Утилизация сгоревшего автомобиля - OXFORDST.RU

Утилизация сгоревшего автомобиля

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. — в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.

Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:

  1. физический износ транспортного средства;
  2. повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
  3. стихийное бедствие (пожар, наводнение);
  4. прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.

Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:

  1. принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
  2. согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
  3. отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
  4. демонтаж и утилизация автомобиля;
  5. оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
  6. снятие автомобиля с учета;
  7. передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.

Эта комиссия обладает следующими полномочиями:

  1. комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
  2. определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
  3. устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
  4. определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
  5. устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
  6. осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
  7. формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.

Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

Читайте также  Как использовать отходы пластика?

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
  2. заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
  3. перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
  4. инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
  5. выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
  6. копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. акт о списании транспортного средства;
  9. фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.

При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:

  • технического паспорта;
  • свидетельства о регистрации;
  • документа о прохождении последнего технического осмотра;
  • заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения — копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.

Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Передача сведений об автомобиле в Росимущество

По окончании всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Можно ли избавиться от машины, которая не на ходу? Как снять с учета аварийный или сгоревший автомобиль?

Каждый автовладелец может столкнуться с ситуацией, когда транспортное средство выходит из строя. Часто это происходит после серьёзных аварий. Но также может быть связано с техническими неисправностями.

Когда автомобиль уже невозможно эксплуатировать, его лучше снять с учёта, как минимум чтобы избавить себя от уплаты налогов. Процедура будет отличаться в зависимости от конкретных нюансов.

В каких случаях возможно прекращение регистрации разбитого, аварийного или сгоревшего ТС не на ходу?

Как будет происходить процесс снятия авто с учёта главным образом зависит от двух факторов:

  • Что конкретно произошло с машиной.
  • Как намерен поступить с ней владелец в будущем.

Так, собственник может решить после ДТП авто утилизировать. Другой вариант – продать неисправную машину. Если найдётся механик-любитель или автомастерская, готовая найти применение неликвидному ТС, владелец может хоть немного заработать.

Оба варианта требуют проведения официальной процедуры по снятию с учёта машины. Более того, существует ещё несколько правовых оснований, используя которые можно законно снять с себя право собственности на автомобиль. Вариантов несколько.

Утилизация

Утилизация считается наиболее «цивилизованным» способом избавления от старых автомобилей. Она включает в себя 2 отдельных этапа: сдача авто в утиль и снятие её с регистрационного учёта.

Процедура снятия с учёта проста и не требует предоставления авто для осмотра. Тем не менее, в 2017 году вступили в силу серьёзные нормативные поправки, касающиеся утилизации.

Теперь для того, чтобы снять авто с регистрационного учёта по причине утилизации, необходимо предоставить соответствующую справку (Приказ МВД России от 07.08.2013 № 605 п. 66 в ред. От 2017 года). Она должна подтвердить, что машина действительно уничтожена. То есть без предоставления такой справки снять авто с учёта на основании утилизации не получится.

Согласно п. п. 15, 17.1, 65 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605), для снятия авто с учёта через утилизацию потребуются следующие документы:

  1. Заявление о снятии автомобиля с регистрационного учета.
  2. Паспорт РФ.
  3. ПТС.
  4. Свидетельство о регистрации ТС.
  5. Номерные знаки.
  6. Документ об уплате госпошлины (о том, сколько стоит снять авто с учета, вы узнаете здесь).
  7. Свидетельство об утилизации авто.

Продажа

На сегодняшний день снять неисправное авто после аварии с учёта можно и на основании продажи ТС. Но сделать это получится только в одном случае: если сам покупатель не перерегистрировал машину на себя в течение 10 дней после покупки.

Таким образом, процедура довольно простая: продавец, который разбил машину, находит покупателя, заинтересованного в приобретении неисправного авто, и оформляет сделку купли-продажи. При этом продавцу не придётся заботится о доставке машины в ГИБДД для осмотра. Все регистрационные обязанности наложены законом на покупателя. Самостоятельно снять с учёта машину придётся в случае безответственности лица, купившего её.

В связи с утратой

Согласно п. 60.1 Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 прекращение регистрации транспортного средства можно и в связи с утратой машины. Обратите внимание, что утрата не подразумевает хищение. О краже ТС как основании для снятия с учёта сообщает пункт 60.2.

Снятие авто с учёта на таком основании – отличная возможность для тех, кто не планирует утилизировать неисправный автомобиль. При этом эксплуатировать и продавать его в дальнейшем тоже не собирается. Для проведения процедуры потребуется стандартный набор документов:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Все имеющиеся документы на машину (свидетельство, ПТС).

В случае успешного проведения процедуры, у владельца изымают свидетельство о регистрации и номерные знаки. В ПТС делают отметку о прекращении регистрации ТС. Использование машины после этого невозможно.

Отказ собственника от прав на ТС, либо в случае замены авто, признанного товаром ненадлежащего качества

Это новое основание для прекращения регистрации автомобиля, которое было введено Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399. В случае с битым авто это правило применимо со следующим уточнением: отказ от пользования ТС в случае его повреждения (гибели) в целях получения страховой выплаты. Это означает, что разбитый автомобиль можно снять с регистрационного учёта в случае, если он был застрахован.

Читайте также  Переработка вторичного сырья в России

На таком же основании можно снять застрахованный автомобиль, если он был не разбит, а вышел из строя технически.

Снятие битой машины

Таким образом, процедура снятия битого авто с учёта достаточно проста. Нюансы будут зависеть от рассмотренных выше оснований.

Нужен ли осмотр?

Для прояснения ситуации стоит рассмотреть все доступные варианты снятия с учёта.

    При утилизации всё зависит от того, полная она будет или частичная. При полной утилизации осмотр не требуется. Заменит осмотр свидетельство о том, что авто утилизировано.

При частичной утилизации необходимо продемонстрировать инспектору те части авто, которые владелец намерен оставить у себя. Сотрудник сверит номера агрегатов. На оставшиеся элементы будет выписано свидетельство. Если у владельца нет возможности, доставить детали в ГИБДД, доступен вызов инспектора на дом для проведения осмотра.

  • При продаже. Очевидно – осмотр не потребуется. За отсутствием автомобиля, ведь он был продан.
  • При утрате авто. Аналогично с продажей. Показывать инспектору будет нечего, ведь авто утеряно.
  • В случае получения страховой выплаты нужно внимательно вычитывать договор со страховой компанией. От конкретных условий документа будут зависеть дальнейшие действия владельца авто. Но в большинстве случаев, при аварии и тотальном повреждении машины в счёт страховой выплаты страховщик изымает автомобиль у владельца. Таким образом, при снятии такого ТС с учёта, в ГИБДД необходимо будет показать договор со страховой и акт приёма-передачи повреждённой машины.
  • Все случаи, когда можно снять с учета автомобиль без предоставления ТС, мы описывали в другом материале.

    Как составить заявление?

    Заявление представляет собой типовой документ. В нём указываются персональные данные заявителя и вся информация об автомобиле. Тем не менее содержание его будет отличаться в зависимости от основания для снятия с учёта.

    1. Если утилизируется автомобиль полностью, то нужно включить в заявление такую формулировку: «свидетельство на высвободившиеся агрегаты не требуется и номера прилагаются в комплекте».
    2. При частичной утилизации в заявлении делается пометка о необходимости свидетельства на определенную деталь (кузов, мотор и т. д.).
    • Скачать бланк заявления в ГИБДД о снятии авто с учета в связи с утилизацией
    • Скачать образец заявления в ГИБДД о снятии авто с учета в связи с утилизацией

    К заявлению прикладываются все необходимые документы, доказывающие основание для снятия авто с учёта. Это могут быть:

    • справка об утилизации;
    • договор купли-продажи;
    • справка из полиции об угоне.

    Пошаговая инструкция по прекращению регистрации

    Итак, чтобы снять автомобиль с учёта, нужно:

    1. Подготовить следующие документы: паспорт РФ, техпаспорт авто, свидетельство о собственности.
    2. Заполнить заявление на снятие автомобиля с учёта.
    3. Оплатить госпошлину (платится не всегда).
    4. Подать все документы в ГИБДД.
    5. Предоставить автомобиль на осмотр (при необходимости).

    Обратите внимание, что при полной утилизации первым шагом будет обращение в утилизационную организацию. А при краже автомобиля – обращение в полицию.

    Сроки исполнения решения

    Услуга оказывается в день обращения. Конкретный срок будет зависеть от количества людей в очереди в отделении ГИБДД. Как только инспектор принял все документы и заявление, автомобиль считается официально снятым с учёта.

    Возможен ли отказ и почему?

    Как правило, процедура снятия ТС с учёта проходит без особых проблем. Но бывают случаи, когда в снятии с регистрации отказывают. Некоторые причины указаны в правилах регистрации ТС, утверждённых МВД РФ. В регистрационных действиях могут отказать, если:

    • Представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
    • Обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями.

    Либо обнаружены подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

    Ещё одной причиной для отказа может служить запрет на любые регистрационные действия с имуществом собственника, наложенный судебными приставами.

    Что будет, если нарушить закон?

    Последствия могут быть разными и зависят от конкретной ситуации с автомобилем. В любом случае, если авто не снято с учёта, даже если оно не эксплуатируется, собственник обязан ежегодно платить транспортный налог. Поэтому в финансовых интересах автовладельцев – снять машину с регистрации как можно быстрее, чтобы налог перестал начисляться.

    Более серьёзные последствия ожидают владельца при продаже ТС, если новый покупатель не зарегистрировал право собственности на машину. В данном случае бывший владелец не только будет обязан оплачивать налог, но и окажется вынужден платить все штрафы за нарушение ПДД, совершённые уже новым владельцем.

    Таким образом, с последними нормативными изменениями расширился перечень оснований, по которым авто может быть снято с учёта. Это позволяет владельцам неисправных машин легко избавиться от ТС, сделав это официально.

    Автомобиль в утиль. Как списать ТС без документов, номеров и самого авто?

    Юлия Меркулова
    Автор статьи
    Практикующий юрист с 2012 года

    Отцовская «шестерка» не на ходу, вся проржавела и только занимает место в гараже? Покупать ее не захотели даже цыгане? А транспортный налог все продолжает и продолжает приходить? Что ж, пришло время прощаться с этим рудиментом советского прошлого – пришло время сдать машину в утиль.

    Но мало просто отогнать ее на соседнюю «приемку» – машину-то заберут, но вот с учета ее никто не снимет. А значит, транспортный налог продолжит приходить. Чтобы избавиться от него рекомендуем утилизировать автомобиль. Это когда его забирает утилизационная компания, затем выдает вам сертификат, а на его основании ТС снимается с учета в автоинспекции.

    Но что, если документы и номера уже давно утрачены? А сам автомобиль без двигателя, как его тащить на площадку утилизатора или в ГИБДД? Можно ли утилизировать автомобиль без автомобиля и документов? Разбираем процедуру «на молекулы» и рассказываем о тонкостях.

    Зачем нужна утилизация?

    Утилизацию старого автомобиля проводят, чтобы снять его с учета в ГИБДД. Как только он исчезнет из базы автоинспекции, он исчезнет и из электронной базы налогооблагаемого имущества в ФНС. А значит, налоговая перестанет присылать вам уведомления с требованием уплатить транспортный налог .

    Утилизация возможна, даже если от автомобиля осталась лишь груда металла, например, ТС сгорело или попало в серьезное ДТП. Или совсем ничего не осталось. Государственная пошлина за процедуру снятия с учета в связи с утилизацией не взимается.

    Утилизировать можно не только старую отцовскую «шестерку». В России также действует программа утилизации подержанных автомобилей, взамен которых можно купить новый из автосалона со скидкой. В зависимости от марки автомобиля можно получить скидку в 50-350 тысяч рублей. Но программа эта, конечно, не распространяется на рухлядь из вашего гаража, тем более без документов.

    Как проходит утилизация?

    В два этапа. Сначала нужно обратиться в утилизационную компанию и пригнать автомобиль на сервисную площадку. Условия нужно уточнять, в разных компаниях они могут различаться. Если автомобиль в ужасном техническом состоянии, можно договориться о его эвакуации – иногда она проводится бесплатно, за счет утилизатора.

    Сколько заплатят? Утилизировать автомобиль, еще и получить за это наличку можно, но очень редко – все зависит от условий конкретного утилизатора. Чаще всего они работают по условиям госпрограммы, и вместо выручки предлагают государственную субсидию на покупку нового автомобиля из салона. Так что сильно «губу раскатывать» не стоит, если нужны деньги – отгоняйте авто на приемку. Наоборот, если вами не уплачивался утилизационный сбор, вполне возможно, что вам еще и придется оплачивать услуги по уничтожению ТС – уточняйте этот момент сразу.

    Взамен автомобиля утилизатор выдает справку об утилизации автомобиля, подтверждающую факт его уничтожения. С этой справкой отправляемся в ГИБДД, подаем заявление и уже через час можно проверять – автомобиль будет снят с учета. Вкратце все, кажется, просто. Но что, если на автомобиль нет документов? А если и самого-то автомобиля уже давно нет? Не паникуем, вопрос решаемый. Рассказываем, как.

    Утилизация автомобиля без документов

    Совсем без документов утилизировать автомобиль не получится. Утилизатор при приеме ТС потребует хоть что-то – или паспорт ТС, или свидетельство о регистрации. Сведения из них вписываются в свидетельство. Если документов нет, могут попросить справку из ГИБДД об утере, с указанием регистрационных сведений – тут как договоритесь, закон эти вопросы не регулирует. Возможно, утилизатор войдет в ваше положение и впишет сведения об автомобиле с ваших слов, такие случаи тоже бывали.

    Затем вы получите с видетельство об утилизации, подтверждающее уничтожение ТС – это главный документ , который вам нужен. На его основании ГИБДД снимает авто с учета (п. 71 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019). Получив от утилизатора свидетельство, записываемся на прием в ГИБДД. Подать заявление можно и без документов, через Госуслуги. Утилизировав автомобиль и получив свидетельство, в назначенное время направляемся на прием в автоинспекцию.

    Не вставайте в общую очередь – найдите себя в списке тех, кто оформлял документы через портал Госуслуг. Вам уже присвоен порядковый номер!

    Постарайтесь не опаздывать к назначенному времени. Возьмите с собой оригиналы документов, указанных в заявлении. Вам нужно предъявить инспектору (пп. 27.127.3 п. 27, п. 147 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 950 от 21.12.2019):

    • паспорт гражданина;
    • паспорт ТС;
    • регистрационные документы (СТС, технический паспорт, технический талон);
    • свидетельство об утилизации, выданное на сервисной площадке.

    Если у вас нет ПТС и регистрационных документов, снять автомобиль с учета в ГИБДД для утилизации можно и без них. Сообщите об этом инспектору и подайте заявление об утрате документов на ТС. Он проверит представленные вами оригиналы паспорта и свидетельства, примет решение о проведении регистрационных действий и внесет необходимую информацию в базу ГИБДД. Восстанавливать ПТС/СТС и платить за это госпошлину не придется.

    Утилизация без автомобиля

    А что, если и автомобиля-то нет? Как его утилизировать? Если ТС уничтожено, 5 раз перепродавалось по доверенности, испарилось или разложилось на атомы по неведомым вам причинам, отправить его в утиль не получится. Утилизировать автомобиль без автомобиля, как вы понимаете, нельзя. Добросовестные утилизаторы выдают свидетельство, подтверждающие уничтожение ТС, только за принятые авто. Нет машины, нет и свидетельства . Поговаривают, что некоторые площадки за отдельную плату делают исключения из этого правила, но мы знаем, как решить вопрос проще и дешевле.

    Если ТС утрачено

    Вместо утилизации, вы можете прекратить регистрацию ТС по причине его утраты . В законе это основание звучит как «прекращение государственного учета ТС по заявлению владельца» (пп. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ № 283 «О госрегистрации транспортных средств в РФ»). Свидетельство или какие другие документы подтверждающие факт утраты ТС не нужны. Все, что нужно:

    1. Записаться на прием в ГИБДД через Госуслуги.
    2. Прийти в выбранное время и принести заявление, свой паспорт, ПТС и СТС (п. 132 Админрегламента). Если ПТС и СТС нет – пишем заявление об их утрате или делаем отметку в заявлении о прекращении регистрации.
    3. Подать документы инспектору. Все! Через час-два сведения внесут в электронную базу, и автомобиль будет снят с учета.

    Если ТС не на ходу

    Другой вопрос, как снять машину с учета, если она не на ходу?! Когда автомобиль физически существует, проблем с его утилизацией не возникнет. Утилизатор без вопросов примет неисправный автомобиль и эвакуирует его, а потом выдаст свидетельство об утилизации. С ним – в ГИБДД, как описано выше. Предъявлять автомобиль к осмотру, даже если он еще не уничтожен, не нужно, законом это не предусмотрено (ст. 16 ФЗ № 283, п. 147 Админрегламента).

    Так что вывод: в каком бы техническом состоянии не находился автомобиль, при его утилизации осмотр инспектором не проводится, пригонять ТС в ГИБДД не нужно.

    Если ТС продано

    Можно ли утилизировать авто по договору купли-продажи? Конечно, нет! Продавая автомобиль, вы лишаетесь права собственности на него, а соответственно, и права распоряжаться им. Но как быть, если покупатель переоформил авто на себя? Вам ведь будут приходить не только налоговые уведомления, но и штрафы нового владельца!

    Вопрос решается еще проще. Если новый владелец не переоформил ТС на себя в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи, продавец может прекратить государственный учет автомобиля и снять его с себя самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 18 ФЗ № 283). Для этого даже не нужно выходить из дома и посещать автоинспекцию. Все делается через Госуслуги:

    1. Авторизуетесь на портале.
    2. Заполняете заявление, прикладываете договор купли-продажи.
    3. Ждете 1 час.
    4. Получаете результат. Сотрудник Госавтоинспекции проверит документы и пришлет уведомление прекращении государственного учета.

    Сколько стоит утилизация автомобиля?

    При идеальном стечении обстоятельств утилизация обойдется вам абсолютно бесплатно. В ГИБДД за снятие с регистрации госпошлину не взимают, а услуги утилизатора оплачивать не придется, если:

    • автомобиль старше 30 лет;
    • ПТС выдан после 1 сентября 2012 года;
    • утилизационный сбор оплачен импортерами или прежними владельцами, о чем есть отметка в ПТС.

    Если утилизационный сбор не оплачен, услуги сервисной площадки обойдутся в несколько тысяч рублей, в зависимости от вида ТС и прайса утилизатора. Плюс, расходы на эвакуацию, но эта услуга, как правило, предоставляется бесплатно. Обратитесь в несколько компаний и узнайте условия в каждой – а вдруг кто-нибудь предложит вам символическую компенсацию?!

    Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты

    То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.

    Торг здесь неуместен

    Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.

    Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.

    А где утилизация-то?

    Все ненужное — на слом!

    На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.

    Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.

    Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.

    Альтернативная история

    Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.

    Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.

    Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.

    Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.

    Страна стихийных свалок

    У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».

    А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпро­грамма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.

    По мелочи

    Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.

    Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.

    Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 руб­лей. При сдаче в цветной лом алюми­ний идет по цене до 110 рублей за килограмм.

    Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.

    Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 руб­лей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: