Предмет исследования экологии человека - OXFORDST.RU

Предмет исследования экологии человека

Предмет исследования экологии человека

Рис. 1 Подразделения современной экологии и их связи с другими

дисциплинами (по Акимовой, Хаскину , 2001)

При этом надо учитывать, что экологию человека отличает от экологии животных ряд особенностей: панойкуменное (всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм, выражающийся в многовариантности адаптаций, наличие искусственных, технологических сре дств пр испособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков.

Таким образом, экология человека ( антропоэкология ) на сегодняшний день является вполне самостоятельной научной дисциплиной и занимает устоявшуюся позицию в системе экологических наук.

Экология человека занимает важное место в комплексе наук о человеке, являясь своеобразным связующим звеном между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами.

Экология человека – наука комплексная, интегральная. Специалист по экологии человека ( антропоэкологии ) должен обладать знаниями о связях между различными элементами окружающей среды (природа, хозяйство, эколого-гигиеническая и социально-экономическая обстановка) и процессами жизнедеятельности населения; уметь вычленять факторы, которые влияют на качество здоровья населения и его демографическое поведение. Для этого антропоэколог должен быть знаком с теорией, с содержанием и методами многих дисциплин, пограничных с экологией человека, их которых она получает информацию и методы которых использует. Это, прежде всего, биологические науки: общая экология, генетика, антропология, физиология, биохимия, эмбриология.

С общей экологией экология человека тесно связана не только как ее составная часть, но и по общности теоретических подходов и по системной структуре. На экологию человека распространяются большинство системных постулатов и законов общей экологии, принципы эво­люционной экологии, основы структуры популяций, популяционной динамики и генетики популяций, закономерно­сти действия биотических и абиотических факторов, эколо­гические механизмы адаптации.

Такие же тесные связи существуют между экологией человека и генетикой – наукой о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. С развитием техногенной цивилизации значительно возросло загрязнение городской среды мутагенами и канцерогенами, способствующее увеличению генетического груза (спонтанные аборты, мертворождение, врожденные пороки развития, наследственные болезни) и риска онкологических заболеваний. Общими для экологии человека и генетики являются вопросы, связанные с созданием методов профилактики мутаций – скрининг химических веществ на мутагенность и канцерогенность , обоснование ПДК, защита генома при помощи специальных протекторов – антимутагенов, медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика генетических дефектов.

С антропологией, физиологией, биохимией, эмбриологией экологию человека связывает комплекс данных о приспособлении человеческого организма к условиям окружающей среды, т.е. о биологи­ческой адаптации человеческих популяций и ее эволюцион­ном значении в истории вида Homo sapiens как в далеком прошлом, так и на современном этапе. Человек является панойкуменным видом, заселившим всю планету Земля. Открыты все острова, исследованы все жаркие и ледяные пустыни, покорены все горные вершины. В результате этой беспрецендентной экспансии возникло множество различных адаптаций и являющихся предметом изучения этих наук.

Экология человека тесно связана с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Также весьма тесно экология человека связана с такой гигиенической дисциплиной как социальная гигиена – наукой об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных.

Экология человека получила некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии – медицинской науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающая методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Один из разделов эпидемиологии – эпидемиологическая география, которая изучает особенности эпидемического процесса в различных географических условиях.

Всемирное расселение человечества и приспособление людей ко всевозможным природным условиям делает важной союзницей экологии человека гео­графию. Взаимодей­ствуя с географической средой, человек не только испыты­вает ее постоянное влияние, но и сам оказывает воздействие на климат и почву, реки и моря, на растительный и жи­вотный мир, на рельеф местности, атмосферу, космос. В физической географии представлено учение о геосферах и описание всех сред земной природы, разработаны фунда­ментальные понятия о различных природных геосистемах , природных зонах и ландшафтах, т.е. представлен «субстрат» экологии – весь спектр природных экотопов . Вместе с климатологией это позволяет понять основные экологи­ческие закономерности освоения ойкумены, ее различных регионов. Экономическая гео­графия вносит в экологию человека важный материал о распределении природных ресурсов, от которого зависят многие процессы формирования этносов, хозяйственных укладов, развития материальной культуры.

Медицинская география в ее широком понимании на­кладывается на значительную часть экологии человека, свя­занную с проблемами здоровья людей. Медицинская география – это наука о закономерностях географиче­ского распространения болезней человека и факторах, эти болезни обусловливающих. Ее основоположником был итальянский врач Б. Рамаццини . В свое время именно медицинская география взяла на себя роль проводника идей экологии человека в отечественной науке. Краевая патология способствовала накоплению экологи­ческих фактов, связанных с эндемическими заболеваниями человека. Географическая сторона медико-географического знания входит составной частью в экологию человека.

Экология человека тесно связано с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией – наукой о воспроизводстве населения в естественно-исторической обусловленности данного процесса. Такие ключевые для демографии понятия, как рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст, одновременно очень важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии этих двух дисциплин стало создание в системе Российской Академии наук Центра демографии и экологии человека.

Тесная связь прослеживается между экологией человека и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерностей социального поведения людей. Все основ­ные разделы социологии – возникновение и структура групп, общностей, социальные процессы, социальное поведение, проблемы демографии — имеют для экологии чело­века первостепенное значение. В современной социологии даже возникло течение экологического детерминизма – представления об экологической обусловленности многих социальных процессов.

Экология любого вида организмов содержит элементы э волюционной истории , но экология человека исторична вдвойне, так как включает экологические аспекты не только биологической эволюции, но и социальной истории людей. Антропогенез, историческая последовательность и смена экологических ниш, история освоения ойкумены, экологи­ческая история расогенеза и этногенеза представляют собой чрезвычайно важные и интересные разделы экологии человека.

Для экологии человека очень важны также научные результаты палеонтологии и археологии, с помощью кото­рых уточняются временные и географические границы экологической ниши человека. Без них невозможно было бы реконст­руировать современную картину антропогенеза и становле­ния человеческого общества в его связи с окружающей природной обстановкой. Исторические аспекты экологии человека дополняются также со стороны этнографии, так как процессы формирования рас и крупных этносов во многих случаях представляют собой примеры генетической адаптации к совокупности природных условий.

Безусловно, экология человека очень многими зависимостями связана с экономикой. Еще Э. Геккель, вводя в науч­ный обиход название новой науки и понятие «экология», назвал ее суммой знаний, относящихся к экономике природы. В о времена Геккеля выражение «экономика природы» воспринималось как образное иносказание, но сейчас при­обрело емкий и конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон эколог ии и ее связи и с экологией и с экономикой человека. Сегодня мы знаем, что и в эконо­мике природы, и в экономике человека речь идет в сущ ности об одном и том же: о круговороте и трансформа­ции ценностейпроизводстве, обмене и использовании веществ и информации. Эти процессы не могут не подчиняться общим законам, имеющим системный коли­чественный характер.

Наконец, экология человека не может обойтись без философского осмысления проблемы взаимодействия человека и окружающего мира. Также как и многие другие науки, философия пытается осмыслить сущность самого понятия «Человек», пробуя выработать при этом собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы. В отличие от ряда наук философия стремится к постижению целостности человека, прекрасно понимая при этом, что «человеческий индивид – это не просто сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности» (Спиркин, 1988).

Таким образом, учитывая многообразные связи экологии человека с другими науками можно констатировать, что основная ее роль заключается в способности анализировать состояние современной цивилизации и прогнозировать ее развитие в будущем. Именно экология человека может ближе всех других наук подойти к ответу на вопрос: quo vadis – камо грядеши – куда идешь, Человек?

1. Понятие об экологии человека

М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.

1. Понятие об экологии человека

1.1. Предмет экологии человека

Экология человека, другое название – антропоэкология (от греч. anthropos — человек), изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов идет наряду с изучением человека, человеческих популяций, человечества в целом, так как в конечном итоге мера всему, самая большая ценность — человек. Антропоэкология исправляет определенный «перекос», связанный с естественным для современной экологии обвинением человека во всех бедах природы. При решении тех или иных экологических проблем приоритетным направлением в ней является здоровье и жизнедеятельность людей, и только потом затрагиваются природоохранные вопросы.

Антропоэкология является междисциплинарной наукой, возникшей на стыке экологии, биологии, генетики, социологии, истории, географии, экономики и медицины. Сразу необходимо отметить, что экология человека – новая развивающаяся дисциплина, и, поскольку как наука она только формируется, разные авторы дают различные определения этой области знания.

Так, В.П. Казначеев понимает её как комплексную науку, призванную изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и укрепления здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она и основана на медико-биологических исследованиях.

Б.Б. Прохоров определяет антропоэкологию как отрасль науки и практической деятельности, рассматривая влияние всей совокупности внешних условий (природы, хозяйственных мероприятий, загрязнения среды, социально-экономических условий, нравов, традиций, религии, политического строя и пр.) на жизнедеятельность людей, на их здоровье, демографическое поведение, способы выживания.

Читайте также  Условия сдачи автомобиля в утилизацию

Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экология человека — это «наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой, обусловливающем взаимодействие разных форм живого вещества между собой». По мнению В.П. Алексеева, антропоэкологию следует рассматривать в контексте общей экологии, которую можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов – специальные экологии. Экология человека одна из специальных экологий, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности, по сравнению с другими видами, значительно выше.

В конечном счете, несколько упрощая, можно сказать, что экология человека изучает взаимодействие человека с окружающей его средой. Как и все живые организмы, человек с давних пор испытывает на себе влияние разнообразных условий внешней среды, таких как климат, ландшафт, геохимический состав почв, радиация, электромагнитные поля, возбудители различных болезней, пищевой рацион, географическая зональность, солнечная активность.

С другой стороны, зависимость человека, его благополучия и самой его жизни от условий среды обитания существует наряду с обратной зависимостью природы от человека. Человек с момента появления на Земле влиял на биосферу, изменяя структуру земной поверхности и химический баланс внешней среды, воздействуя на круговорот природных веществ и состав биоты. При этом человек является представителем биологического вида “человек разумный”, принадлежащим к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, семейству гоминид. Человек неотъемлемая часть биосферы. И говоря о губительном влиянии человека на природную среду, следует понимать, что весь негатив не в последнюю очередь отражается на нем самом. На каждом отдельном биологическом организме и на всем виде Homo sapiens, поскольку между экологической обстановкой и здоровьем населения существует прямая взаимосвязь. Так, по последним данным ВОЗ, значительная часть болезней, около 80 %, вызвана состоянием экологического неблагополучия. Сердечно-сосудистые патологии, хронические простудные заболевания, злокачественные опухоли, аллергические процессы, генетические аномалии связаны с урбанизацией, загрязненным воздухом и водой, высоким уровнем социального стресса, напряженным ритмом жизни.

Резко возросшее антропогенное давление на природу привело к тому, что она стала наносить ответные удары человечеству, поскольку всякая живая система, используя обратные связи, всегда стремится к самосохранению. Система обратных связей в биосфере направлена на выведении человека из системы как вида. Срабатывает защитная «иммунная» реакция, и, как следствие – увеличивается генетический «груз» человечества, отмечается рост психических и нервных заболеваний, появляются новые инфекции, снижается общая сопротивляемость болезням, усиливается стресс через перенаселение в городах.

Задача экологии человека заключается в формировании оптимальных отношений человека к окружающей среде и создании на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Экология человека должна обеспечивать общество (в широком понимании этого слова) информацией о том, в каких условиях живет та или иная общность людей (население поселка, города, области, страны), как эти условия меняются или могут изменяться и какие вследствие этого будут происходить изменения в этих человеческих общностях. Эта информация должна облегчить обществу принятие адекватных решений по предупреждению или ликвидации вредных для людей последствий от уже существующих или ожидаемых негативных воздействий факторов окружающей среды. Факторы эти могут иметь различное происхождение – природное, техногенное, социальное.

Можно назвать целый ряд сфер приложения знаний в области экологии человека:

– это оценка влияния различных техногенных факторов на жизнедеятельность и здоровье населения;

– анализ последствий чрезвычайных ситуаций как природных, так и техногенных для жизнедеятельности, демографического поведения, здоровья людей;

– подготовка заключений о современном и прогнозируемом качестве среды обитания человека и возможных изменениях в уровне здоровья населения конкретных регионов при реализации там крупных индустриальных, экономических или социальных проектов;

– выявление и оценка зон экологического неблагополучия;

– разработка документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в целях сохранения высокого качества среды обитания человека;

– участие в экологических экспертизах проектов, затрагивающих интересы населения.

Результаты работ по экологии человека обращены к политическим, хозяйственным руководителям, законодателям, к населению и общественным организациям. Антропоэкологическая информация должна помочь обеспечить улучшение качества среды, в которой живут люди, повысить уровень здоровья населения, его безопасность.

Рассмотрим два простых примера:

1. Руководство страны решает: построим много ГЭС – будет много электроэнергии, люди будут жить лучше. Потом оказывается, что ГЭС не только дает электроэнергию, но в результате ее строительства большое число людей выселили с их исконных земель, огромные площади заболотились, происходит размыв берегов, активизируются карстовые процессы и т.д.

2. Руководство региона решает: закроем экологически вредное предприятие и город станет чистым. Но сразу встает вопрос: а куда девать людей из этого чистого города, если закрытое предприятие было единственным источником заработка населения.

Эти примеры вовсе не означают, что не нужно строить электростанции или закрывать вредные предприятия. Но предварительно необходимо рассмотреть все нюансы проблемы – от чисто экономических, социальных, природоохранных до этнических, демографических и религиозных. Методы экологии человека позволяют рассмотреть все стороны проблемы и указать наиболее «слабые», недостаточно проработанные разделы того или иного проекта, осуществление которого может привести к негативным последствиям. Разумеется, один специалист-антропоэколог не способен решить все перечисленные проблемы. Но он может и должен в общем виде иметь представление обо всех смежных дисциплинах, знать их терминологию, основную справочную литературу, учреждения, ведущих специалистов. В случае необходимости он должен грамотно сформулировать запрос для получения нужной информации или консультации, пригласить для совместной работы именно того специалиста, который будет максимально полезен в данном конкретном исследовании.

Экология человека возникла на стыке нескольких «больших» наук, каждая из которых, в свою очередь, представляет собой ассоциацию научных направлений. Это и гигиена (на самом деле многочисленные разделы гигиены – общая, коммунальная, населенных мест, воды, воздуха, почвы, социальная, промышленная), это география (медицинская, физическая, экономическая, социальная, населения), биология (генетика человека, медицинская генетика, антропология, адаптология, патологическая физиология), демография, этнография, экономика, социология, история и другие науки. Изначальная неоднородность рассматриваемой дисциплины привела к тому, что в настоящее время в рамках экологии человека выделяется целый ряд разделов, таких как экология города, техническая экология, экологическая этика, этнографическая экология, психологическая экология, экология культуры, медицинская экология, экологическая генетика и т.д.

По мере своего развития круг исследований антропоэкологии расширяется, и она начинает заниматься вопросами роли и места человеческой популяции в биосфере, проблемами взаимодействия человеческого общества с другими компонентами окружающего мира. Современные экологические исследования показывают, что природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения требуется создание новых социально-экономических механизмов, направленных на сохранение экологического равновесия. Это привело к созданию еще одного направления – социальной экологии, рассматривающей человека в первую очередь как социальное явление, имеющее, однако, в том числе и биологические свойства.

Социальная экология занимается познанием основных закономерностей взаимодействия в системе «общество–природа–человек» и определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Социальная экология анализирует современные урбанистические сообщества, отношения людей в таком сообществе, влияние урбанизированной среды и среды, создаваемой промышленностью, а также систему ограничений, накладываемых антропогенными средами на различные типы социальных связей, например на семейные отношения. Сербский социолог Данило Ж. Маркович определяет социальную экологию как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа.

Возникновению социальной экологии предшествовало появление экологии человека, а поэтому часто термины «социальная экология» и «экология человека» употребляются в одном и том же значении, то есть ими обозначают одну и ту же дисциплину. Однако следует понимать, что социальная экология является самостоятельным научным направлением, несмотря на то, что она изучает те же процессы и явления, что и экология человека. В отличие от антропоэкологии, центральным понятием в социальной экологии является система «общество–природа–человек» как единое развивающееся целое.

Следует также отметить, что некоторые авторы (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин) сводят антропоэкологию исключительно к конструированию среды, по сути дела, к экономической географии. Не принимая в целом такого подхода, следует отметить важную роль географического фактора в экологии человека, который всегда «пропитывал» все сферы жизнедеятельности людей. На начальных стадиях развития человека географическая среда играла ведущую роль, но и сейчас ее роль значительна и требует пристального внимания при решении вопросов экологии человека.

Экология человека

Экологию человека можно рассматривать в качестве широкой экологической проблемы, как это делал, например, С. С. Шварц (1974), или как самостоятельную дисциплину (или ассоциацию дисциплин) в рамках общей науки об окружающей среде. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную “изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. Важная сторона экологии человека заключается в научно-практическом раскрытии закономерностей социально-экологического, производственно-хозяйственного освоения регионов планеты Земля, особенностей их преобразования по мере перехода биосферы в ноосферу, изучения естественно-исторических законов сохранения и развития здоровья людей в ходе такого освоения”.

Жизнедеятельность населения (его быт, труд, отдых, поддержание высокого уровня здоровья, демографическое поведение, семейные отношения, осознание своей духовной и политической независимости, социальный комфорт) во многом обусловлены качеством жизни населения и его важнейшей составной частью — качеством окружающей человека среды.

Экология человека рассматривает в качестве объекта изучения сложную природно-социально-демографическую территориальную систему — антропоэкосистему (см. соответствующую статью).

Для решения различных научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях — локальном, региональном и глобальном. Каждому из этих уровней соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов.

В исследованиях по экологии человека используются как субъективные оценки (например, результаты социологических опросов населения), так и объективные показатели: данные медицинской и демографической статистики, результаты обследования населения специалистами, материалы натурных наблюдений за факторами окружающей (природной, социально-экономической, техногенной) среды и результаты обработки экономико-статистических, географических, геофизических и т.д. сведений, полученных экономистами, природоведами, геофизиками и пр. В центре всех исследований по экологии человека находятся человеческие общности, поэтому очень важно правильно выбрать показатели, которые бы адекватно эти общности характеризовали. Таких показателей достаточно много: рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, возрастная и половая структура конкретной общности, ее образовательный ценз и профессиональный состав, уровень физического развития детей, нравственные принципы, социальная защищенность и в связи с этим ее политическое самосознание. Результаты всех процессов жизнедеятельности человеческой общности, ее взаимодействия с внешним миром сконцентрированы в демографическом поведении и популяционном здоровье. Измерение и ранжирование уровней здоровья различных популяций — задача весьма сложная, но в принципе разрешимая, особенно, если сочетать количественные показатели (рождаемость, стандартизованная смертность, инвалидность, заболеваемость и др.) с экспертными оценками.

Читайте также  Переработка отходов лесопиления и деревообработки

В исследованиях по экологии человека окружающую среду характеризуют преимущественно три группы факторов. Первая группа показателей позволяет оценивать природные условия изучаемых территорий и интегрируется комплексным показателем — уровнем комфортности природной среды для жизни населения. Вторая группа показателей характеризует степень загрязнения и деградации окружающей среды в результате техногенной экспансии на природную среду. Оценка всей совокупности показателей второй группы выражается через комплексный показатель — степень детериорированности жизненного пространства изучаемых общностей людей. Третья группа дает реальное представление о социально-экономической обстановке в регионе. Комплексная оценка очень большого числа социально-экономических факторов позволяет получить коэффициент или индекс социального благополучия населения.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов сложившихся в науках, на основе которых возникла экология человека, — демографии, социологии, природной и социальной географии, клинической и профилактической медицине, биологии, геофизике, биогеохимии и пр. Связаны эти столь разнообразные методы в единое целое системной ориентацией. В силу пространственной ориентированности применяемых в экологии человека методов и технических приемов, особая роль принадлежит картографированию. Карта используется от этапа сбора материалов и до передачи итогов работ заказчику.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

  • Экология современная
  • Экология человека в городе

Смотреть что такое «Экология человека» в других словарях:

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — комплексная наука (часть экологии социальной), изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения , сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей… … Экологический словарь

Экология человека — наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах (экономическом, техническом, физико техническом, социально психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его… … Википедия

Экология человека — наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающими их прир., соц., произв., экол. гигиен. факторами. Цель Э.ч. определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды… … Словарь черезвычайных ситуаций

экология человека — Изучение взаимодействия людей с природными, социальными и производственными объектами, и их воздействия на состояние и здоровье человека … Словарь по географии

экология человека — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN human ecology The study of the growth, distribution, and organization of human communities relative to their interrelationships with other humans and other species and with… … Справочник технического переводчика

экология человека — žmogaus ekologija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokslas, tiriantis žmogaus ir gamtos tarpusavio santykių dėsningumus, kuriantis priemones tokiam bendravimui optimizuoti. atitikmenys: angl. human ecology vok. Ökologie des… … Sporto terminų žodynas

Экология человека — Комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы человечества, его популяций и индивидуумов, влияние природной среды на человека и группы людей и разрабатывающая мероприятия по оптимизации этих… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — (human ecology) применение экологических принципов к пониманию пространственного распределения социальных групп и связей внутри них. Подход разработан ведущими социологами Чикагской школы Робертом Парком и Эрнстом Берджессом, которые использовали … Большой толковый социологический словарь

экология человека — наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия … Большой медицинский словарь

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — комплексная дисциплина, философско этическую основу которой составляет учение об органической включенности человека в окружающую среду и его моральном долге перед всеми живыми существами … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Экология человека: практикум для вузов

Практикум «Экология человека» содержит разработки лабораторных занятий и их теоретическое обоснование, список рекомендуемой литературы по каждой теме. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, может быть использовано также преподавателями вузов, учителями и учащимися средних специальных, инновационных и общеобразовательных учебных заведений.

Введение — Предмет экологии человека 1

Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды 1

Питание. Зависимость качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания 6

Общие закономерности адаптивного процесса 8

Показатели состояния здоровья населения 9

Генофонд человека и факторы среды 11

Социальные аспекты экологии человека 16

Экологические аспекты хронобиологии 17

Профилактика и коррекция дезадаптаций 19

Губарева Любовь Ивановна, Мизирева Ольга Михайловна, Чурилова Татьяна Михайловна
Экология человека: практикум для вузов

Предисловие

Социальное устройство современного общества, его прогресс во многом зависят от уровня образования и информированности населения о насущных проблемах человечества. В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый средообразующий фактор. В связи с этим изучение экологии человека стало необходимым условием формирования личности, воспитания правильного и бережного отношения к природе, рационального ее использования.

Анализ научной литературы позволяет полагать, что негативные тенденции в состоянии здоровья и динамике воспроизводства населения как в нашей стране, так и за рубежом, сохраняющиеся в течение двух последних десятилетий, по-видимому, обусловлены воздействием различных антропогенных факторов. Поэтому сегодня с особой остротой встает вопрос прогнозирования вмешательства человека в природную среду.

Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды позволит разработать научно обоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой, и оказать своевременное корригирующее влияние на состояние здоровья населения различных регионов нашей планеты.

Предлагаемая книга – первый опыт создания практического учебного пособия по новому курсу – «Экология человека». Курс избранных лекций по данной дисциплине вышел сравнительно недавно (Н.А.Агаджанян, В. И. Торшин, 1994). Данное учебное пособие в определенной мере соответствует вышеуказанному теоретическому курсу, содержит разработки лабораторных занятий и их теоретическое обоснование, список рекомендуемой литературы по каждой теме. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями и учащимися средних специальных и общеобразовательных учебных заведений, центров по экологическому образованию и воспитанию.

Введение
Предмет экологии человека

Цель: сформировать представление об экологии человека как о комплексной междисциплинарной науке, определяющей пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире.

Теоретическое введение

1. Что является предметом изучения экологии человека?

2. Какова история развития экологии человека?

3. Какое место занимает экология человека в системе наук?

4. Какими методами пользуется наука «экология человека»?

5. Как осуществляется взаимосвязь человеческих групп с окружающей средой?

Впервые термин экология человека появился в 1921 г. в работе американских исследователей Р. Е. Парка и Э. В. Берджеса, которые использовали его в социологических исследованиях.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Не утратило актуальности и краткое, но емкое определение экологии человека, данное в первой половине века.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, – условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов не может изучаться в отрыве от человека, человеческих популяций, человечества в целом.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня – от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В. И. Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.

В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

Экологию человека рассматривают как аналог аутэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы со средой жизни. Многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н. Ф. Реймерса, разделение этих дисциплин проще всего произвести по дуалистическим качествам самого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе – это экология человека; когда рассматривается социальный ряд – личность, семья и т. д. – это социальная экология; объединение научных отраслей, изучающих связь личности, семьи и других социальных групп с природой и социальной средой – это есть синэкология человека.

Для объединения экологии человека и социальной экологии может служить термин «социально-экономическая экология человека», или «антропоэкология». Глобальная экология человека исследует взаимосвязь «природа – человеческое общество» в планетарном масштабе. К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние на человека культурной среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы). В последнее время возникло понятие «экология духа», включающее среду морали, воззрений, духовности человека. Здесь смыкается цикл естественно-научных и гуманитарных знаний на философском уровне.

Экологию человека на всех стадиях исторического развития интересует следующее:

1) численность отдельных общностей людей и всего человечества;

2) возрастная и половая структура общностей;

3) уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

4) специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

5) тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

6) система расселения;

7) культурные и гигиенические навыки.

Анализ указанных выше характеристик позволяет получить знание некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. – М.: 1994.

2. Географические аспекты экологии человека. – М.: 1975.

Читайте также  Как утилизировать старую бытовую технику?

3. Предмет экологии человека: в 2 ч. – М.,1991.

4. Проблемы экологии человека. – М.: 1986.

5. Экология человека. Основные проблемы. – М.: 1988.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды

Тема: Влияние абиотических факторов на организм человека

Цель: определить адаптивные возможности к низким температурам у студентов из разных климатических зон или разного социального происхождения. Выявить, какие абиотические факторы среды влияют позитивно, а какие – негативно на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека в данном регионе.

Оборудование: лед, вода, секундомер, фонендоскоп, аппарат для измерения артериального давления, кристаллизатор.

Предмет, задачи и проблемы экологии человека

Экология человека — это наука, изучающая закономерности воз­действия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, ре­лигию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так­же причины их возникновения.

Объектом изучения эколо­гии человека служит антропоэкосистема — пространственное под­разделение среды обитания человека. Оно характеризуется сход­ством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятель­ности населения. Иными словами, антропоэкосистема это — система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем — город и окружающая его сельская местностью.

Цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оп­тимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение населения и нарушение его здоровья.

Теоретически и прак­тически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика.

Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии поня­тия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжи­тельность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоро­вья и жизнеспособности населения того или иного региона.

Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тес­ном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало созда­ние в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования ин­формации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, бота­никой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный пере­чень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый спе­циалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельно­стью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие экологии человека с другими науками.

В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания.

Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок.

Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценива­ние нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

Один из видов оценивания нашел свое воплощение в методе балльных оценок, который широко применяется в исследованиях по охране окружающей среды и рациональному природопользо­ванию, оценке природных условий жизни населения, в медицине и т.д. Преимущество таких оценок состоит в том, что они придают гро­моздким словесным характеристикам, содержащим в себе некое сравнение с эталоном, числовую форму выражения и это делает их более универсальными, удобными для дальнейшей обработки. Уже привычными стали шкалы балльных оценок землетрясений и штормов, а ведь за каждой градацией стоит довольно подробное описание характера и силы разрушений, производимых тем или иным стихийным явлением.

Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблем­ных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Таксонирование бывает нескольких видов. Наиболее простой — ареалирование, позволяющее в простран­стве и на карте выделять территорию распространения какого-либо явления, например, ареал клещевого энцефалита. При этом в общий контур заключены все территории, где встречается кле­щевой энцефалит. Следующий вид — районирование, т.е. выделе­ние индивидуальных (неповторимых во времени и пространстве) территориальных единиц.

Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны ок­ружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осу­ществления социально ориентированной экономической полити­ки, градостроительного проектирования и т.д. В качестве примера таксонирования можно привести деление городских агломераций на типологические (иными словами, сходные по одному или нескольким призна­кам) комплексы: индустриальные районы, в которых сосредоточено большинство промышленных предприятий; так называемые «спальные районы», где преимущественно находится жилая застройка и предприятия сферы обслуживания населения — детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.д.; центральные районы с расположенными в них куль­турно-просветительными учреждениями, органами государствен­ного, областного и городского управлений; города-спутники со своими индустриальными, жи­лыми микрорайонами, культурно-торговыми центрами; пригородные лесопарковые районы.

Совершенно иной принцип заложен в муниципальном райо­нировании. Это районирование выполнено в целях облегчения административного управления. Для этого город делят на округа — Центральный, Северо-Восточ­ный, Южный, Юго-Западный и т.д.

В пределах всей России можно выделить аграрные, индустри­ально развитые, аграрно-индустриальные территории. Это будет типологическое таксонирование. Но Россия разделена и на круп­ные экономические районы (так называемое районирование Гос­плана), по которым до 2000 г. собиралась и публиковалась государ­ственная статистическая информация. В настоящее время информа­ция обобщается по семи федеральным округам — Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Си­бирскому и Дальневосточному. Вообще любую территорию для удобства изучения или управления можно делить по любым при­знакам или сочетанию признаков.

В экологии человека широко используются ме­тоды моделирования или построения различных моделей, ими­тирующих антропоэкологические процессы или явления.

Модель — один из важнейших инструментов научного познания. Она представляет собой условный образ и конструируется иссле­дователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.), существенные для цели исследования. Модель имеет практиче­ское значение при условии, что ее анализ более доступен иссле­дователю в соответствии с имеющимися у него средствами, чем непосредственное изучение объекта. При этом применяются са­мые разные модели — картографические, графические, матема­тические, физические.

Яркий пример компьютерного моделирования — модель воз­можных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на ос­нове этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат — «ядер­ная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Уче­ные сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и это­му обстоятельству человечество смогло избежать роковой пропасти.

При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно мо­гут быть использованы дистанционные методы и приемы иссле­дования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно исполь­зуются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеоро­логии и т.д.

С помощью дистанционной информации (в сочетании с на­земными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяй­ство, структура территориальной организации общества, природ­ные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в разви­тии этих явлений и процессов.

В итоге исследований с использованием перечисленных мето­дов может быть получена достаточно полная антропоэкологическая оценка территории. Совершенно очевидно, что за этим стоит огромная и очень сложная работа по сбору фактического мате­риала, его анализу, осуществлению процедуры сопоставления результатов, полученных разными специалистами различными методами. При этом обычно не только привлекаются материалы, относящиеся к изучаемым регионам, но и обязательно изучает­ся мировой опыт.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение дисциплине «Экология человека».

2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины?

3. Каковы цели и задачи экологии человека?

4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение?

5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека?

6. Каковы пути решения антропоэкологических задач?

7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии?

8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование.

9. Какова роль картографического метода в исследованиях по эколо­гии человека?

10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры.

11. Какие виды моделирования вы знаете?

12. В чем различие между материальными и электронными моделями?

13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядер­ной зимы»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: