической» музыки.

Михаил Сапонов. «Менестрели» (2004)

Главная книга о музыкальной культуре европейского Средневековья на русском языке. Михаил Александрович Сапонов, один из самых интересных музыковедов сегодня, кропотливо восстанавливает краски мира жонглеров и менестрелей, как реставратор, оттирающий копоть со старинных полотен и фресок. Вопреки устоявшемуся представлению о средневековой музыке как о григорианских хоралах, звучащих в отсветах костров инквизиции, нам открывается радостная и многообразная картина искусного творчества менестрелей, поэтика которого, по мысли Сапонова, и определяла на самом деле музыкально-историческое своеобразие эпохи. С «Менестрелей», может быть, следовало бы начинать учиться музыке.

Алекс Росс. «Дальше — шум. Слушая ХХ век» (2012)

Книга показывает влияние большой политики на серьезную музыку в ХХ веке. Переведенная не без промахов вроде «французского рожка» (french horn — валторна), она полна занимательных фактов и сопоставлений: ЦРУ и летние композиторские курсы в Дармштадте, сборники «Рабочих песен» Нью-Йоркской коммуны композиторов, любимые пластинки Гитлера, взаимосвязи арт-рока и минимализма. Достойная попытка доступно рассказать о сложностях современной академической музыки с подробностями и обобщениями.

Книги о музыкантах и музыке

Музыка как один из основных видов искусства в истории изображалась и на холсте ( «Музыка» Г. Климта), на экране («Амадей» М. Формана) и даже в скульптуре ( «Памятник Яну Сибелиусу» Э. Хилтунена), но в прозе «музыкальная» тематика нашла особенное отражение.

Биографии реальных музыкантов дополняются сонмом биографий музыкантов вымышленных, но самой Музыке, её пониманию в этих книгах не всегда остаётся место за перечислением альковных подробностей жизней гениев.

Этой подборкой, в которой вы найдёте как современную прозу, так и советскую классику, мы постараемся немного изменить эту ситуацию и представим вам подборку книг, где музыка является полноценным действующим лицом, а её авторы покажут не только желание писать, но и определённую музыкальную эрудицию.

Патрик Зюскинд «Контрабас»

Большинству читателей Зюскинд известен как автор скандального «Парфюмера», но эта небольшая монопьеса гораздо больше говорит о таланте Зюскинда как литератора. К тому же Музыка в ней не фон, она – часть души главного героя, часть неотъемлемая, тяжёлая, как контрабас, в котором эта Музыка и живёт.

Однако, не надо думать, что неспециалисту в этой книге будет ничего не понять, хотя в ней есть специфическая музыкальная терминология. В процессе этой трагикомической исповеди вы начнете смеяться над профессиональными шутками музыкантов, как будто отучились несколько курсов в «музыкалке».

Монолог контрабасиста средних лет, который влюблён в молодую приму и любит свой контрабас, но признаться не может так как в его квартирке им троим точно не поместиться…

Владимир Орлов «Альтист Данилов»

«Альтист Данилов» – не менее удивительное произведение. Одно из первых произведений в советской литературе, которое можно отнести к «магическому реализму» (см. также «Конармия» И. Бабеля).

Главный её герой наполовину демон, который воспитывался с демонами в Девяти слоях, но из-за того, что был рождён от женщины был вновь сослан на Землю. На Земле его определили в музыкальный интернат, как сироту.

Он выучился по классу альта и даже работал некоторое время в консерватории и театре. При этом он не хочет в полную силу сотрудничать с демонами, хотя с этим миром его и связывает одна демоница. Демоны решают его судить за это.

Эта книга – история о своём среди чужих и чужом среди своих, приправленная любовью к музыке, которая подаётся с большим знанием дела.

Питер Хег «Тишина»

Эта фантасмагорическая история рассказывает о датском клоуне Каспере, который является образцовым неудачником. Его лишают гражданства, его преследуют налоговики, любовь скрылась за горизонтом, перспектив никаких.

Однако его главная особенность в том, что он воспринимает мир преимущественно на слух, через музыку Баха и Моцарта. Позже Каспер встречает девочку, которая обладает уникальной способностью создавать абсолютную тишину.Каспер понимает, что ей грозит опасность и пытается изо всех сил защитить ее..

Энн Райс «Плач к небесам»

Райс прославилась в основном своими вампирскими хрониками, одна из которых легла в знаменитый фильм «Интервью с вампиром», однако, тем интереснее взглянуть её глазами на Италию 18-го века.

Рассказ о жизни мальчика Тонио, которого его отец продал, чтобы богачи превратили его в кастрата-певца. На фоне блистательных декораций барочной Италии разворачивается история о любви страдании и мести…

Иэн Бэнкс «Улица отчаяния»

Главный герой книги Дениэл Уэйрд живёт в заброшенной церкви среди множества хлама закупленного оптовыми партиями где-то на просторах СНГ. Он любит выпить, для чего иногда выбирается в город, чтобы посидеть в пабе со своим единственным другом.
Однако никто из его знакомых, и даже его друг-собутыльник не знает, что Дениэл был когда то фронтменом одной знаменитой рок-группы. Почему он скрывается от мира, какие тайны хранит?

На нашем сайте мы собрали только лучшие образцы художественной литературы. Читайте онлайн самые волнующие и трогательные книги о людях, в чьих жизнях главное место занимает музыка.

Пособия для музыканта

Это понятные, нужные и интересные шпаргалки, картинки, учебники, то есть пособия для музыканта из Интернета, разбитые на 3 группы :

1. Энциклопедии — полноценные справочные приложения с меню, картинками и звуковыми примерами. Их 3 — создание музыки на ПК, музыкальные инструменты и стили электронной музыки.

2. Шпаргалки — картинки и короткие текстовые файлы для быстрого освежения знаний в основном по нотной грамоте и основам звукорежиссуры.

3. Учебники — книги в формате pdf и djvu по теории музыки и звукорежиссуре.
Играют 2 роли: 1 — общее знакомство с темой. 2 — углубление в более узкую тему.

Цель раздела — не просто вывалить кучу книг и пособий по музыке, как это обычно встречается на других сайтах, а дать более понятные и нужные для освоения.

Энциклопедии

1. Как написать музыку на компьютере? — Медиахаус

Описание: в ней описаны принципы создания и хранения звука на компьютере, одно и многодорожечная запись звука, создании музыки на основе звуковых петель, midi команд и нот. Не важно, что программы в ней показаны старые. Главное — принципы работы не изменились и их должен знать каждый. В примерах итог действий и результат можно послушать щёлчком на странице по красному прямоугольнику. В ней есть историческая ценность — можно увидеть предков некоторых популярных музыкальных программ.

Примечание: файл образа помещён в архив и уменьшен до 93,8 мб для ускорения скачивания. После распаковки он займёт 441 мб. Далее у Вас есть 2 пути:
1 — с помощью того же архиватора извлечь все файлы из архива в отдельную папку.
2 — открыть образ диска программой Daemon Tools и изучать энциклопедию как будто с обычного CD. Эту программы можно скачать из раздела «Мои программы» в подразделе «Работа с дисками и файлами». Думаю, этот путь более удобный, но Вы решайте сами.

Читайте также  Виды музыкальных игр

О показанных в энциклопедии программах и моём использовании их:
1. Sound Forge 5 — звуковой редактор. Я пользуюсь выпуском 9.
2. Cool Edit 2000 — звуковой редактор, предок Adobe Audition 3 , которым я и пользуюсь.
3. Samplitude 5.58 — музыкальная студия. Не пользуюсь — Sonar 8 вместо неё.
4. Acid Pro 3 — музыкальная программа для работы со звуковыми петлями — кусочками записи партий инструментов. Я пользуюсь Acid Pro 6 , но редко.
5. Cakewalk Home Stuido — редактор midi-файлов — указания для звучаний музыкальных инструментов. Не пользуюсь — Synthfont 1.7 вместо него.
6. Band-In-A-Box 10 — программа автоаранжировщик. Я пользуюсь выпуском 2009 года.
7. Overture 2 — музыкальный нотатор. Им я и пользуюсь.
8. Vienna Soundfont Studio — редактор звуковых шрифтов формата sf2. Ими я часто пользуюсь, а программой — иногда и не Studio, а Editor.
9. Cubase — профессиональная музыкальная студия. Я пользуюсь выпуском 5.
10. Cakewalk Music Creator — музыкальная студия. Так раньше назывался Sonar 8 , в которого я большую часть времени и работаю.
11. Easy CD Creator 5 — программа для записи CD и создания обложек для них. Не пользуюсь — CD DVD Label Maker 3.01 вместо него.

2. Энциклопедия музыкальных инструментов — KorAX

Описание: в ней собраны почти все музыкальные инструменты. О каждом из них можно узнать подробно — историю создания, описание устройства, принцип звукоизвлечения и послушать тембры звучаний отдельных инструментов и целых составов. Для удобства изучения инструменты разбиты на 4 блока:

  1. Семейства инструментов — объединение в 4 группы по типу звукоизвлечения — ударные, клавишные, струнные, медные духовые и деревянные духовые.
  2. Музыкальные ансамбли — объединение инструментов по составам исполнения — группы, камерные ансамбли, народные ансамбли, оркестры.
  3. Инструменты народов мира — на географической карте по месту появления.
  4. Инструменты от А до Я — список инструментов в алфавитном порядке.

Итоги-2020: 8 лучших книг о современной музыке

Катюша Пантелеева — практически бессменный составитель воскресных плейлистов в нашем паблике и главный диджей аккаунта «Подписных» в Spotify — представляет вашему вниманию свой топ-8 любимых книг о современной музыке, вышедших в 2020.

Для затравочки прикрепляем ссылку на составленные Катей музыкальные подборки: человеку с таким вкусом мы (как профессор Дамблдор — Хагриду) доверили бы свою жизнь.

Мартин Астон «Выбирая другую дорогу»

Кабинетный ученый

Редкая жемчужина для продвинутых читателей и слушателей – книга о лейбле 4AD, где записывались Cocteau Twins и The Pixies, а в наши дни, например, самая меланхоличная, на мой взгляд, группа The National. Нет-нет, скучать не придется: это не занудная история какого-то там лейбла, название которого вы впервые слышите. Это хроника грандиозного проекта, который поначалу создавался любителями-единомышленниками, а затем был подхвачен величайшими музыкантами своего времени. В итоге, перед нами — ни что иное, как история создания и развития музыкальной индустрии с 1980-х годов и до наших дней.

«Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки»

Институт музыкальных инициатив


Музыкальная находка года, сборник качественных исследовательских статей о российской поп-музыке, о том, как она зарождалась в 1990-е годы и каким потребностям общества она отвечала: от популярной эстрады до подпольного рэпа. Почему действие клипа певицы Натали происходит именно в школе и как Жанна Агузарова, Линда и Глюкоза стали главными фем-героинями нашей поп-культуры… Эти статьи чудесным образом аппелируют одновременно и к личной памяти каждого из нас и к общественному контексту. Читать и ностальгировать, чтобы потом обязательно отыскать свой кассетный плеер из детства.

Артем Рондарев «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке»

РИПОЛ Классик

Музыкальный критик, журналист, а также переводчик любимых нами книг о музыке (например, «Абсолютной музыки») Артем Рондарев предпринял грандиозную попытку рассказать о музыке прошлого века системно, четко, в контексте искусства и философии. Попытка удалась: текст, в котором нет отпугивающей академической лексики (несмотря на великое множество сносок), читается как доступный каждому научпоп и раскладывает по полочкам все, чем меломанам запомнился XX век: от блюза и джаза до Kraftwerk и хитов канала MTV.

Филип Норман «Пол Маккартни»

Единственная русскоязычная биография великого сэра Джеймса Пола Маккартни станет идеальным подарком не только для поклонников «ливерпульской четверки», но и для любителей основательных биографий. Страница за страницей мы наблюдаем за жизнью Маккартни, как будто находясь где-то рядом, посещаем первые выступления, ощущаем беспокойство и тревогу от истерии вокруг и переживаем за гениальную Линду Маккартни. В дополнение советуем посмотреть Carpool Karaoke с музыкантом, чтобы окончательно подпасть под чары этого человека и прочувствовать романтику его ливерпульской молодости.

Майк Робертс «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством»

Искусство и музыка всегда были взаимосвязаны: дадаисты делали музыкальные афиши, костюмы и декорации для выступлений, Джон Леннон в юности перешел из художественной тусовки в музыкальную, Жан-Мишель Баския зажигал с Винсентом Галло в панк-группе, многие художники хотя бы однажды делали обложки для винила, Дэвид Боуи играл Энди Уорхола. Перечислять эти неслучайные случайности можно долго, но лучше почитать великолепного Майка Робертса, которым мы восхищены до глубины души: ведь он и сам в прошлом был солистом успешного бойз-бэнда (см. гифку).

Джефф Аптер «Всегда мало. История группы The Cure»

Кабинетный ученый


Долгожданная биография легенд постпанка и неугасаемых символов эпохи new wave – группы The Cure, основанная на многочисленных интервью и воспоминаниях. Приготовьтесь к глубокому погружению в тему: с момента создания группы (с понятным фокусом на личность Роберта Смита) до влияния на музыкантов со всего мира и нас, простых слушателей. Более того, книга рассказывает об обратной стороне безграничной популярности и о радикальных переменах, произошедших на рубеже веков в музыкальном мире. Just like in heaven.

Элвин Люсье «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке»

Jaromir Hladik press


Безумно увлекательный путеводитель формата «кто есть кто», посвященный композиторам 50—80-х, радикально изменившим язык и звучание музыки. Всем, у кого бегут мурашки от легендарных композиций, созданных Джоном Кейджем и Мортоном Фелдманом, будет очень любопытно узнать о Роберте Эшли, Гордоне Мамме, Дэвиде Бермане, деятельности The Sonic Arts Union и ещё паре дюжин выдающихся новаторов и пионеров экспериментальной музыки.

Джозеф Иннисс, Ральф Миллер, Питер Стэдден «Dark Side of the Spoon. Кулинарные рецепты для рокеров и бунтарей»

Манн, Иванов и Фербер


Что вы хотите на ужин? Немножко Ramenstein? Или Limp Brisket? Может быть пару порций The Rolling Scones? Или лучше целую тарелку Fleetwood Mac & Cheese? Выбор за вами, теперь вы научитесь готовить решительно всё! В этой диковинной кулинарной книге – 26 блюд, вдохновлённых величайшими рок-бандами: в диапазоне от Judas Peach до Nirvana Split. Рецепты понятные, простые и не требующие множества экзотических ингредиентов, так что блюда покорятся даже начинающим кулинарам. И самое приятное: в конце сборника есть специальный плейлист, чтобы всё точно получилось как надо!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: