Утилизация автомобилей в Европе - OXFORDST.RU

Утилизация автомобилей в Европе

Опыт утилизации автомобилей в западных странах

Тенденции современного авторециклинга

За последние несколько десятилетий в большинстве промышленно развитых стран были организованы системы сбора и вторичной переработки отслуживших автомобилей и изношенных автомобильных деталей (autorecycling — авторециклинг). Только в США, Канаде, Японии и Западной Европе в настоящее время ежегодно утилизируется около 35 млн. автомобилей.

Прибыльный лом

Стандартный процесс авторециклинга предусматривает: сбор старых автомобилей с выдачей владельцу автомобиля сертификата об утилизации, слив всех эксплуатационных жидкостей, удаление экологически опасных компонентов, демонтаж комплектующих, которые можно использовать для продажи как запчасти или пригодных для экономически эффективного рециклинга материалов. После демонтажа компонентов остатки автомобилей обычно направляются на специальную машину пакетирования для уменьшения объемов при транспортировке и далее отправляются на измельчение, очистку и сортировку по группам материалов на шредерный завод. Последний представляет собой крупную промышленную установку, где специальная молотковая дробилка разбивает автомобиль на небольшие кусочки, сбивая краску, ржавчину, окалину и другие загрязнения.

На сегодняшний день закон об авторециклинге принят более чем в 60 странах мира, в этой отрасли занято порядка 1 млн. человек. Практически во всех экономически развитых государствах на уровне правительств разработаны и действуют программы, которые включают мероприятия по квалифицированному обследованию (приемка, обработка) машин, частичному демонтажу шин на перерабатывающих предприятиях, повторному применению снятых деталей, переплавке корпусов автомобилей, захоронению не перерабатываемых отходов (в основном пластиков, ткани). Обращение с отходами четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, а также регулируется экономически — предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством (за счет сбора налогов с импортеров и владельцев автомобилей) и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и общенациональном уровне.

Так, в США ежегодно на утилизацию поступает около 15 млн. автомобилей с общей массой более 20 млн. т. Сбором, демонтажем, утилизацией отслуживших автомобилей занимаются порядка 20 тыс. малых предприятий, с которых автомобильные останки поступают на один из двухсот шредерных заводов, расположенных в стране. Коэффициент вторичной переработки старых автомобилей в США составляет, в среднем, 82–83%. Показатели вторичной переработки черных и цветных металлов, применяемых в автомобилях, близки к 100%. По данным Ассоциации переработчиков утилизированных автомобилей (Automotive Recyclers Association — ARA), в США авторециклинг с годовым оборотом свыше $5 млрд. занимает 16–е место среди крупнейших отраслей американской экономики.

В Соединенных Штатах в стимулировании авторециклинга и производства вторичного сырья из отходов все более заметную роль играет государственное регулирование как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Принятый в США в 1976 году Закон о борьбе с твердыми отходами (с поправками 1980 и 1984 годов) устанавливает стандарты по обязательному минимальному содержанию вторичного сырья в товарной продукции. Федеральное правительство отменило ранее существовавшие дискриминационные тарифные ставки на транспортировку вторичного сырья, приняло решение об определенной доле вторичного сырья при закупке металлов в государственные запасы, а также закон о запрете на захоронение отходов, произведенных не на территории данного штата.

Еще более активно действуют администрации ряда штатов: в некоторых из них установлена плата за захоронение отходов, в результате чего увеличилось потребление вторичного сырья. В штате Нью-Джерси, например, принят законопроект о 50%-ной налоговой скидке на производственное оборудование, на котором изготавливается продукция, содержащая не менее 50% вторичных материалов.

Статистические данные по европейским странам свидетельствуют о том, что общий объем ежегодно поступающих в последнее время на переработку отслуживших автомобилей в странах ЕС составляет более 10 млн. т. В Германии сеть по сбору и утилизации отслуживших автомобилей состоит из более 15 тыс. пунктов приема, 1,2 тыс. фирм разборки и демонтажа и 47 шредерных заводов. В Англии сбором и демонтажем отслуживших автомобилей занимаются около 2,5 тыс. небольших предприятий, окончательная переработка происходит на одном из 37 шредерных заводов. В системе авторециклинга Франции задействовано около 2 тыс. предприятий по демонтажу старых автомобилей и 54 шредера. Если в 2000 году в 15 странах ЕС функционировали 205 шредерных установок, то в 2010 году их число в этих государствах увеличилось до 276, а всего в 27 странах ЕС по состоянию на конец 2010 года работало около 313 шредерных установок (в России на этот же период — лишь 4).

Вопросами авторециклинга вплотную занимаются и крупнейшие автомобильные корпорации мира. Так, проектная группа «Утилизация автомобилей» компании BMW разработала всеобъемлющую концепцию вторичного использования деталей. Концепция учитывает необходимость утилизации уже на стадии проектирования. Разбираемые в научном центре BMW модели автомобилей удается использовать повторно почти на 95%. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на собственную ТЭЦ компании. Демонтированные элементы, пригодные в качестве запчастей (стекла, двери, сиденья) продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку. Мелкие пластиковые детали, разборка которых является трудоемким процессом, идут на топливо.

Равнение на Нидерланды

Одну из наиболее удачных и эффективных систем авторециклинга, которая позволила решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей, удалось создать в Нидерландах. Коэффициент утилизации автомобилей в Голландии по результатам 2011 года составил 96,2% и является самым высоким в мире, а главное, что финансирование этой системы с каждым годом требует все меньше дополнительных ресурсов. Здесь с покупателя берут утилизационный налог в размере 45 евро (входит в стоимость нового автомобиля).

По мнению экспертов, успеху формирования системы авторециклинга в Нидерландах способствовали следующие факторы.

  • Отсутствие взимания оплаты с владельца автомобиля при сдаче автомобиля на утилизацию.
  • Взимание налога на утилизацию происходит на стадии продажи нового автомобиля, а не в момент направления на утилизацию. Оплату осуществляет производитель (официальный дилер) автомобиля.
  • Организация успешной и эффективной системы мониторинга, основанной на применении компьютерных баз данных.
  • Наличие системы снятия с регистрации автомобилей, когда обязательным является предоставление либо сертификата об утилизации, либо сертификата об экспорте. Владелец автомобиля не освобождается от оплаты налога на автомобиль, пока не предоставит один из данных документов.
  • Нет никаких стимулов и преимуществ для владельца автомобиля осуществить незарегистрированный экспорт и избежать передачи своего отслужившего автомобиля в систему авторециклинга.
  • Управление и контроль за системой авторециклинга в стране осуществляется специально созданным для этих целей органом: Auto Recycling Nederland (ARN), который также обеспечивает финансирование всех затратных операций при сборе и утилизации отслуживших автомобилей.

Следует отметить, что вступившие в силу в Европе новые законы и стандарты по экологической безопасности распространяются на все стадии полного жизненного цикла автомобилей. За последние годы было принято множество Постановлений и Директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации автомобильных компонентов и материалов. Многие положения носят унифицированный характер и обязательны для всех государств Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию системы авторециклинга индивидуальны для каждой страны.

Значительная доля таких унифицированных требований и положений распространяется на производителей автомобилей. В частности, они должны выполнять установленные ограничения по применению регламентированных вредных веществ, а также предоставлять специальные каталоги для целей рециклинга и руководства по сливу жидкостей и демонтажу компонентов отслужившего автомобиля. Кроме того, с 15 декабря 2008 года в ЕС действует требование, согласно которому при проведении одобрения типа нового автомобиля его производитель должен доказать, что им обеспечивается коэффициент утилизации минимум на 95% массы автомобиля и коэффициент вторичной переработки (рециклинга) минимум на 85% (без учета энергетической утилизации и сжигания). Передача отслужившего автомобиля на утилизацию должна осуществляться бесплатно для его владельца (опыт многих стран Европы показал, что требование оплаты владельцем взноса при сдаче автомобиля на утилизацию не эффективно).

Читайте также  Переработка стекла в России

Основное правило утилизации, применяемое сегодня в Европе и в США, состоит в том, что ответственность за утилизацию старого автомобиля несет не столько его собственник, сколько производитель. В настоящее время практически все ведущие производители автомобилей за рубежом связаны между собой добровольными соглашениями, касающимися последующей утилизации производимых ими автомобилей. Так, с 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, Fiat и Renault, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране. А компания Mercedes-Benz устанавливает на все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с автомобиля, специальный знак, означающий пригодность к рециклингу, а также кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья.

По мнению специалистов, среди продукции массового производства легковые автомобили являются наиболее охваченными системой их утилизации в конце жизненного цикла, несмотря на сложность конструкции и многообразие применяемых материалов. В настоящее время коэффициент вторичной переработки в Европе в среднем составляет около 80–85% от массы автомобиля, а коэффициент утилизации — 95% с учетом сжигания органических отходов с утилизацией образуемой энергии и тепла.

Между тем, как полагают аналитики аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), устойчивое развитие автомобильной отрасли в России зависит от того, насколько эффективно будет работать в стране система утилизации старых автомобилей. По расчетам PwC, через 10 лет ежегодное производство легковых автомобилей в России может превысить 3,5 млн. автомашин в год. Таким образом, потребуют утилизации 2 млн. автомобилей в год, или около 20 млн. в течение 10 лет. Для организации утилизационного процесса необходимы пункты приема отслуживших автомобилей, предприятия по разборке и демонтажу вышедших из эксплуатации авто, а также шредерные установки. По оценкам PwC, их должно быть в России не менее 30.

Утилизация авто: опыт Евросоюза

Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции.

Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции, хотя многие его пункты вызвали горячие дискуссии среди автопроизводителей и импортеров. Мы по­пытались разобраться, как c этим обстоит дело в странах Европы, где ежегодно утилизируется около 35 млн. авто.

За последние несколько десятилетий в большинстве промышленно развитых стран были организованы системы сбора и вторичной переработки отслуживших машин и изношенных автомобильных деталей (autorecycling – авторециклинг).

На сегодняшний день законы об авторециклинге приняты более чем в 60 странах мира. В этой отрасли занято порядка 1 млн. человек. Обращение с отходами четко регламентируется и контролируется государственными органами, а также регулируется экономически – предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством за счет сбора налогов с импортеров и владельцев авто и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и общенациональном уровне.

Утилизация авто имеет требования и положения, Значительная доля которых распространяется на производителей авто. В частности, они должны выполнять установленные ограничения по использованию вредных веществ, а также предоставлять специальные каталоги по рециклингу, руководства по сливу технических жидкостей и демонтажу компонентов отслужившей машины. Кроме того, с 15 декабря 2008 года в ЕС действует требование, согласно которому при одобрении нового типа автомобиля его производитель должен доказать, что утилизация авто обеспечивает снижение не менее 95% массы машины, а коэффициент вторичной переработки – минимум 85%.

Развитие инфраструктуры

Общая масса ежегодно поступающих на переработку отслуживших автомобилей в странах ЕС составляет более 10 млн. тонн. В Германии сеть по сбору и утилизации авто состоит из более 15 тысяч пунктов приема, 1200 фирм разборки и демонтажа, а также 47 шредерных заводов. В Англии этим процессом занимаются около 2,5 тысячи предприятий и 37 шредеров. В системе авторециклинга Франции задействовано около 2 тысяч предприятий и 54 шредера. Если в 2000 году в 15 странах ЕС функционировало 205 шредерных установок, то в 2010-м их число увеличилось до 276. Всего в 27 странах ЕС по состоянию на конец 2010 года работало около 313 шредерных установок.

Произвел? Утилизируй!

Сегодня в Европе и США ответственность за утилизацию старого авто несет не столько его собственник, сколько производитель. Опыт многих стран ЕС показал, что утилизация авто и сдача машины на нее должна осуществляться бесплатно для владельца транспортного средства. В настоящее время практически все ведущие производители авто за рубежом связаны добровольными соглашениями, касающимися последующей утилизации автомобилей. Так, с 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, Fiat и Renault, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране.

Большинство мировых автопроизводителей уже на стадии проектирования новых моделей закладывают в их конструкцию требования утилизационных норм. Например, в BMW удается использовать повторно почти 95% материалов. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на ТЭЦ компании. Демонтированные элементы, пригодные как запчасти, продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку, мелкие пластиковые детали, разборка которых является трудоемким процессом, – на топливо. Немецкие коллеги из Daimler устанавливают на все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с авто, специальный знак, означающий пригодность к рециклингу, а также кодовый номер вида используемого сырья.

Процесс утилизации авто проходит в несколько этапов

Слив техжидкостей

Разборка

Прессовка кузова

Дальше металл отправляется на переплавку

Индивидуальный подход

За последние годы было принято множество постановлений и директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации авто, автомобильных компонентов и материалов. Многие положения носят унифицированный характер, обязательный для всех государств Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию авторециклинга могут отличаться.

Украинские реалии

Сегодня еще рано говорить о полностью сформированной экологической политике в Украине в части утилизации авто, снятого с эксплуатации. Естественно, что предложенные ставки экологического налога в нашей стране будут уменьшаться по мере создания и загрузки утилизационных сетей. Также этот сбор должен выполнять роль основного источника формирования фонда выплат утилизационных бонусов автовладельцам, которые с большей охотой и выгодой будут менять старый автомобиль на новый, и эффективного барьера на пути ввоза в страну автотранспорта, бывшего в употреблении.

Утилизация авто: особенности ЕС…

Германия

Кроме законодательного обязательства приема и утилизации старых авто на бесплатной основе для конечного потребителя, в Германии принят закон, согласно которому выполняются требования относительно комплектации авто с 1 января 2006 г. на 85%, а с 1 января 2015 г. – на 95% из материалов, поддающихся вторичному использованию.

Франция

В соответствии с декретом правительства, а также положением Кодекса Франции про окружающую среду, в стране создана сеть специализированных центров по утилизации авто из расчета 7 центров на 1,5 млн. населения. Она обеспечивается информационной, технологической и в некоторых случаях финансовой поддержкой со стороны автопроизводителей. Каждый владелец авто, пришедшего в негодность, обязан передать его на утилизацию в сертифицированный центр. В противном случае законодательством предусмотрен штраф в размере 75 тыс. евро и 2 года заключения. Такое же наказание предусмотрено за проведение утилизации авто в неразрешенных местах и организациями, не имеющими на это права.

Швейцария

В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие под названием Auto Recycling Suisse, который уполномочен осуществлять утилизацию автомобилей, непригодных для использования.

Польша

С 1 января 2006 года в Польше действует налог на утилизацию в размере 500 злотых за каждое ТС, ввезенное на территорию страны. Указанные средства идут на счет Национального фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства.

Читайте также  Экструдер для переработки пластика

Норвегия

В Норвегии покупатель транспортного средства обязан заплатить одноразовый сбор в размере 2000 норвежских крон (примерно $350). Эта сумма возвращается владельцу ТС при передаче его на утилизацию.

Австрия

Утилизация авто в австрийском законодательстве имеет несколько категорий экологических налогов: на грузовики – ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,90 евро за каждую тонну в месяц), налогообложению по шкале полной массы подлежат также грузовые прицепы, на нормативное использование топлива – оплачивается одноразово в момент покупки нового авто, страховой налог на моторизованные ТС полной массой до 3,5 тонны (годовые ставки налога в зависимости от мощности мотора составляют от 66 до 943,80 евро).

Бельгия

В Бельгии владельцы легковых машин платят дорожный налог по следующей формуле: 799 см³ – 84 евро/год, 800–2499 см³ – 148 евро/год и от 2500 см³ – 208 евро/год. Утилизационный сбор для автомобилей закладывается в дорожный налог. Утилизация автомобиля осуществляется в специализированном пункте – государственном или частном, который имеет государственную лицензию.

Нидерланды

В Нидерландах удалось сформировать наиболее удачную и эффективную систему утилизации авто, позволившую решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей. Средний коэффициент вторичной переработки машин в этой стране 96,2% – самый высокий в мире. При первой постановке на учет каждого нового авто платится утилизационный сбор в размере 45 евро. Распорядителем полученных в виде утилизационного сбора средств является Центр экспертизы и утилизации ARN, который объединяет почти 300 специализированных центров по всей стране.

Эстония

В Эстонии пока отсутствует экологический налог на утилизацию снятых с эксплуатации авто, а есть только Закон про налог на грузовые машины.

… и в Украине

У нас базовая ставка сбора для легковушек составит 5,5 тыс. грн., а для грузовых машин, автобусов и спецтехники – 11 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента, который определяется объемом двигателя и возрастом ввозимого авто. Для новых легковых автомобилей сумма сбора будет колебаться от 4,73 до 30,2 тыс. грн., а для машин старше трех лет – от 29,1 до 192,5 тыс. грн. Для новых грузовиков, автобусов и спецтехники она составит от 19 до 110,2 тыс. грн., а для подержанных – от 33,4 до 448,4 тыс. грн.

Способы утилизации автомобилей в разных странах

Автомобилей в мире очень много и производство постоянно расширяется. Выпускают новые, усовершенствованные модели, обновляются старые и изношенные. Число автотранспорта превосходит численность людей на планете. Автомобиль содержит в себе много различных жидкостей, масел, сплавов, пластика, стекла и других вредных веществ для окружающей среды. Поэтому вопрос утилизации старых автомобилей актуален.

Как утилизируют автомобили в разных странах мира

Россия

В нашей стране переработка старого транспорта началась около 10 лет назад, и пока процент количества утилизированных машин мал. Вначале, государство планировало запустить программу на год, но работа продлилась за счет выгоды и обновления отечественного автопрома. Избавиться от машины в России можно бесплатно, также есть два варианта: сдать в прием черного металлолома или отдать в автоцентр и получить компенсацию на покупку свежего автомобиля.

Америка

В Пенсильвании есть огромная авторазборка размером со взлётную полосу. Она является последним этапом перед утилизацией автомобиля. С машины вытаскивают аккумулятор, сливают все жидкости, и оставляют на время в большом поле, куда могут приходить покупатели и снимать нужные запчасти. После этого машину пускают под пресс, потом остатки измельчат, отделяют нужные металлы, а остальное закапывают на территории разборки.

Япония

Автомобили, сходящие с конвейеров в этой стране популярны по всему миру. Однако, сроки их эксплуатации на родине отличаются от мировых. Автомобиль годен всего три года, по истечении этого времени владелец получает новый автомобиль той же марки, но уже модернизированный и улучшенный. Для этого японцы заключают контракты с фирмами. Старую машину пускают в утиль или перепродают за границу, потому что без заключения контракта владельцу придется отдать большую сумму за переработку. Технология уничтожения машин у японцев отличается от мировых стандартов тем, что собирается большой остаток после утилизации (не меньше 2-х центнеров) и идёт на переработку, то есть практикуется безотходное производство.

Германия

У немцев есть хороший стимул сдать свой старенький автомобиль в утиль. Потому что это совершенно бесплатно, а иногда власти могут и доплатить владельцу. Хозяин может отдать машину на металлолом. В пункте утилизации с нее снимут все еще пригодные для пользования запчасти и перепродадут, а остальное будет спрессовано и переплавлено для изготовления новых деталей. Именно за вес лома владельцу начислят примерно сотню евро. Также сами площадки для сбора утилизированных машин и их переработке строят сами фирмы автопроизводителей. Водители не платят никакие налоги за утиль.

Австрия

При покупке машины в этой стране владелец должен заплатить взнос на утилизацию и когда сроки эксплуатации истекут, и хозяин привезет автомобиль в соответствующий пункт, сумму взноса ему возместят. Но есть и минусы Австрийского утиля, так как количество денег, которые заплатит владелец, высчитывается из веса, приобретаемого авто. Облагаются этим налогом и прицепы.

Бельгия

Как и в Германии, здесь не берут денег за утиль. Компании, занимающиеся сбором отслуживших средств передвижения, могут быть частными и государственными. Хоть избавиться от автомобиля можно бесплатно, само использование транспорта в этой стране «выходит в копеечку», потому что слишком много других налогов.

Нидерланды

В этой небольшой стране множество пунктов утилизации. Настолько много что Нидерланды стали мировым лидером по уничтожению списанных авто. Сумма налога для владельца не напрягает карман, платится взнос единожды в размере около 50 евро.

Очевидно, что возможность утилизировать авто – это огромный плюс. Так контролируется влияние на экологию, владельцы получают возможность покупки новых машин, автоиндустрия идет вперед, экономятся ресурсы за счёт переработки металлов, государство получает выгоду от налогов.

Как и за чей счет утилизируют автомобили в мире

Утилизационный сбор в Европе в большинстве случаев не превышает 100 евро, эти расходы покрывает автопроизводитель или автодилер

2. Ежегодно в мире такие предприятия обеспечивают 1,5 млн рабочих мест и утилизацию более 35 млн автомобилей. В Европе ежегодно утилизируется около 10 млн авто, а средний возраст автомобиля не превышает десять лет.

Стандартная структура сети утилизации в мире включает: сеть пунктов приема (прием автомобилей, выдача сертификатов); сеть предприятий демонтажа и разборки (сбор технических жидкостей, масел, остатков топлива, снятия деталей для повторного использования, демонтаж габаритных полимерных деталей, колес и пр.); шредерние заводы (измельчение, снятия краски и ржавчины, разделение отходов: черный, цветной металл, пластмассы, ткани, стекло); предприятия утилизации и предприятия по переработке (металлургические, химические).

3. В странах ЕС на конец 2010 года работало 313 шредерных завода. Средняя стоимость одного шредера — $20 млн. Лоббисты утилизационного сбора в Украине заявляли, что строительство одного завода в Украине обойдется в 7 млн евро, а на его создание потребуется около двух лет. По подсчетам корпорации Богдан, в Украине необходимо создать 7 предприятий по демонтажу автомобилей и 191 центр по переработке/измельчения кузовных и других частей.

4. В странах ЕС к 2015 году 95% материалов (от веса) должны подвергаться вторичной переработке, только 10% могут быть сожжены и всего 5% — похоронены. Сегодня все автомобили, продаваемые в Европе, должны быть на 85% рециклируемы и на 95% утилизируемы. Таким образом, не более 20% материалов от общей массы автомобиля, остаются непригодными к дальнейшему использованию. До 15% всего выплавляемого металла — из лома от утилизации автомобилей.

5. $250 млрд — стоимость продукции, из полученных после вторичной переработки автомобилей. Их утилизация — прибыльный бизнес. Предприятия сервиса реализуют запасные части и детали. Вторичное сырье (черные, цветные и драгоценные металлы, пластмассы, стекло, текстиль) реализуется предприятиям металлургической и химической промышленности. Емкость утилизационного рынка Украины оценивается авторами законов в 2,5 млрд грн.

Читайте также  Как правильно утилизировать бытовые отходы?

6. Во многих странах при сдаче автомобиля на утилизацию, последнему владельцу выплачивается вознаграждение. Эта практика массово распространилась во время кризиса 2009 года. Мировые автоконцерны, датируемые правительством, выплачивали премии за старые автомобили в обмен на новые с доплатой. В Германии, в 2009 году выплачивали за старый автомобиль 2500 евро. На утилизационную программу правительство потратило 5 млрд. евро. Россия запустила программу «Деньги за автохлам», потратив на нее, в общей сложности 36 млрд. рублей (около $1,1 млрд).

В Украине пока не предусмотрена компенсация владельцам старых авто. По словам представителей рынка, поручение запустить программу «деньги за автохлам» якобы дал первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов. Сумма компенсации может составить около 12,5 тыс грн за подержанный автомобиль. Однако пока остается загадкой, из каких средств будет выплачиваться эта премия.

7. В 2009 году в Китае действовала программа «Старый автомобиль на новый», а в 2010 — «Наличные за автохлам». Только в 2010 году китайское правительство выдало 6,41 млрд юаней ($1 млрд, — ред.) субсидий покупателям новых автомашин. В докладе Китайской ассоциации по переработке ресурсов говорится, что в стране на конец прошлого года должны были утилизировать 7,42 млн авто, которые выработали свой ресурс, но под пресс попали всего 500 тысяч. По результатам проверки, почти 92% автомобилей, которые должны были отправить на утилизацию, были перепроданы на черном рынке.

8. Компания Honda проанализировала данные об утилизации своих автомобилей на американском рынке. Срок эксплуатации составил 7 лет. Практически все снятые детали проданы на запчасти с выгодой для фирмы-утилизатора. Средний возраст украинского автопарка сегодня составляет 18 лет.

9. В Нидерландах реализована наиболее успешная система утилизации автомобилей. Средний коэффициент рециклирования здесь достигает 90%. Работает 300 пунктов приема и предприятий по разборке, создано 12 шредерных заводов. Утилизационный сбор составляет 45 евро и платится при постановке авто на учет. При этом, сдавая автомобиль в утиль, владелец ничего не платит — размер сбора покрывает автопроизводитель или дилер. Налог взимается при продаже нового автомобиля. При снятии авто с регистрации необходимо предоставить сертификат об утилизации, или об экспорте. В противном случае владелец автомобиля продолжает платить налог на автомобиль.

10. Во Франции предусмотрено 75 тысяч евро штрафа и даже, в определенных случаях, два года тюрьмы за брошенный на улице непригодный к эксплуатации автомобиль. Каждый владелец такого авто, обязан передать его на утилизацию в уполномоченный центр (таких в стране 1600). Такое же наказание предусмотрено и за утилизацию в неположенных местах и учреждениями, не имеющих не это право. Сеть специализированных центров по утилизации транспортных средств создают сами автопроизводители (из расчета семь центров на 1,5 млн. населения).

13. Ежегодный оборот отрасли авторециклинга США- $20 млрд. В стране работает 20 тыс пунктов приема и предприятий по разборке б/у авто, а также 200 шредеров, перерабатывающих до 60 тыс автомобилей.

На американском рынке ежегодно утилизируется 95% старых автомобилей. По этому показателю машины опережают газеты (утилизируется 74%), алюминиевые банки (51%), стеклянные бутылки (22%) и бытовую электронику (10%).

Этапы утилизации авто в России и за рубежом

Тема утилизации автомобильного транспорта, ставшая популярной с начала весьма успешной государственной программы, по прежнему актуальна в России. В нашей статье мы покажем приемы работы по утилизации автомашин, сравнительно в России и в зарубежных странах.

1. Доставка автомобиля для утилизации

На видео –автомобиль, который должен быть утилизирован! Процесс доставки авто на эвакуаторе одинаков во всех странах, но его юридическая и особенно экономическая составляющая в разных государствах и регионах существенным образом отличается.

2. Разборка авто: демонтаж деталей, представляющих ценность

Как в России, так и за рубежом бизнес по авторазборке учитывает остаточную стоимость запасных частей, особенно для дорогих автомобилей. Аккумуляторы снимаются и обязательно сливаются все жидкости — они имеют коммерческую ценность!

3. Особенностью России является погрузка несмятого корпуса, заполненнного разным ломом. Это связано с тем, что такой лом обычно принимается как 12А, и для более полной загрузки разумно набить авто разным ломом и погрузить в автовоз.

4. За рубежом для корпусов автомобилей есть отдельные позиции: «корпус авто без двигателя», «лом автомобилей с двигателем». Среди отечественных трейдеров , в частности у компании Псковвтормет, есть обозначение вида лома 12АТ(«Кузова автомобилей с остатками обивки»), но цена металлолома CPT не сильно отличается от стоимости лома вида 12А.

После того, как сняли все ценное, корпуса авто сминаются крайне примитивным, но действенным способом.

Рассмотрим цены на лом авто и лом вида 3а-12а в России, Эстонии, Латвии.

Таблица 1. Цены CPT на лом на экспортных площадках в Санкт-Петербурге, Таллинне и Риге

Место приемки, CPT 1-10 июня 2018 г.
Спб 12А 14450
Спб 3А 17200
Таллинн 12А 13940
Таллинн авто с двигателем 10270
Таллинн 3А 16140
Рига 12А 13200
Рига авто с двигателем 8800
Рига 3А 15800

Примечание: все данные в рублях за тонну

С одной стороны, российские поставщики лома получат за 1 корпус больше денег за черный металл, как за лом 12а, с другой стороны, более дешевый лизинг в ЕС стимулирует чаще сдавать старые авто на лом, и для переработчика остается вариант сдавать много корпусов с двигателем: все его трудозатраты — это снятие катализаторов(лом платины) и аккумулятора, затем сброс плиты на крышу авто для сминания корпуса. Если автомобили идут большим потоком, как за рубежом — проще продать корпус в сборе под шредер.

Чтобы было понимание количества машин, предназначенных для переработки, посмотрим видео ниже.

Судя по количеству катализаторов, объем б/у авто для переработки делает целесообразным заработок «на объеме», без извлечения цветных металлов руками, их потом выделят сепарацией после шредера.

5. Следующий этап — переработка корпусов автомобилей на прешредере. Данный этап позволяет получить лом, более пригодный для переработки на шредерной установке и исключить твердые части, которые могут привести к поломке ротора. Набитое сторонним ломом авто также лучше пропустить через прешредер. В СНГ прешредер ZDS 250-400 производства Danieli Centro Recycling работает на предприятии Белвторчермет в Минске. Прешредеры серии ZDS работают также во Франции, Италии, Австрии, Люксембурге, Великобритании, США, Южной Корее.

На видео — переработка лома автомобилей на прешредере ZDS250 600 и последующим измельчением на шредере DCR2227 производства Danieli Centro Recycling.

6. Переработка лома на шредере

Сейчас в России 13 шредерных установок, но в перспективе мы ожидаем увеличения их количества. Основной мотивацией к приобретению такой установки является требование металлургов по улучшению качества лома. Популярные в мире шредеры для переработки металлолома DCR1822(ранее назывался BSH 170-230 / 1200) производства компании DANIELI CENTRO RECYCLING работают в России, Испании, Польше, Финляндии.

24 этаж, 125284 Москва, Россия

Тел +7 495 983 00 80

7. Лом в электропечи (Фото: «ТОРЕКС-АМУРСТАЛЬ»)

Самый последний этап утилизации автомобиля — это загрузка и расплав лома в электропечи на металлургическом заводе. В России примерно каждая четвертая тонна стали делается из лома и старые авто с каждым годом становятся все более значимым источником вторичных ресурсов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: