Прием вторсырья учет - OXFORDST.RU

Прием вторсырья учет

Как в «1С:Бухгалтерии 8» отразить закупку вторсырья у населения и его дальнейшую продажу?

Закупка у населения макулатуры с последующей реализацией

Организации часто принимают от населения вторсырье (в частности, макулатуру). Макулатура – это картонные и бумажные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Сбор макулатуры регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22 января 1982 г. № 2524-82 и др. нормативно-правовыми документами.

При приеме макулатуры за наличный расчет у населения необходимо учитывать положения Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при приеме утильсырья от населения (кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней). УФНС России по г. Москве в письме от 2 сентября 2009 г. № 17-15/091660 пояснила, что относится к утильсырью. Это вещи, которые являются непригодными к употреблению. Однако такие вещи можно переработать в качестве вторичных материалов (вторсырья).

Таким образом, при приеме макулатуры организация не применяет ККТ, если выдает бланки строгой отчетности, изготовленные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 .

Бухгалтерский учет

Организация относит макулатуру к материально-производственным запасам (МПЗ) и принимает к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, в которую включаются затраты, поименованные в п. 6-11 ПБУ 5/01 ( п. 5 ПБУ 5/01 ). Если приобретенная у населения макулатура предназначена для дальнейшей перепродажи, ее следует учитывать на счете 41 «Товары».

Оплата физическому лицу за макулатуру регистрируется проводкой: Дт 76 – Кт 50, поступление макулатуры – Дт 41 – Кт 76. Списание испорченного товара отражается записью: Дт 94 – Кт 41 и Дт 91.2 – Кт 94.

Реализация макулатуры регистрируется проводкой: Дт 62 – Кт 90.1 и списанием проданных товаров Дт 90.2 – Кт 41.

Учет вторичного сырья отличается от учета брака на производстве: вторичное сырье является товаром, а брак на производстве – вынужденными расходами, поэтому отражается на счете 28 «Брак в производстве».

Налоговый учет

При продаже макулатуры налогоплательщик уменьшает полученные доходы на стоимость макулатуры, которая определяется в порядке п. 2 ст. 254 НК РФ в качестве цены приобретения ( пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ ).

Что касается учета расходов от порчи ценностей при хранении, то налогоплательщик может их учесть только в пределах норм естественной убыли ( пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ ). Если такие нормы не утверждены, то и расходы учесть нельзя. Подробнее о расходах в виде естественной убыли см. статью .

С 1 октября 2016 года реализация макулатуры освобождена от обложения НДС ( пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ ). Освобождение действует до конца 2018 года.

Организации, выплачивающие физическим лицам доход от продажи принадлежащего им на праве собственности имущества (макулатуры и пр.), не признаются налоговыми агентами, у них не возникает обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ с указанных доходов ( пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ ).

При приеме макулатуры у населения организации рекомендуется самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму закупочного акта или иного документа. Закупочный акт должен содержать реквизиты, обязательные для первичного документа ( ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» поступление макулатуры оформляется документом «Поступление (акт, накладная)». Реализация макулатуры проводится документом «Реализация (акт, накладная)».

в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)

Реализация металлолома и макулатуры

Автор: Богословская О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами в последнее время стоят довольно остро. В этой связи актуально рассмотреть особенности принятия к учету и реализации некоторых видов отходов (например, металлолома и макулатуры). В консультации речь идет о том, как оприходовать полученные активы, отразить в учете учреждения реализацию и доходы от данной операции.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:

казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;

бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.

Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.

Как определяется цена металлолома и макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

Читайте также  Вырезка из дерева лазером

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?

Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт инструкции

Казенное учреждение

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

Пункт 23 Инструкции № 162н*

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

Бюджетное и автономное учреждения

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

Пункт 34 инструкций № 174н и 183н

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?

При реализации металлолома и макулатуры их стоимость списывается с учета.

Обратите внимание, что средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

В учете казенного учреждения операции по списанию металлолома и макулатуры и поступлению доходов отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Казенное учреждение является администратором дохода бюджета

Поступление денежных средств в доход бюджета

Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету поступления платежей в бюджет

Отражение задолженности по перечислению в бюджет денежных средств

Поступление в доход бюджета денежных средств

* Начисление доходов от реализации металлолома отражается в учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (Порядок № 209н).

** О том, что начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, и т. п.) подлежит отражению на счете 20574000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», сказано в Письме Минфина РФ от 16.07.2019 № 02-07-10/52723.

В учете бюджетного и автономного учреждений аналогичные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

2 105 36 446
2 105 26 446

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Поступление денежных средств от реализации в кассу учреждения

2 201 34 510
Забалансовый счет 17

Поступление денежных средств от реализации на лицевой счет учреждения

2 201 11 510
Забалансовый счет 17

Бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в их собственное распоряжение.

Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?

Стоимость оприходованного металлолома и макулатуры является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385.

Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.

Обратите внимание: макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Отдаем товары в переработку

Торговля – наиболее динамично реагирующая на изменения рынка и законодательства деятельность. Изменение условий торговли катализирует процесс поиска оптимальных условий ценообразования. Вступление в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» заставит многие торговые организации пересмотреть условия работы, искать новые решения или вспомнить старые, например, использование договоров по переработке давальческого сырья.

Фасовка, сортировка, упаковка товаров являются неотъемлемой частью торгового процесса. Некоторые предприятия торговли делают это собственными силами, но чаще всего прибегают к услугам специализированных организаций, имеющих необходимое оборудование и подготовленный персонал.

Также распространенной является ситуация, когда необходимо произвести доработку имеющегося товара или его переработку с целью получения нового товара. Она часто возникает у предприятий, торгующих продуктами питания, когда срок годности товара подходит к завершению и для снижения потерь при утилизации при истечении срока годности из еще доброкачественных продуктов производятся готовые блюда или полуфабрикаты для быстрой реализации. В этом случае не всегда выгодно иметь собственное производственное подразделение, проще отдать такие товары для переработки, а затем реализовать товары с новыми потребительскими свойствами на своих торговых площадях.

Такие операции, как правило, оформляются договорами подряда на переработку давальческого сырья.

Товары обработает сторонний подрядчик

Договор на переработку давальческого сырья составляется в соответствии с главой 37 Гражданского кодекса. В нем помимо стандартных условий следует указать количество потребного сырья, условия возвратности отходов, возможность расчетов сырьем или частью продукции и в обязательном порядке — цену материалов. Это необходимо для соблюдения требований о существенных условиях договора и правильной организации учета у сторон сделки.

Гражданский кодекс не дает четкого определения термину «давальческое сырье». Это понятие возникает в тех случаях, когда производство продукции отделено от процесса товарно-сырьевого снабжения и, как следствие, возникает понятие договора подряда. В Гражданском кодексе под договором подряда понимается договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). В результате сырье (материалы), которое одна сторона (переработчик) принимает, не оплачивая, для переработки на возмездной основе от другой стороны (заказчика), является давальческим сырьем.

Давальческие материалы — это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (ст. 156 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н «Методические указания по учету материально-производственных запасов»).

Операции по переработке товаров в большинстве случаев имеют вид — «товар-переработка-товар» — когда переданный в переработку товар не изменяется качественно, но происходит изменение его свойств за счет фасовки, упаковки, дозирования, розлива, маркировки и других операций по переработке. Другой вид операций — «товар-переработка- новый товар», в этом случае заказчику возвращается новый товар, свойства которого отличаются от первоначального.

Читайте также  Наиболее экологический вид транспорта

Товары или материалы — вот в чем вопрос

В большинстве случаев производственники просто ставят бухгалтерию перед фактом, что оприходованные товары уже переданы в переработку сторонней организации. Но не исключен и такой вариант, когда обо всей цепочке информируют заблаговременно — это дает возможность финансовому подразделению оптимально сформировать учет таких операций.

Особых сложностей с учетом таких товаров нет. Они принимаются к учету сразу на счета учета материалов 10-1 «Сырье и материалы», а после передачи переработчику на счете 10-7 «Материалы, переданные в переработку». При этом следует помнить, что ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, далее – ПБУ № 5/01) предписывает принимать к учету материально-производственные запасы (далее – МПЗ) по фактической себестоимости (п. 5). К фактическим затратам по приобретению МПЗ относятся затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (п. 6 ПБУ № 5/01). Особенностью является то, что к ним могут быть отнесены затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:

Дебет 10-1 Кредит 60

— приобретены МПЗ для переработки;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен НДС по приобретенным МПЗ;

Дебет 10-7 «Материалы, переданные в переработку» Кредит 10-1

— переданы МПЗ в переработку;

Дебет 10-1 Кредит 10-7 «Материалы, переданные в переработку»

— получены материалы от переработчика;

Дебет 10-1 Кредит 60

— включены в стоимость затраты на переработку МПЗ;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен НДС по договору подряда по переработке.

Для учета сформированной стоимости МПЗ в качестве товаров необходимо сделать проводку:

Дебет 41-1 Кредит 10–1

— учтены МПЗ после переработки в качестве товаров.

Если операции по переработке материалов имеют разовый характер, то данную проводку можно не делать. Тогда реализация таких МПЗ будет относиться к прочим доходам и расходам (п. 7 ПБУ 9/99 «Расходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Доходы организации»). Право отнесения доходов для целей бухгалтерского учета к доходам от обычных видов деятельности или прочим поступлениям определяется организацией самостоятельно (п. 4 ПБУ 9/99 «Расходы организации»). Несмотря на то что в ПБУ 10/99 отдельно не установлена аналогичная норма, при организации учета будет логичным установить идентичные критерии для учета доходов и расходов по отдельным операциям.

Учет реализации в торговой организации производится следующими проводками:

при реализации МПЗ как материалов:

Дебет 62 Кредит 91-1

— отражена выручка от реализации МПЗ как материалов;

Дебет 91-2 Кредит 68

— начислен НДС от реализации МПЗ как материалов;

Дебет 91-2 Кредит 10-1

— списана стоимость реализованных МПЗ как материалов;

Дебет 91-9 Кредит 99

— определен финансовый результат от реализации.

при реализации МПЗ как товаров:

Дебет 62 Кредит 90-1

— отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

— начислен НДС от реализации товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41

— списана стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-9 Кредит 99

— определен финансовый результат от реализации.

Если же ситуация такова, то МПЗ уже оприходованы как товары, а затем принято решение о передаче их в переработку, то на основании необходимой распорядительной документации делается проводка:

Дебет 10-1 «Материалы» Кредит 41-1 «Товары»

— перевод части товаров на счет материалов;

Дебет 10-7 «Материалы, переданные в переработку» Кредит 10-1

— переданы МПЗ в переработку.

Дальнейшие проводки производятся в рассмотренном выше порядке.

Аналитический учет операций по переработке давальческого сырья необходимо вести на счетах 10-1 и 41-1, а также выбрать оптимальную форму ведения складского учета таких товаров.

Товар-переработка — товар

Вести учет с использованием счета 10 «Материалы» удобно в том случае, когда после переработки образуются отходы, передаваемые заказчику (торговому предприятию).

Вместе с тем делать это совершенно не обязательно. Можно организовать учет операций по переработке товаров, используя непосредственно счет 41 «Товары». Руководствуясь Планом счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), для этих целей можно использовать счет 41-5 «Товары, переданные в переработку». Естественно, что такие операции в торговой организации относятся к обычным видам деятельности и оформляются следующими проводками:

Дебет 41-1 Кредит 60

— приняты к учету товары;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 68 Кредит 19-3

— предъявлен НДС к вычету;

Дебет 41-5 Кредит 41-1

— передана часть товаров в переработку;

Дебет 41-1 Кредит 41-5

— получены товары после переработки;

Дебет 41-1 Кредит 60

— включены в стоимость товаров затраты на переработку;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен НДС по договору подряда (переработки);

Дебет 62 Кредит 90-1

— отражена реализация товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

— начислен НДС по реализации товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41-1

— списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 99

— определен финансовый результат.

Если переработка меняет свойства товара

На практике достаточно часто встречаются схемы, по своей сути относящиеся к переработке давальческого сырья, но оформленные через договоры купли-продажи, когда торгующее предприятие фактически продает товары переработчику, а затем покупает у него вновь произведенные товары с новым наименованием и номенклатурой. Такая схема является, с одной стороны, более усложненной и трудоемкой для переработчика, с другой стороны, она позволяет торговому предприятию четко соблюдать коридор между первоначальной закупочной ценой и ценой реализации конечному покупателю. Это в свою очередь дает возможность контролировать сумму произведенной торговой наценки и распределять прибыль, полученную от торговых операций.

Например, продавая для переработки товары с минимальной наценкой (или без нее), можно покупать впоследствии уже новые товары, стоимость которых увеличена на стоимость услуг по переработке. При последующей продаже конечному потребителю можно четко выделить сумму торговой наценки по такой операции, при этом сама переработка и закупочная стоимость будут уже учтены.

Другой вариант – когда торговая наценка распределена частями в стоимости товара, проданного для переработки, и в цене реализации конечному потребителю. При таком варианте выгода от реализации таких товаров будет складываться из нескольких частей (как минимум двух). Применение таких операций, как правило, связано с необходимостью контроля величины торговой наценки.

У торгового предприятия такие операции оформляются следующими проводками:

Дебет 41-1 Кредит 60

— приобретены товары в первоначальном виде;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 68 Кредит 90-1

— НДС предъявлен к вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

— проданы исходные товары переработчику;

Дебет 90-3 Кредит 68

— начислен НДС от реализации товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41-1

— списана стоимость проданных товаров.

Использование похожих схем будет активизировано в связи с вступлением в силу с 1 февраля 2010 года Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Вызвано это тем, что торговые предприятия будут вынуждены более скрупулезно следить за порядком формирования цен и характером проводимых операций, а значит, прибегать к различным комбинированным схемам, в том числе и с использованием договоров переработки давальческого сырья и их вариациями.

А. Химичев, ведущий эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Новости

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла — на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию — можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Читайте также  Самодельная дробилка для дерева

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
— отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус «отхода производства» тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание — Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (далее — ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как «побочный продукт», то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Надо ли принимать к бухучету отходы, которые образовались при производстве

Вопрос: В процессе изготовления продукции образуются отходы производства, которые организация не может использовать в своей деятельности. Нужно ли эти отходы отражать в бухучете?

Ответ: Отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами, учитывают на субсчете 10-6. Отходы, подлежащие захоронению или обезвреживанию, к бухучету не принимают.

Обоснование: В результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию у производственных организаций могут образовываться отходы производства. Причем как возвратные, так и безвозвратные .

Под возвратными отходами для целей бухучета подразумевают активы, исходный материал которых полностью или частично утратил химические и физические свойства, но которые можно использовать или для производства продукции с повышенными затратами (пониженным выходом продукции), или не по прямому назначению. То есть такие отходы являются вторичными материальными ресурсами. Это костные ткани и обрезки шкур (производство мясной продукции), косточки плодовые (переработка плодов в сок) и т.п. Если для подобного рода отходов организация не находит применения в собственной деятельности, то эти отходы реализуют тому субъекту хозяйствования, который может их использовать, т.е. передают на объекты по использованию отходов .

Возвратные отходы принимают на учет в качестве запасов. А именно приходуют на субсчет 10-6 «Прочие материалы». Если они подлежат реализации, при оприходовании их оценивают по чистой стоимости реализации. При этом составляют проводку по дебету субсчета 10-6 и кредиту того счета учета затрат, в дебет которого ранее была списана стоимость сырья, послужившего источником образования возвратных отходов .

При реализации таких отходов возникающие доходы и расходы включают в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности и учитывают при налогообложении прибыли. Факт реализации в общем порядке облагают НДС .

В учете при этом выполняют следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
При принятии возвратных отходов к учету
Оприходованы возвратные отходы основного производства 10-6 20
При реализации возвратных отходов
Отражена выручка от реализации возвратных отходов 62 90-7
Исчислен НДС 90-8 68
Списана стоимость возвратных отходов 90-10 10-6
Отражено поступление денег за сданные возвратные отходы 51 62

К безвозвратным отходам относят отходы, которые вообще непригодны к дальнейшему использованию. Их сдают на обезвреживание или захоронение за соответствующую плату .

Безвозвратные отходы, в отличие от возвратных, активами не являются и к бухучету не принимаются (ведется только их количественный учет). А вот расходы, которые организация несет по их утилизации, в бухучете надо отразить.

В рассматриваемом случае безвозвратные отходы образовались в процессе производства продукции. И организация должна их передать на обезвреживание или захоронение. В связи с этим полагаем, что стоимость услуг, предъявленную специализированной организацией, производитель вправе отразить на счете 25 «Общепроизводственные затраты». При налогообложении прибыли она будет учитываться как затраты, связанные с обслуживанием основного производства и управлением им .

В бухучете при этом выполняют следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость услуг по утилизации безвозвратных отходов основного производства 25 60
Предъявлен НДС 18 60
Предъявленный НДС принят к вычету 68-2 18
Оплачены услуги по утилизации безвозвратных отходов 60 51

На заметку
Организации, у которых образуются отходы, обязаны соблюдать все требования и правила, установленные Законом об обращении с отходами N 271-З. В частности, отходы надо собирать, учитывать, хранить.

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: