Проведение инвентаризации отходов производства - OXFORDST.RU

Проведение инвентаризации отходов производства

Новости

КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ОТХОДОВ?

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Отвечает эксперт сайта ecovopros Н. Бирюкова

Подскажите, пожалуйста, как именно выделять отдельные виды отходов при их инвентаризации? Как понять, какие отходы допустимо выкидывать с ТКО (то есть, отнести их к ТКО), а какие обязательно необходимо выделять как отдельный вид отхода, разрабатывать на него паспорт и искать фирму для его дальнейшего размещения/утилизации? Например, если у нас образуется бумага от офисной деятельности, то в каком количестве она должна образовываться, чтобы ее следовало собирать отдельно и передавать на переработку? Или лампы светодиодные? Или упаковку бумажную от сырья. То есть, если мы не выделим какой-то вид отхода от ТКО, как Росприроднадзор сможет доказать, что следовало бы выделить этот отход в определенный вид отхода? Речь идет, конечно же, только об отходах 4 и 5 классов опасности.

Несмотря на то что инвентаризация образующихся отходов упоминается во многих документах, например, программа производственного экологического контроля (часть 3 ст. 67 ФЗ №7) должна включать в себя сведения об инвентаризации отходов производства и потребления, для разработки ПНООЛР используются результаты инвентаризации отходов производства и потребления (смотрите соответствующие методические указания (349 приказ МПР). Для организации мест накопления отходов используются результаты инвентаризации (СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления). При этом на федеральном уровне нет ни одного документа, регламентирующего ее проведение. Мне удалось найти такой документ только на региональном уровне, например, «Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области», утв. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001, хотя в нем также нет критериев, по которым можно определить, какой отход стоит выделять отдельным наименованием, а какой нет.

Однако, в Порядке учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014), есть указания, что сведения из журналов учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации.

При этом согласно п. 11 данного Порядка отходы I,II,III класса опасности учитываются с точностью до кг (а ртутьсодержащие лампы, вышедшие из употребления, отражаются по массе изделия), отходы IV-V классов опасности должны учитываться с точностью до одного знака после запятой.

Таким образом, согласно правилам математического округления, если отходов I, II, III класса опасности образуется в течение года менее 500 грамм, а отходов IV-V классов опасности менее 50 кг, то при округлении в соответствии с требованиями Порядка их значения будут равны нулю.

Я полагаю, что если отходы образуются именно в таком небольшом количестве, то их можно учитывать в массе других схожих по происхождению и составу отходах. Например, при сварке электродами образуются отходы «шлак сварочный» и «остатки и огарки стальных сварочных электродов». Если используется 10 кг электродов в год, то при среднем удельном нормативе образования данных отходов равным 10%, в течение года их будет образовываться не более 1 кг. При этом шлак сварочный является отходом IV классом опасности, и требуется наличие лицензии при передаче данного отхода в целях дальнейшего обращения, а предприятия должны отдельно платить за доставку и обезвреживание условно 1 кг такого отхода. Аналогичная ситуация с отходами металлообработки с использованием абразивных кругов. Когда есть станки, то есть и абразивные материалы. Логично, что могут образовываться отходы лома абразивных кругов, абразивной пыли и стружки, хотя эти отходы могут образовываться в количестве нескольких кг в год, если станки используются несколько раз за год для заточки инструмента. Вместе с тем все упомянутые отходы можно было бы учесть, как отход «мусор и смет производственных помещений малоопасный».

Отмечу, что при согласовании ПНООЛР инспекторы часто соглашались с моей позицией, и в текстовой части проекта просто приводилось соответствующее обоснование о нецелесообразности выделения отдельного вида определенного отхода в том числе с учетом экономической нецелесообразности, трудоемкости раздельного сбора и так далее.

Я направляла в Росприроднадзор соответствующий запрос как частное лицо, но, к сожалению, мне они не ответили. Рекомендую вам отправить аналогичный запрос с учетом вышеприведенных обоснований.

Что касается того, какие отходы допустимо выбрасывать с ТКО (то есть, соответственно, отнести их к ТКО), здесь необходимо смотреть состав отходов и процесс образования. В состав ТКО, того же мусора от офисных и бытовых помещений, согласно данным Банка данных отходов (БДО, http://rpn.gov.ru/node/854) могут входить пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, текстиль, стекло, древесина и другое. Данный отход образуется в результате чистки и уборки нежилых помещений, сбора отходов офисных/бытовых помещений организаций. Таким образом, бумагу от канцелярской деятельности, образующуюся в количестве менее 50 кг в год (чтобы доказать, что действительно меньше, можно посчитать исходя из удельного норматива образования данного отхода порядка 10%, количества и веса потребляемых в течение года пачек бумаги) в офисе, и которая выкидывается вместе с остальными отходами офиса (а не так, чтобы вы ее в течение года собирали раздельно, а потом решили одной кучей выкинуть), вполне можно раздельно не собирать и не учитывать.

Что касается упаковки, если это упаковка канцелярских принадлежностей, например, и тоже образуется в офисе, рассуждаем аналогично выше приведенным выкладкам по канцелярской бумаге. Если же это упаковка образуется на складе, то ее можно включить только в мусор и смет от уборки складских помещений, который к ТКО уже не относится.

То же самое касается светодиодных ламп. Если они были установлены в офисе, то пару ламп можно «закинуть» в мусор от уборки офисных и бытовых помещений, если установлены на складе — то в мусор от уборки складских помещений.

Акт инвентаризации отходов ― образец 2021 года

  • Источники образования и виды отходов
  • Проведение инвентаризации отходов
  • Содержание акта инвентаризации отходов
  • Итоги

Источники образования и виды отходов

В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.

Также к отходам относится в некоторых случаях бумажная продукция. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно узнайте как проводится и оформляется инвентаризация бумажных отходов.

Некоторые виды хозяйственной деятельности приводят к образованию отходов повышенной опасности. К ним относятся:

  • взрывчатые и огнеопасные, которые под воздействием химических реакций способны воспламениться, нанеся тем самым вред окружению;
  • окисляющие ― вещества, способствующие воспламенению сторонних материалов;
  • органические ― подверженные ускоренному разложению в силу своего химического состава;
  • токсичные и инфицирующие ― отходы, способные причинить существенный вред организму человека.

О том, как организуется учет возвратных отходов, читайте в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Проведение инвентаризации отходов

Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями. Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска. В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.

Читайте также  Медицинские отходы какие бывают классы?

Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.

В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.

Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом. По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.

Содержание акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Скачать бланк ИНВ-3 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».

Итоги

Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.

За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Инвентаризация на предприятии (отходы, выбросы, сбросы)

В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)

Виды инвентаризации на предприятии

1. Инвентаризация источников образования отходов производства и потребления

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» необходимо ежегодно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления.

Мне довелось провести инвентаризацию отходов, причем с «нуля», потому как в экологической документации предприятия было написано одно, а по факту — другое. В тот момент я готовил документ Производственный экологический контроль и столкнулся с тем, что в Проекте нормативов образования отходов совершенно не грамотно были расписаны подразделения предприятия, где эти отходы образуются.

В проекте НООЛР нашей компании были обозначены 20 наименований отходов с указанием их местоположения. При этом на самом деле этих мест не было. Мне пришлось пройтись с главным инженером по производству в поисках мест временного накопления отходов.

Искали долго, в итоге нашли только три реальных места накопления отходов: с ртутными лампами, маслами и бытовыми отходами. Все они находились отдельно друг от друга (что, кстати, правильно). Где базировались оставшиеся 17 видов отходов — было неизвестно.

Незадолго до этого я посетил экологический форум, на котором представители одной организации, которая предлагала свои услуги в сфере экологии, провели с посетителями небольшой тренинг — рассказали, как нужно обращаться с отходами на производственных площадках, раздав в помощь плакаты и брошюры. Я изучил буклет и организовал новые места для временного накопления отходов, провел инструктаж с работниками о том, куда какие отходы складировать. Неделю спустя на нашем предприятии всё наладилось: отходы стали складироваться в места временного накопления.

К примеру, чтобы избежать засорения предприятия, были закуплены и установлены урны объемом 10 литров перед каждым цехом. Для крупногабаритных строительных отходов (как раз ремонтировалась одна производственная площадка) во дворе мы оборудовали место, куда было удобно подъехать погрузочной машине, и постелили деревянные поддоны.

Имеющуюся площадку для временного накопления бытовых отходов и смёта с территории мы несколько преобразовали: на контейнерах краской указали виды отходов, номера контейнеров, название нашего предприятия, номер контейнерной площадки.

Отработанные аккумуляторы переставили на деревянные поддоны и накрыли полиэтиленовой пленкой.

После проделанных преобразований можно было спокойно отслеживать образование отходов и их количество.

Итак, инвентаризация отходов на предприятии проводится для выявления отходов и их количества; понимания более точного процесса образования отходов, их полного списка, движения и обращения на предприятии, а также наличия мест их размещения.

После проведения инвентаризации готовится документ «Отчет по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления», куда вносятся собранные данные по отходам, т.е. — что за отходы (наименование по ФККО); в каких количествах образуются, где размещены, процесс образования каждого отхода.

Страницы из отчета по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления

Сроки действия отчета по отходам не ограничены, они изменяются только в том случае, если в производственном процессе произойдут изменения, т.е. — если образуются новые отходы и т.д.
Отчет по инвентаризации отходов пригодится для составления годовой статистической отчетности 2-ТП-отходы, составления отчета по отходам для малого и среднего бизнеса, сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, технического отчета о неизменности производственного процесса.

2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Согласно Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов.

Стоит помнить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на своем производстве имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Более подробную информацию можно найти в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» Статья 22. «Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

Читайте также  Какие нефтепродукты получают из нефти?

Когда я работал менеджером-экологом в проектной организации, моему первому клиенту нужен был Проект допустимых выбросов. До разработки проекта мы договорились провести инвентаризацию источников выбросов с последующим предоставлением отчета клиенту. Я и наш штатный инженер-эколог приехали к заказчику, встретились с главным инженером, который провел экскурсию по производственному помещению. Эколог насчитал 8 источников выбросов на предприятии. Из них два организованных (труба котельной и оконный проем в производственном корпусе) и шесть неорганизованных источников выбросов. К ним относились: автостоянка, внутренний проезд, проем ворот гаража по ремонту автотранспорта, проем ворот гаража по окраске автотранспорта, проем ворот ремонтных боксов, погрузо-разгрузочная площадка.

В отчете об инвентаризации была изложена информация о выявленных стационарных источниках выбросов, предложены способы определения качественного и количественного состава выбросов:

    Труба котельной (расчетным методом с применением программного обеспечения «Котельные (версия 3.4)» фирмы «Интеграл»)
  • Оконный проем производственного корпуса (инструментальный метод с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории)
  • Автостоянка (расчетным методом с применением программного обеспечения «АТП-Эколог» фирмы «Интеграл»)
  • Внутренний проезд (расчетным методом с применением программного обеспечения «АТП-Эколог» фирмы «Интеграл»)
  • Проем ворот гаража по ремонту автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения «АТП-Эколог» фирмы «Интеграл»)
  • Проем ворот гаража по окраске автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения «Лакокраска» фирмы «Интеграл»)
  • Проем ворот ремонтных боксов (расчетным методом с применением программного обеспечения «АТП-Эколог» фирмы «Интеграл»)
  • Погрузо-разгрузочная площадка (расчетным методом с применением программного обеспечения «АТП-Эколог» фирмы «Интеграл»)

Отчет о проведении инвентаризации источников выбросов в атмосферу эколог подготовил в соответствии с требовании «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Временных рекомендаций по вопросам воздухоохранной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» и «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Повторюсь, что по закону инвентаризируют только стационарные источники выбросов в атмосферный воздух. Наглядно виды стационарных источниках смотрите «Памятке «Стационарные (организованные+неорганизованные) источники выбросов».

Есть еще и передвижные источники выбросов. Это — транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ.

Страницы из отчета о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ

В какой момент следует проводить инвентаризацию источников выбросов? В статье 22 сообщается, что «инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов». Значит, в течение двух лет, как на предприятии появился новый стационарный источник выбросов, и он введен в эксплуатацию, необходимо провести инвентаризацию. Следующую инвентаризацию, скорее всего, придется проводить в случае изменения технологического процесса, замены оборудования или используемого сырья. А также, если обнаружены несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации; или же если проведение этого мероприятия определено правилами эксплуатации газоочистных установок.

Проведение инвентаризации и подготовка отчета — это первая ступень, которая в позволит полноценно разработать такие документы, как проект нормативов допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетность по форме 2-ТП.

3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ

В связи с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо проводить инвентаризацию источников сбросов на всех предприятиях, которые осуществляют сбросы в водные объекты РФ.

Существуют еще сбросы в водные объекты. Прошу не путать сбросы и выбросы, т.к. во многих источниках СМИ эти понятия обобщают. Тут все донельзя просто: выбросы — в атмосферу, сбросы — в воду.

Инвентаризация проводится для учета поступления загрязняющих веществ в водные объекты. Существует много видов сбросов, это — очищенные и неочищенные производственные и хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки (ливневка). Инвентаризация источников сбросов проводится один раз в пять лет. Для этого необходимо поднять экологическую документацию на предприятии и посмотреть, где именно находятся трубы из которых, соответственно, осуществляются сбросы.

С помощью инструментальных и расчетных методов анализа необходимо определить качественные характеристики стоков. Далее делается «отчет по инвентаризации сбросов вредных веществ на предприятии». Делает его инженер по охране окружающей среды (эколог на предприятии) или инженер-эколог из привлеченной проектной организации.

В отчете должна быть указана следующая информация:

  1. Источники загрязнения на карте-схеме предприятия, наименования водных объектов, куда осуществляются сбросы;
  2. Наличие очистных сооружений;
  3. Каким способом осуществляется отведение хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных стоков с территории предприятия;
  4. Название источника загрязнения, режим работы, технологические характеристики, качественный и количественный состав сточных вод;
  5. Наличие водоохранных ограничений, способы уменьшения загрязнения в районе расположения исследуемых объектов.

С помощью результатов инвентаризации можно подготовить статистическую отчетность 2-ТП (водхоз), разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, провести мониторинг сточных вод, более того, данные отчета являются исходной информацией для установления НДС (нормативов допустимых сбросов) загрязняющих веществ.

Инвентаризация источников негативного воздействия на окружающую среду.

Предприятия, относящиеся к любой категории объекта негативного воздействия должны проводить у себя инвентаризацию источников негативного воздействия на окружающую среду. С этого начинается работа эколога на предприятии и деятельность по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду.

Для того, чтобы определить к какой категории объекта негативного воздействия относится Ваше предприятие и какой пакет документов в области охраны окружающей среды должен быть на Вашем предприятии, начать надо с инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду. Вы можете это сделать самостоятельно, а в случае отсутствия штатного эколога на Вашем предприятии, специалисты нашей компании всегда готовы прийти на помощь.

Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, их количестве и составе выбросов от каждого источника. Законом установлено, что инвентаризация проводится как инструментальными, так и расчетными методами.

С 26 апреля 2019 года вступает в законную силу Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352, которым утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Указанным Порядком регламентированы вопросы содержания работ при проведении инвентаризации выбросов; правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов; порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов; правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов; механизм корректировки данных инвентаризации.

Читайте также  Какое вторсырье принимают за деньги?

В случае, если для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352, то есть не позднее 26.04.2021.

Корректировка данных уже проведенной инвентаризации осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа, которые утверждены Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498.

Инвентаризация отходов производства и потребления.

Инвентаризация отходов производства и потребления – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, временного хранения и накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим юридическим или физическим лицам.

Инвентаризация отходов проводится самостоятельно юридическими лицами, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенным договором.

Инвентаризация отходов проводится в целях установления нормативов образования отходов производства и потребления, а также последующей организации:

  • первичного учета отходов;
  • системы раздельного сбора отходов;
  • разработки мероприятий по предотвращению или снижению количества образования отходов. Инвентаризация отходов проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Инвентаризация отходов должна быть проведена досрочно в случае реорганизации и изменения вида (видов) деятельности предприятия или какого-либо его подразделения, в случае изменения технологического процесса или используемого сырья и материалов.

Проведение инвентаризации отходов производства

29 июня 2020 15:18

Если спросить любого промышленного эколога о том, слышал ли он об инвентаризации отходов, то вы почти наверняка услышите положительный ответ. Вот только объяснить, что же это за работа и на каком основании нужна, смогут немногие.

И действительно, ситуация с инвентаризаций отходов ситуация довольно странная. Несмотря на то, что форма проведения такой инвентаризации не установлена, не определены требования к отчету, множество нормативно-правовых документов содержат отсылки к результатам данной работы.

И это не только п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании которого программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна содержать в своем составе сведения об инвентаризации отходов производства и потребления.

Это еще и п. 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которому предельное накопление количества отходов на территории предприятия определяется на основе результатов инвентаризации отходов.

Есть и ряд других документов.

Исходя из анализа законодательства можно сделать вывод, что инвентаризация отходов является обязательной процедурой для организаций, осуществляющих деятельность на объектах, отнесенных к I-III категориям негативного воздействия (НВОС). Основа такого вывода заключается в том, что программа ПЭК разрабатывается именно для таких категорий объектов НВОС.

При этом с объектами I и II категории НВОС все понятно – сейчас для таких организаций, вне зависимости от принадлежности к малому и среднему бизнесу, согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производится расчет нормативов образования отходов. Совершенно четко можно утверждать, что при расчете нормативов образования отходов производится и инвентаризация отходов.

Что же делать для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории?

На основании накопленного опыта, группа компаний «Экологический центр» (ГК «ЭКО ЦЕНТР») предлагает для таких организаций рассматривать инвентаризацию отходов как отдельную работу, по своему составу подобную проекту нормативов образования отходов, то есть включающую не только характеристику технологических процессов с классификаций образующихся отходов, описание схемы обращения с отходами и т.д., но и расчеты образования отходов.

Подобный подход позволяет использовать материалы инвентаризации отходов не только для включения в программу ПЭК, но и для составления форм статотчетности, расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также при заключении договоров на вывоз отходов.

В случае необходимости экономии денежных средств возможна оптимизация состава отчета об инвентаризации отходов. Но в любом случае, с нашей точки зрения, отчет об инвентаризации отходов для предприятий III категории должен быть в составе природоохранной документации предприятия.

Тем не менее, возникает совершенно справедливый вопрос. Какие последствия ждут те организации, которые не проводили никакой инвентаризации отходов, а сведения по составу отходов для составления программы ПЭК взяли из ранее разработанных форм отчетности?

Рассмотрим самый негативный сценарий, который потенциально может быть реализован инспектором надзорного органа при проведении проверки.

Во-первых, может быть поставлена под сомнение сама программа ПЭК исходя из необоснованности указанного состава отходов, что чревато штрафом до 80 тыс. руб. за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ).

Во-вторых, инвентаризация отходов может быть рассмотрена как одна из форм учета в области обращения с отходами, тем более что п. 3 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» как раз содержит ссылку на указанную инвентаризацию. Это чревато уже штрафом до 350 тыс. руб. за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ).

Безусловно, такую позицию органов надзора в случае ее возникновения можно попытаться оспорить в судебном порядке. Однако результат таких действий заранее предсказать сложно.

Ответственность за выбор стратегии действий лежит, как всегда, на экологической службе предприятия.

ГК «ЭКО ЦЕНТР» со своей стороны предлагает предприятиям III категории провести инвентаризацию отходов силами наших специалистов, имеющих значительный опыт проектирования в сфере экологии, хорошо знакомых не только с принципами нормирования, но и не раз участвовавших в защите интересов предприятий при прохождении проверок.

Чтобы заказать инвентаризацию отходов в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: