Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка - OXFORDST.RU

Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка

Музыка сегодня проникает во все сферы нашей жизни. Скорее можно сказать, что нет такой области, где бы музыка ни звучала. Естественно, что это в полной мере относится и к киноискусству. Давным-давно остались в прошлом те времена, когда фильмы показывали только в кинотеатрах и пианист-иллюстратор своей игрой дополнял происходящее на экране.

На смену немым фильмам пришло звуковое кино, потом мы узнали про стереозвучание, а дальше обычным явлением стало 3D-изображение. И всё это время музыка в фильмах постоянно присутствовала, и была необходимым элементом.

Но кинозрители, поглощённые сюжетом фильма не всегда задумываются над вопросом: а кто же занимается созданием киномузыки. А есть и ещё более интересный вопрос: если фильмов, вчера, сегодня и завтра – очень много, то откуда взять столько музыки, чтобы её хватило и на драмы, трагедии с комедиями, и на все остальные фильмы?

О работе кинокомпозиторов

Сколько фильмов – столько и музыки, и с этим не поспоришь. А значит, музыку нужно сочинять, исполнять и записывать в звуковую дорожку к любому фильму. Но прежде чем звукорежиссер приступит к записи звукового сопровождения надо, чтобы музыку кто-то сочинил. И как раз этим и занимаются кинокомпозиторы.

Всё-таки нужно попытаться определиться с видами киномузыки:

  • иллюстративная, подчеркивающая события, действия, а по сути – самая простая;
  • уже известная, когда-то прозвучавшая, часто классика (может быть и популярная);
  • музыка, специально написанная для конкретного фильма, может включать иллюстративные моменты, отдельные инструментальные темы и номера, песни и т.п.

Но общее у всех этих видов то, что музыка в фильмах всё-таки занимает не самое главное место.

И поэтому кинокомпозитор вынужден «быть слугой» сюжета, событий, героев и всего того, что увидит кино- (и теле-) зритель.

Эти рассуждения понадобились для того, чтобы доказать и подчеркнуть трудность и определённую художественную зависимость кинокомпозитора.

И тогда становится понятным масштаб таланта, гениальности композитора Альфреда Шнитке, сумевшего заявить о себе в полный голос сначала через работу в качестве кинокомпозитора.

А зачем Шнитке была нужна киномузыка?

С одной стороны ответ простой: в консерватории и аспирантуре обучение закончено (1958-61гг.), преподавательская работа – это ещё не творчество. А заказывать и исполнять музыку молодого композитора Альфреда Шнитке никто не спешил.

Тогда остается одно: писать музыку к фильмам и вырабатывать свой язык и стиль. Благо потребность в киномузыке есть всегда.

Позже сам композитор скажет, что начиная с начала 60х он «будет вынужден писать киномузыку в течение 20 лет». Это и элементарная работа композитора для «добывания хлеба насущного», и отличная возможность для поисков и экспериментов.

Шнитке относится к числу композиторов, которым удалось шагнуть за рамки киножанра и при этом создавать не только «прикладную» музыку. Причина тому – гениальность мастера и огромная работоспособность.

С период с 1961 по 1998 (год смерти) написана музыка более чем к 80 фильмам и мультфильмам. Жанры фильмов с музыкой Шнитке чрезвычайно разнообразны: от высокой трагедии до комедии, фарса и фильмов о спорте. Стилистика и музыкальный язык Шнитке в киноработах – предельно разнообразны и контрастны. Музыкальные критики напишут, что он (А.Шнитке) охватывает, всё что нужно, использует всё, что было выдумано (в музыке) до него.

Вот и получается, что киномузыка Альфреда Шнитке – это ключ к пониманию его музыки, созданной в серьёзных академических жанрах.

О лучших фильмах с музыкой Шнитке

Конечно, внимания они заслуживают все, но обо всех рассказать трудно, поэтому – просто стоит назвать некоторые:

  • «Комиссар» (реж. А.Аскольдов) – более 20 лет находился под запретом по идейным соображениям, но всё-таки зрители фильм увидели;
  • «Белорусский вокзал» – специально для фильма Б.Окуджавой была сочинена песня, звучащая и в виде марша (оркестровка и остальная музыка принадлежат А.Шнитке);
  • «Спорт, спорт, спорт» (реж.Э.Климов);
  • «Дядя Ваня» (реж. А.Михалков-Кончаловский);
  • «Агония» (реж. Э.Климов) – главный герой – Г.Распутин;
  • «Белый пароход» – по повести Ч.Айтматова;
  • «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. А.Митта) – по мотивам произведений А.Пушкина о царе Петре;
  • «Маленькие трагедии» (реж.М.Швейцер) – на основе произведений А.Пушкина;
  • «Сказка странствий» (реж А.Митта);
  • «Мертвые души» (реж.М.Швейцер) – кроме музыки к фильму существует ещё «Гоголь-сюита» к спектаклю театра на Таганке «Ревизская сказка»;
  • «Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара) – судьба фильма и путь к зрителям были трудны и противоречивыми, но вариант фильма в сети сегодня можно найти.

Названия дают представление о темах и сюжетах. Более проницательные читатели обратят внимание на имена режиссеров, среди них много известных и значительных.

А есть ещё и музыка к мультфильмам, например «Стеклянная гармоника», где через детский жанр и музыку А. Шнитке, режиссер А. Хржановский начинает разговор о шедеврах изобразительного искусства.

Но лучше всего о киномузыке А.Шнитке скажут его друзья: режиссеры, музыканты-исполнители, композиторы.

О национальном начале в музыке Шнитке и полистилистике

Обычно это бывает связано с национальностью, семейными традициями, ощущением принадлежности к определенной духовной культуре.

Немецкое, еврейское и русское начало – у Шнитке слились воедино. Это сложно, это непривычно, это необычно, но в тоже время просто и талантливо, как может это «сплавить» воедино гениальный творец-музыкант.

Термин поли (poly) – переводится как много. Применительно к музыке Шнитке это значит, что отражено и показано разнообразие стилей, жанров и направлений: классика, авангард, старинные хоралы и духовное песнопение, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарная музыка, джаз и др.

Композитор использовал приемы полистилистики и коллажа, а также своеобразного «инструментального театра» (характерность и яркая определенность тембров). Точный звуковой баланс и логичная драматургия придает целевую направленность и организует развитие чрезвычайно пёстрого материала, разграничивая подлинное и антуражное, и утверждая в итоге высокий позитивный идеал.

О главном и важном

  • через фильм-событие, фильм-аллегорию музыка Альфреда Шнитке заставляет задуматься о важном, главном в жизни отдельного человека, общества, нации, всего человечества;
  • когда-то Шнитке сказал, что музыка – это «подслушанные крики времени». И совершенно неважно, по какому поводу это сказано. Гораздо важнее, что Мастер понимает, объясняет и переводит «крики, вопли, слова и шёпот» своих современников в музыкальные звуки. А значит, современники и потомки услышат, что звучало в наших душах;
  • Шнитке разговаривает со своим слушателем на языке музыки о важных вещах. Но этот язык надо научиться понимать, только тогда придет понимание мыслей композитора;
  • киномузыка Шнитке – может помочь в понимании, потому что есть видеоряд, потому что слушать и одновременно смотреть – это чуть-чуть легче.

А дальше – встреча с музыкой Альфреда Шнитке, гения 2й половины 20в. Никто не обещает, что это будет легко, но это нужно, чтобы найти в себе человека, чтобы понять, что в жизни должно быть главным.

Киномузыка: какая она? Альфред Шнитке

Огонь, грохот, напряжение на пике, обычный профессионализм с элементами героизма — все члены экипажа и пассажиры спасены. Кто не помнит эту сцену из культового советского фильма-катастрофы «Экипаж» 1979 года? Без музыки в таком кульминационном эпизоде не обойтись — и звучит марш.

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.

Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный.

Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами. В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».

Более 20 лет Шнитке посвятил киномузыке, написав музыку к почти восьми десяткам фильмов: от «Белорусского вокзала» — к «Мастеру и Маргарите».

Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества. Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым).

Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел. И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания. Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание.

О. Ю. Языков, «Портрет Художника. Памяти Шнитке», 1999 г.
Фото: Источник

Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох.

Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность. И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…

Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин). Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе).

Читайте также  Развивающие музыкальные игры для детей

Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.

Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах.

Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне. «Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности.

Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.

Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа.

А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке. Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?

Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?

Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • публицистика (2410)
  • идеология (1392)
  • политические деятели (1811)
  • предательство и предатели (1619)
  • «заклятые друзья» (509)
  • лабиринты истории (490)
  • актеры и актрисы голливуда (391)
  • героизм (204)
  • культура (189)
  • революция в россии (124)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (24)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (87)
  • донбасс (78)
  • телевидение (30)
  • сказки (10)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (851)
  • герои (175)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (174)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (609)
  • великие художники (515)
  • города и страны (1383)
  • декабристы (46)
  • дети (342)
  • доброта (73)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1355)
  • портреты (236)
  • акварели (113)
  • картины и иллюстрации (95)
  • история картин (90)
  • живопись и поэзия (90)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (170)
  • картины великих художников (399)
  • животные (566)
  • забытые имена (559)
  • зарубежные актеры кино (191)
  • зарубежные актрисы кино (281)
  • зарубежные писатели и поэты (302)
  • звезды из прошлого (1592)
  • звезды сцены (984)
  • знаменитости (2547)
  • известные личности (2238)
  • интервью (267)
  • интересно (352)
  • интересные истории (1608)
  • интересные факты (10365)
  • искусство (263)
  • истории (1696)
  • истории любви (1009)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (633)
  • история песни (46)
  • история Европы (503)
  • история Крыма (78)
  • история России (2820)
  • либералы и оппозия (553)
  • «творческая интеллигенция» (286)
  • экономика (178)
  • история СССР (1463)
  • катастрофы (130)
  • киноактеры и киноактрисы (584)
  • кинозал (156)
  • композиторы (191)
  • котики и кошечки с котятами (961)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (72)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (859)
  • звезды голливуда (182)
  • любовь (204)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5776)
  • мир балета (177)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3380)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (62)
  • история создания фильма (566)
  • музыка из кинофильмов (134)
  • мультфильмы (101)
  • размышления о фильме (261)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (82)
  • мир театра (522)
  • мир цирка (33)
  • мифология (126)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (274)
  • музыка (1578)
  • авторы (371)
  • исполнители (340)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (281)
  • история создания (128)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (103)
  • ретро-музыка (578)
  • романсы (412)
  • танцевальная музыка (177)
  • образование (119)
  • отечественные актеры кино (867)
  • отечественные актрисы кино (612)
  • певицы (224)
  • певцы (274)
  • певцы и певицы бельканто (36)
  • политика (2536)
  • поэзия (382)
  • праздники (180)
  • притчи. (9)
  • психология (1783)
  • Пушкиниана (250)
  • режиссеры (306)
  • религия (150)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (97)
  • грамматика (30)
  • садальский (146)
  • сатира (112)
  • сатирики (109)
  • собаки (131)
  • советские писатели (150)
  • советские поэты (144)
  • спорт (56)
  • СССР (65)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (91)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (461)
  • Украина (415)
  • фигурное катание (1)
  • фото (478)
  • художественная литература (449)
  • прототипы героев книг (42)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (562)
  • цветы (30)
  • цитаты (392)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1430)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (549)
  • юмор (645)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (51)

Фотоальбом

Метки

Цитатник

«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.

Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.

Информация к размышлению. Наш Президент держит на плечах землю. Назло злобным тварям. .

Струясь вдоль каменной стены, Вода несется с вышины. John Brandon Smith, известный как «Водопад» См.

Друзья мои, меня не покидайте, Все реже ваш благословенный круг. Исполняет Ирина Муравьев.

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

КОМПОЗИТОР АЛЬФРЕД ШНИТКЕ. МУЗЫКА КИНО

Огонь, грохот, напряжение на пике, обычный профессионализм с элементами героизма — все члены экипажа и пассажиры спасены. Кто не помнит эту сцену из культового советского фильма-катастрофы «Экипаж» 1979 года? Без музыки в таком кульминационном эпизоде не обойтись — и звучит марш.

Альфред Гарриевич ШниткеФото: tvkultura.ru

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.

Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный. Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами.

В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».

Более 20 лет Шнитке посвятил киномузыке, написав музыку к почти восьми десяткам фильмов: от «Белорусского вокзала» — к «Мастеру и Маргарите». Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества.

Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым). Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел.

И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания. Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание.

О. Ю. Языков, «Портрет Художника. Памяти Шнитке», 1999 г. Фото: Источник

Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох. Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность.

И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…

Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин).

Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе). Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.

Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах. Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне.

«Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности. Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.

Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа. А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке.

Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?

Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?

Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.

Рубрики: мир кино/музыка из кинофильмов
музыка/классическая музыка
знаменитости
интересные факты
композиторы

Метки: альфред шнитке

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

7 киносюит Альфреда Шнитке, которому исполнилось бы 85 лет

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года. В этом году ему исполняется 85 лет.

Читайте также  Ритмичная музыка для занятий спортом

Шнитке — великий русский композитор. При этом наполовину немец, наполовину — еврей. Он еще в военные годы натерпелся за эту уникальную комбинацию. Но в своем таланте, он действительно объединил три музыкальных традиции.

У Альфреда Шнитке огромное музыкальное наследие — 4 оперы, 3 балета, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленные произведения камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыка к театральным постановкам.

Но всем жителям России он известен, прежде всего, как кинокомпозитор. Он написал иузыку более чем к 50 фильмам. И в его день рождения мы отобрали несколько звуковых дорожек — знаменитых и не совсем.

Стеклянная гармоника

Режиссер: Андрей Хржановский.

Образы с картин Магритта, Босха и Брейгеля против светых ликов Дюрера и Эль Греко. Первый мультфильм, запрещенный в СССР.

Спорт, спорт, спорт

Режиссер: Элем Климов

Документально-экспериментальный фильм на спортивную тему.

«Несколько историй, происходящих на арене стадиона, на трибунах и под трибунами.
С буднями спорта и его легендами вас познакомят настоящие спортсмены, тренеры и болельщики. К рассказам старого массажиста просим относиться бдительно…»

Кстати, массажиста в фильме озвучивает Ролан Быков, но в кадре — «король эпизода» Светлани.

Маленькие трагедии

Песня Мэри

Режиссер: Михаил Швейцер

Трехсерийный телешедевр, к 180-летию Александра Сергеевича. Последняя роль Высоцкого и одна из величайших экранизаций произведений поэта. Талант Шнитке здесь, как раз под стать — достаточно послушать песню Мэри на стихи Пушкина.

Экипаж

Режиссер: Александр Митта

Именно в этом фильме вся страна услышала музыку Альфреда Шнитке. 71 миллион зрителей посмотрели грандиозный фильм-катастрофу, запомнив все, что угодно, кроме фамилии композитора.

Сказка странствий

Режиссер: Александр Митта

«Странные праздники, что-то меня знобит от этого веселья…» — говорит герой Андрея Миронова — безумец и поэт Орландо и слова эти не теряют актуальность.

Одна из самых страшных и пронзительных советских киносказок и одна из лучших ролей «позднего» Миронова. Но признаемся честно, без музыки Шнитке этой сказки бы не случилось.

Мертвые души

Режиссер: Михаил Швейцер

Еще один шедевр из очень позднего СССР. Многосерийный художественный шедевр буквально переполнен намеками и вторыми смыслами. По крайней мере, так казалось в 1984 году. Теперь эта сиюминутность пропала и становится ясно, что фильм и музыка — чистый шедевр русской культуры — про нас, сегодня и всегда, в любом 1984-м.

Мастер и Маргарита

Режиссер: Александр Кара

Многострадальный фильм (а нечего про Него снимать!) был снят еще в 1994 году, увидел свет только в 2011 году, да и то, в сильно купированной версии.

Выйти в прокат фильм так и не смог из-за кучи самых дьявольских препятствий, но музыка Шнитке — один из последних его киноопусов, в отличии от фильма, сделана целиком и полностью по замыслу композитора.

Альфред Шнитке

В Шнитке меня завораживает все. Начиная от его фамилии и заканчивая названиями его музыкальных произведений.

Началась эта любовь давным-давно с музыки из фильма «Сказка странствий» и длится до сих пор.

Я не знаю, что можно рассказать об этом прекрасном композиторе, ведь читать официальные биографии так скучно. Они безлики, неинтересны и получается что-то вроде этого:

. родился в 1934 году в Энгельсе. Это город на Волге. Отца его звали Гарри и был он выходцем из литовско-еврейской семьи. Жил Гарри Шнитке в Германии, а потом иммигрировал в Советский Союз, где и встретил свою будущую жену Марию Фогель. Мария была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей. Ее родители были колонистами, переселенцами из той же Германии. Родилась она в деревне Каменка (хотя кому это интересно?)

Дома Гарри и Марии разговаривали друг с другом на немецком языке, поэтому их дети (когда они у них появились) сначала выучили его, а уж потом русский. Было у Гарри с Марией, насколько я знаю, трое детей.

Альфред, их старший сын, начал заниматься музыкой в 11 лет.

После войны он (Альфред то есть) со своей семьей переехал в Вену. Его отец был отправлен туда по службе. Именно там и началось музыкальное образование Шнитке. Было это в 1946 году. А в 1948 семья вернулась обратно в СССР. Поселились они в Подмосковье. Через какое-то время Альфред Шнитке поступил в Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. В 1958 году окончил ее по классу композиции, а потом он закончил еще и аспирантуру. В 1961 году начал преподавать. А еще он писал музыку к фильмам. Это было основным его заработком.

Кстати, благодаря преподаванию Альфред Гарриевич встретил свою будущую жену. Женат он был, надо сказать, дважды. Первой его супругой стала Галина Кольцова. Правда, с ней композитор прожил недолго. А вот второй брак с пианисткой Ириной Катаевой оказался счастливым.

Вот как она вспоминает об их знакомстве: «Мы познакомились с Альфредом в самом начале 60-х. Я приехала из Ленинграда, где окончила десятилетку при консерватории. Музыка познакомила и соединила нас: мне нужно было продолжать образование, и моим репетитором стал аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке. Тогда он был женат, и я ходила заниматься к нему домой, в квартиру неподалеку от Ленинского проспекта. В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице. Но я вообще не хотела выходить замуж. Таким образом мы встречались с ним несколько месяцев, а потом я решила, что все это пора прекращать.

Альфред обиделся и исчез, но через полгода мы увиделись вновь. Я уже училась в Гнесинском институте и позвонила ему — нужен был учебник по истории музыки. Он попросил меня приехать к нему, а домой я вернулась уже вечером. Тогда-то мы и поняли, что должны быть вместе. Свадьбу мы сыграли в феврале 1961 года. «

У них родился сын Андрей. Мальчик страдал врожденным пороком сердца. Но это уже совсем другая история.

В 1990 году Альфред Шнитке вместе с женой и сыном на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и творческая командировка Шнитке затянулась. А затем вмешались непредвиденные обстоятельства. Случился инсульт (уже второй по счету) и композитора долго лечили врачи. В конце концов, Альфед Гарриевич решил не возвращаться в СССР и принял германское гражданство.

До конца своих дней Шнитке не оставлял творческую деятельность, несмотря на то что перенёс три инсульта. Он преподавал, писал музыку. Говорят, спал он порой лишь по 3-4 часа в сутки.

После третьего инсульта Альфреда Гарриевича практически полностью парализовало, и он разве что не поселился в гамбургской клинике. Медики даже создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. Эти записи затем «доводили до ума» сотрудники музыкального издательства Сикорского.

В начале лета 1998 года состояние Шнитке ухудшилось. Врачи подозревая, что у него воспаление легких, перевели его в другую больницу. Однако там диагноз не подтвердился, и композитора вернули в Гамбург. Это был последний его переезд. Альфред Шнитке скончался рано утром 3 августа 1998 года. Похоронен он был в Москве.

Музыка Шнитке характеризуется экспрессивностью, масштабностью, сложностью. Да что об этом рассказывать. Давайте лучше послушаем.

Шнитке Альфред – Эти свободные бабочки

Шнитке Альфред

Альфред Шнитке

Гамбург, Вена, Загреб, Будапешт, Лондон, Амстердам – география городов, в которых состоялись премьеры произведений Альфреда Шнитке, включает в себя всю Европу. Он был одним из немногих советских композиторов, чьи произведения практически в равной мере исполнялись как на родине, так и за рубежом. Это связано и с его многогранным талантом, уникальным авторским стилем, возникшим в перекличке с музыкой Малера, Брукнера, Шостаковича, и с его многонациональной и мультикультурной личностью.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

У композитора было два брака. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей. В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало. Похоронен композитор в Москве.

Интересные факты о Шнитке

Музыка Шнитке нравилась далеко не всем. Однажды в Воронеже должен был исполняться его Второй скрипичный концерт. Накануне его отменили, распространив недостоверную информацию о болезни исполнителя. В вечер концерта скрипач и дирижер во фраках встали возле концертного зала, чтобы зрители видели, что выступление не состоялось по идейным соображениям.

Несмотря на то, что А. Шнитке является композитором фильма «Белорусский вокзал», главная песня «Нам нужна одна победа» написана Б. Окуджавой. Шнитке принадлежит ее аранжировка и идея включения в финальный эпизод картины.

Читайте также  Музыка на границе великих веков

Одним из самых известных почитателей творчества Шнитке является балетмейстер Джон Ноймайер. На музыку композитора он поставил балеты «Трамвай «Желание» и «Отелло». После личного знакомства в 1985 году хореограф заказал Шнитке балет «Пер Гюнт», премьера которого состоялась в Гамбурге 22 января 1989 года, вторая редакция увидела свет в 2015 году. В 2001 году в память о композиторе Ноймайер поставил на его музыку в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц».

Согласно биографии Шнитке, в 1965 году композитор специально для выступления своей жены Ирины на концерте современной музыки в Институте им. Гнесиных написал «Вариации на один аккорд».

В 1977 году в Парижскую оперу была приглашена советская творческая команда для постановки «Пиковой дамы» П.И. Чайковского – режиссер Ю. Любимов, художник Д. Боровский, композитор А. Шнитке. Был предложен совершенно новый взгляд на оперу, с включением в нее пушкинских цитат и редакцией либретто и партитуры. В советской прессе разразился скандал после разгромной статьи дирижера Большого театра А. Жюрайтиса. Любимова не выпустили из страны на генеральную репетицию, руководство театра отказалось от спектакля. «Пиковая дама» в версии Любимова-Шнитке была поставлена в 1990 году в Карлсруэ, в 1993 году – в Бостоне, а в 1997 – в Москве.

Одним из главных популяризаторов музыки Шнитке является Юрий Башмет. В 1986 году он стал первым исполнителем Концерта для альта с оркестром, под его управлением в России впервые прозвучала Девятая симфония.

Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов. Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов, положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович.

Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах.

Училище, студентом хорового отделения которого был Альфред Гарриевич, с 1999 года называется Московский государственный институт музыки им А.Г. Шнитке. Согласие на присвоение институту его имени композитор дал лично. В 1998 на базе учебного заведения образован Шнитке-центр, а в 2000 году – открыт единственный в мире музей композитора.
Супруга композитора охарактеризовала его, как идеального человека и мужа – доброго, справедливого, честного и заботливого.

Творчество Шнитке

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х.

Шнитке одним из первых в Советском Союзе стал использовать метод алеаторики, дающий интерпретаторам большие возможности для импровизаций. Таким произведением стала Первая симфония (1974). Она посвящена дирижеру Г. Рождественскому — её первому исполнителю. Несмотря на то, что произведение имело все необходимые согласования, центральные филармонии страны – московская, ленинградская, не решились представить столь радикальную музыку. Симфония была впервые сыграна в Нижнем Новгороде. В 1972 на Всесоюзном конкурсе балета состоялась премьера первого балета композитора, «Лабиринты». Идея, либретто и хореография произведения принадлежали В. Васильеву.

В 70-е Шнитке ввел в музыкальный обиход термин «полистилистика». Он начал повсеместно применять этот принцип, сводя в одном произведении несочетаемые эстетики – Баха и нововенскую школу, Глинку и Вагнера. Из биографии Шнитке мы узнаём, что в 1972 году в память о скончавшейся матери композитор пишет Фортепианный квинтет, из него к 1975 году вырастает «Реквием. В 1977 композитор открыл цикл Concerto Grosso. Автор обособил эти концерты идеей непротивостоящего оркестру солиста. Музыка полистилистического Concerto Grosso №1 много раз использовалась автором для создания мелодий к фильмам.

В этот период Шнитке обращается к музыкальным истокам, народной, духовной песне. Так рождается «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на тексты Франциска Ассизского, «Миннезанг» для 52 хористов, основанный на поэзии средневековых немецких рыцарей. Вторая симфония родилась под впечатлением от посещения австрийского монастыря Сан-Флориан, в котором похоронен А. Брукнер. Католическая «невидимая месса», услышанная Шнитке там, предопределила характер и форму этой «симфонии на хоровом фоне». Третья симфония была написана на основе немецкой музыки, а Четвертая явилась воплощением грандиозного замысла, объединяющего религии. Шнитке музыкальными средствами описал принцип «Бог един», включив в музыку интонации православного, католического, протестантского и синагогального пения.

В 1983 году появляется кантата «История доктора Иоганна Фауста». Идею написать музыку к произведению Гёте композитор вынашивал несколько лет. Он отказался от создания оперы, поскольку считал, что тогда музыка вступит в противоречие с литературным первоисточником. В основе кантаты лежат последние главы И. Шписа «Народная книга». Тем не менее 11 лет спустя опера «История доктора Иоганна Фауста» все же была написана, а кантата включена в ее третий акт. Концерт № 1 для виолончели с оркестром 1986 года стал первым произведением, созданным композитором после болезни. По плану в Концерте должно было быть другое окончание, но Шнитке дописал финальную мелодию и усилил звучание виолончели микрофоном. Симфония №5 и Concerto grosso №4 (1987) стали одним произведением, в котором эти два знаковых для Шнитке жанра соединились сквозь призму авторского взгляда на музыку Г. Малера. В это десятилетие были созданы значительные хоровые произведения: Три хора по православным молитвам (1984), Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци (1985), «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы были написаны четыре симфонии, включая последнюю, Девятую, две фортепианные сонаты, оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо» по заказам Амстердамской и Гамбургской опер, Concerti Grossi №5 и №6.

Чужой среди своих

«Я, немецкий композитор из России…» — именно так назван биографический фильм об Альфреде Шнитке, вышедший в 1990 году. Полу-немец, полу-еврей, родившийся в Поволжье, в семье которого говорили исключительно по-немецки. Кем себя ощущал композитор?

Отец его, Гарри Викторович, несмотря на немецкую фамилию, был по национальности евреем, родился во Франкфурте-на-Майне, а в 12 лет с родителями переехал в СССР. С 1930 года семья обосновалась в Покровске (Энгельсе), где проживала большая община поволжских немцев. Там он познакомился с будущей матерью композитора – Марией Иосифовной Фогель, этнической немкой, мать которой вообще не знала русского языка. С отцом Альфред говорил по-русски, с матерью – по-немецки. В 16 лет при получении паспорта в графе «национальность» он написал «еврей».

Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая. В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей. Его семья живет в Германии и сегодня.

Проклятие Девятой симфонии

Бетховен, Шуберт, Дворжак, Брукнер, Малер… Этих музыкантов объединяет проклятие Девятой симфонии – для всех них она стала последней. Как и для Альфреда Шнитке. Он писал ее уже глубоко больным, левой рукой, поскольку правая сторона тела была парализована, а сам он почти не мог говорить, поэтому нотная запись требовала расшифровки и доработки. Премьера сочинения, интерпретированного и исполненного Г. Рождественским, состоялась в Москве 19 июня 1998 года. Шнитке, увидев отредактированную партитуру и услышав запись с концерта, был чрезвычайно огорчен результатом и запретил к исполнению эту редакцию. Так закончилось не только многолетнее сотрудничество – Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений, но и дружба композитора и дирижера. Родные Шнитке считают даже, что именно эти переживания послужили причиной его скорой кончины.

Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать симфонию по партитуре мужа, но в процессе работы композитор трагически погиб. Затем она обратилась к А. Раскатову. Премьера его редакции состоялась 16 июня 2007 года.

Однако истинно мистическим произведением в жизни композитора стала не Девятая симфония, а «История доктора Иоганна Фауста». После окончания кантаты его сразил первый инсульт, а после окончания оперы – последний, от которого он уже не оправился.

Музыка Шнитке в кино

Советский кинематограф невозможно представить без фильмов, в которых звучит музыка Шнитке. Между 1961 и 1984 годами им была написана музыка к более чем 60 картинам. Среди них:

«Мертвые души» (1984) и «Маленькие трагедии» (1979) М. Швейцера,
«Фантазии Фарятьева» (1979) И. Авербаха,
«Сказка странствий» (1983), «Экипаж» (1979) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) А. Митты,
«Прощание» и «Агония» (1981) Э. Климова,
«Восхождение» (1976) Л. Шепитько,
«Горячий снег» (1972) Г. Егиазарова,
«Белорусский вокзал» (1971) А. Смирнова,
«Дядя Ваня» (1970) А. Кончаловского,
«Комиссар» (1967) А. Аскольдова,
«Вызываем огонь на себя» (1964) С. Колосова.

Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке:

«Лобстер», 2015
«Остров проклятых», 2010
«Куда приводят мечты», 1998

Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21. Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к его творчеству, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: