Закон об утилизации техники - OXFORDST.RU

Закон об утилизации техники

Закон об утилизации техники

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Может ли учреждение продать списанную технику, если такой вид деятельности не поименован в уставе?

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Закон об утилизации техники

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В муниципальном казенном учреждении на основании экспертных заключений списаны кондиционер, оргтехника и бытовая техника.
Каким образом нужно утилизировать эти основные средства? Можно ли их сдать в металлолом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов определяет мероприятия по демонтажу и утилизации списываемого объекта основного средства.
При отсутствии в учреждении специалиста, способного дать заключение о наличии или отсутствии в технике драгоценных металлов, а также на которого могут быть возложены обязанности по демонтажу деталей, содержащих такие металлы, за оказанием таких услуг следует обратиться в специализированную организацию.
Объекты основных средств, содержащие отходы I-IV классов опасности, передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Читайте также  Типы дерева для мебели

Обоснование вывода:
Согласно п. 335 Инструкции 157н, п. 10 Инструкции N 162н до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности на хранении», то есть объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании. Таким образом, профильная комиссия учреждения при подписании акта о списании объекта должна предусмотреть мероприятия по утилизации. Так, указанные мероприятия могут быть осуществлены собственными силами или же с привлечением сторонних организаций в отдельных случаях.
Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», далее — Закона N 89-ФЗ).
Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. Нормативными актами также не устанавливается обязательность привлечения специализированной организации для представления технического заключения о состоянии компьютерной, бытовой или инженерной техники и необходимости ее списания. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства, с учетом требований учредителя.
В компьютерной технике, изделиях технического назначения, бытовых приборах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат обязательному учету.
В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731.
Вся информация о наличии драгоценных материалов в списываемом объекте должна быть указана в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.
Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих казенному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.
Подобные мероприятия прямо могут быть предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:
— самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);
— с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.
Обратите внимание, что из положений Закона N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.
При утилизации предметов компьютерной техники, изделий технического назначения, бытовых приборов, оборудования могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Законом N 89-ФЗ.
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду указанные объекты, утратившие потребительские свойства, могут относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения. утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Если в учреждении нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемой компьютерной технике вредных веществ и отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (практически неопасные отходы), то для утилизации лучше привлечь специализированную организацию.
Таким образом, компьютерная, бытовая и инженерная техника могут содержать в себе цветные металлы, опасные отходы производства, соответственно, такие объекты в металлолом сдавать нельзя. Для проведения мероприятий по утилизации таких предметов следует привлечь специализированную организацию.

К сведению:
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных Актами о списании имущества или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются и списываются в дебет счетов 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта».
Ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, предусмотрена ст. 15.47 КоАП, а ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — ст. 8.2 КоАП.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Закон об утилизации техники

Признаться, поражает легкость, с которой многие фирмы избавляются от тех же ноутбуков или мониторов. В большинстве случаев их просто выносят на свалку. Однако этот простой путь может привести к серьезным проблемам. И дело тут не только в экологии.

В состав того же монитора входят драгоценные металлы и их сплавы, которые при списании закон требует изымать.

И если у фирмы нет опыта «общения» с драгметаллами, то провести утилизацию по всем правилам будет непросто.

Драгоценные металлы в каком бы то ни было виде – это весьма важный стратегический ресурс, имеющий большое значение для государства. И экономически не оправданные потери при их производстве, использовании и обращении, вызванные неправильным учетом, являются как минимум правонарушением, поскольку наносят вред государству.

Статья 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в числе драгоценных металлов называет:

  • золото;
  • серебро;
  • платину;
  • металлы платиновой группы — палладий, иридий, родий, рутений и осмий.

Эти металлы содержатся в телевизорах, аудио- и видео технике, компьютерах и т. д.

Согласно пункту 1.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утв. приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н, организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством РФ.

Также налогоплательщики-организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях.

Это касается и драгоценных металлов и драгоценных камней, входящих в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней (п. 6.3 названной Инструкции).

Таким образом, при приходовании оборудования, которое содержит драгоценные металлы, в форме ОС-1, т. е. акте приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) и в инвентарной карточке (ф. ОС-6) необходимо указать количество этого металла на основании технического паспорта поступившего оборудования.

Если же в техпаспорте оборудования не указано количество драгоценного металла, то можно сделать официальный запрос производителю. В случае, если производитель не ответит (а скорее всего так и будет), то правильный порядок действий будет выглядеть так.

Руководитель организации отдает приказ о создании комиссии для определения содержания драгметаллов в оборудовании. В состав комиссии, как правило, входят сотрудники бухгалтерии, инженеры и ремонтники.

Читайте также  Верстак для обработки дерева

Для того чтобы определить количество драгметаллов в основных средствах, используется, во-первых, метод аналогии, т. е. ориентируемся на количество драгметаллов в аналогичном оборудовании. Во-вторых, используются данные об элементной базе, содержащейся в спецификации или приложении к техническому паспорту.

Если же никаких сведений нет, то применяются нормы пункта 6.3 Инструкции, которые говорят, что если комиссии не удается определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании из-за отсутствия данных об их наличии или аналогов, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

При ликвидации основных средств оформляется акт на списание по форме ОС-4, в котором указываются:

  • количество драгоценных металлов, содержащихся в списываемом оборудовании — на основании формы ОС-1 либо формы ОС-6;
  • сведений о поступлении материальных ценностей от списания основных средств — на оборотной стороне формы.

Согласно пункту 12 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (утв. постановлением правительства РФ от 28.09.2000 № 731), при списании оборудования и невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации обязаны вести учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

Более того, информация о количестве драгоценных металлов, содержащихся в отходах, полученных в результате демонтажа основного средства, заносится в специальную книгу учета драгоценных металлов в отходах, которая регистрируется в бухгалтерии и выдается материально ответственным лицам под расписку.

Эта книга должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем организации или уполномоченным лицом и скреплена печатью.

Теперь о главном. Об ответственности за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании.

Административная ответственность установлена за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Согласно статье 19.14 КоАП РФ, такое правонарушение может повлечь за собой административный штраф на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 КоАП РФ).

Налоговая ответственность установлена статьей 120 НК РФ. Отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, налоговики склонны рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Это налоговое правонарушение может повлечь за собой взыскание штрафа в размере 10 000 руб., если же деяние совершено в течение более одного налогового периода, то штраф может составить 30 000 руб.

К слову, и не оприходованные по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

После получения от нее акта выполненных работ можно составить акт о списании основных средств по форме № ОС-4.

Кстати, расходы на утилизацию можно учесть в составе расходов по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Выбросив оборудование на свалку, можно заполучить протокол по статье 8.2 КоАП РФ.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет за собой наложение административного штрафа:

на юридических лиц — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

для ПБОЮЛов — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;

на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;

Сэкономить на утилизации и получить такой штраф, а вслед за этим (как показывает практика) и комплексную проверку организации — стоит ли оно того?

Кстати! Наивно полагать, что именно до Вас у проверяющих не дойдут руки. В неофициальных беседах сотрудники экологической полиции признали, что периодически проводят выборочные проверки соблюдения порядка утилизации компьютерной техники. Причем проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. И организации, которые не могут представить документы, подтверждающие утилизацию техники, рискуют подвергнутся штрафам.

Как правильно утилизировать бытовую технику: адреса, советы эксперта

Рассказываем, как и куда можно сдать технику и электронику.

Почему нужна утилизация

Экология — один из первостепенных вопросов жизни на планете. С ростом потребительских возможностей увеличивается и количество мусора на свалках. Бытовая техника в основном состоит из пластика и металлов, которые при распаде загрязняют почву и разлагаются десятки лет. К особо опасным элементам относятся батареи, аккумуляторы и системы охлаждения в холодильниках. Поэтому особенно важно правильно утилизировать старые вещи.

Крупная бытовая техника, поступающая на пункты переработки, проходит несколько этапов:

  1. Сначала ее сортируют в зависимости от материалов и веществ в составе.
  2. Затем отделяют пластик, элементы из цветных металлов и микросхемы.
  3. Остатки прессуются под давлением свыше шести тонн, затем отправляются на дальнейшую переработку.
  4. Из полученного сырья будет произведена новая техника.

Компьютеры, планшеты и телефоны разбирают вручную, сортируют на составляющие и переплавляют.

Утилизация бытовой техники: мировая практика

В мире этот вопрос пытаются решить на административном уровне. Так, в Японии в апреле 2001 года приняли закон об утилизации бытовой техники. Тогда же заработал центр экологических технологий Panasonic. Японцы сдают старые телевизоры и кондиционеры, оплачивая сервисный сбор за транспорт и переработку. Процедура четко прописана: нужно получить специальный бланк на почте, указать в нем имя, адрес и код товара. Перечень цен за утилизацию обозначен в каталогах, стоимость зависит от габаритов. Ежегодно в Японии выбрасывается свыше 10 млн телевизоров, причем большинство из них в рабочем состоянии. Технику перерабатывают и получают сырье для новых моделей. Это также выгодно с экономической точки зрения — полученная прибыль идет на модернизацию технологий.

Утилизация в России

Если раньше бытовую технику заменяли, только когда она выходила из строя, сейчас рынок предлагает возможность обновлять ее по причине появления новых моделей с улучшенным функционалом. Телевизоры, компьютеры и стиральные машины стали доступнее, а потребительские кредиты позволили людям чаще покупать новые вещи, не дожидаясь поломок старых. Кроме того, вышедшую из строя технику иногда проще заменить новой, особенно если истек гарантийный срок и ремонт требует замены дорогостоящих деталей.

В соответствии с ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» все неопасные компоненты бытовой техники должны отправляться в переработку, а отходы — должным образом утилизироваться. Компании-производители обязаны решать вопрос с нерабочей техникой самостоятельно либо при помощи сторонних организаций и предоставлять статистику в соответствии с постановлением российского правительства от 08.12.2015 N1342.

Выгода от правильной утилизации

Сейчас в России утилизируется лишь небольшая часть бытовой техники, хотя в последние годы со стороны властей и жителей страны растет интерес к вопросам правильной переработки. Одним из первооткрывателей стала компания «Эльдорадо», которая с 2010 года бесплатно принимает поломанные вещи. Подобные акции стимулируют продажи, помогают сэкономить на запчастях для производства новых моделей техники, получить выгоду за сдачу вторсырья — стекла и пластика. В магазинах можно не только сдать в переработку старый чайник, позаботившись об экологии, но и получить купон на скидку при покупке нового.

Программы утилизации бытовой техники

Заранее ознакомьтесь с адресами пунктов приема на сайте компаний. Помимо мелкой и крупногабаритной техники, производители часто принимают батарейки, которые также требуют правильной утилизации. Можно обменять сломанную технику на скидочные купоны в магазинах или сдать ее в специальные пункты в разных городах России, включая Москву и Санкт-Петербург:

  • салоны Tele2 (проект «Переплавка») — принимают смартфоны;
  • пункты сбора магазинов техники и электроники «Эльдорадо». Условия программы: сломанную или в рабочем состоянии технику (от наушников до телевизоров) нужно принести в магазин сети;
  • пункты сбора магазинов техники и электроники «М.Видео»). Условия программы: можно заказать вывоз старой техники при заказе новой на сайте, добавив услугу в корзину. Напомните менеджеру по телефону, что хотите сдать технику, а перед приездом курьера отключите и демонтируйте ее, если требуется;
  • 182 сервисных центра компании Samsung Electronics в России. Выбирайте подходящий, ориентируясь на наименование бытовой техники;
  • «Собиратор» — можно заказать «экомобиль» для вывоза техники из дома;
  • завод по переработке «Петромакс», г. Москва, ул. Декабристов, 15а, ТЦ «Отрадное», контейнер на территории торгового центра;
  • ГУП «Промотходы», г. Москва, Проектируемый проезд № 5113, 12, стр. 1;
  • «УтильСПБ», г. Санкт-Петербург, Заставская ул., 13;
  • «Вывези 24», г. Санкт-Петербург, ул. Ватутина, 19;
  • магазины «Леруа Мерлен» в Троицке, Косино и Юдино — сломанная мелкая бытовая техника, электроинструменты.
Читайте также  Требования к утилизации огнетушителей

Список магазинов «Леруа Мерлен», принимающих батарейки и лампочки

Москва и Московская область:

  • г. Домодедово, ул. Заборье, 130
  • г. Химки, ул. 9 Мая, 20, корп. 1
  • г. Зеленоград, р-н Ржавки рп, 2-й мкр-н
  • д. Шолохово, Дмитровское шоссе, 8, корп. 1
  • г. Истра, Московская ул., стр. 62
  • г. Мытищи, Осташковское шоссе, 1б
  • ул. Святоозерская, 1а
  • Киевское шоссе, 24-й км
  • Каширское, г. Москва, МКАД 24-й км (внешн.)
  • Московская область, село Юдино, 55д
  • Красноармейское шоссе, стр. 103
  • шоссе Энтузиастов, 12, корп. 2
  • пр-т Культуры, 47
  • Парашютная ул., 60 в.
  • пос. Шушары, Московское шоссе, 14
  • ул. Руставели, 59, лит. А
  • Петергофское шоссе, 96а
  • Выборгское шоссе, 214
  • Таллинское шоссе, 163а

Сдать технику можно на ежемесячных волонтерских акциях Фонда рационального природопользования — график 2021 года.

17 апреля 2021 года по всей России будут работать около 100 точек сбора для бытовой техники в рамках программы «Электровесна-2021». В пунктах можно сдать все, что работает (или работало раньше) от розетки — от фена до принтера и холодильника. Не принимают картриджи, аккумуляторы и батарейки. Все, что сдадут посетители, будет направлено на переработку в компании «Вторалюминпродукт», Ecovar и НЭК.

Иногда проще отдать или продать старую бытовую технику в интернете, скупщики часто берут ее для собственных нужд. Старинные вещи заинтересуют коллекционеров, а исправную технику можно сдать в проект «Свалка» или «Чумодан» с вывозом из дома. Мобильные службы отходов избавят от необходимости самостоятельно вывозить крупную технику, а в некоторых случаях и заплатят за нее.

Учитывайте, что если техника стоит на балансе организации (рабочие ноутбуки, офисные холодильники и кофемашины), то за ее утилизацию нужно отчитываться. Поэтому лучше связаться с ответственным сотрудником компании и определить план действий, прежде чем сдавать не подлежащий ремонту компьютер в переработку.

Осторожней со списанием в утиль компьютеров — они содержат драгметаллы

В организации списывается компьютер в комплекте путем уничтожения, без оприходования драгметаллов и сдачи на утилизацию. Возможны ли к организации претензии со стороны контролирующих органов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

Организации, не выполняющие правила использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или содержащих их изделий, могут быть привлечены к административной ответственности.

Если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, то для утилизации оргтехники организации необходимо привлечь специализированную организацию.

Обоснование вывода:

Большинство видов оргтехники (в том числе компьютеров) состоят из деталей, содержащих драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат учету.

Порядок учета установлен:

Правилами учета и хранения драгоценных металлов. утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее — Правила);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов. утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция).

Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) — по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов (п. 8 Инструкции).

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

С учетом положений указанных выше нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:

изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

определить содержание драгоценных металлов в деталях;

оприходовать полученные в результате разбора техники детали.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Еще одним способом списания объекта, содержащего драгметаллы, с учета может быть его реализация (в неразобранном виде) специализированной организации, выкупающей старую технику и утилизирующей ее (п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 76, 81 Методических указаний). Такое выбытие оргтехники сопровождается составлением акта приемки-передачи основных средств.

При этом из положений Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.

Также необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ).

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор, в т.ч. и электроннолучевой, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

При этом обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП, согласно которой на юридических лиц может быть возложен штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или приостановлена деятельность организации на срок до девяноста суток.

Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

В рассматриваемом случае организация собирается осуществить списание компьютера без оприходования драгметаллов и сдачи его на утилизацию. Такой способ списания объектов, содержащих драгметаллы, с учета не предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету и положениями законодательства об учёте и хранении драгоценных металлов.

За нарушение установленных правил извлечения, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ путем наложения штрафа:

на должностных лиц организации — от 10 до 15 тысяч рублей;

на организацию — от 30 до 50 тысяч рублей.

Протокол об административном нарушении в этом случае составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный пробирный надзор (п. 99 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП РФ, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В качестве примера порядка действий Организации при ликвидации основных средств, в том числе содержащих драгметаллы, а также документирования при этом операций считаем возможным рекомендовать Порядок списания и реализации ОС, направленный письмом Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

7 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: