Как правильно утилизировать автомобиль? - OXFORDST.RU

Как правильно утилизировать автомобиль?

Утилизируем автомобиль без неприятных последствий

Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД.

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

Автомобиль продается в рамках исполнительного производства: платить ли транспортный налог?

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса — до 3,5 т. согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД её не получится.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию, а автомобилист покупает новое со скидкой. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля — более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

После утилизации водитель получит свидетельство и акт, затем собственник передает эти документы и ПТС в автосалон, где ему предлагают скидку на новый автомобиль. Она будет зависеть от марки и типа утилизируемой машины, а также от приобретаемой модели. Более подробно с условиями утилизации и льготами на новое транспортное средство можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров.

Для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об её реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Так, если автомобилист предоставит справку об утилизации машины в автосалон «Nissan», то может выбрать скидку 30 000 руб. на новый авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2 % годовых по кредиту. А производители машин «Hyundai», УАЗ предлагают скидку 50 000 руб., KIA — 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину на утилизацию и купит новую.

Включается ли амортизация по автомобилю ИП в профессиональный вычет?

При этом юристы советуют не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, мужчина обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Он пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил её утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии мужчина выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, истцу пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому он просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

Собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

В судебном заседании судья изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ истца составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал истцу. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

Правила уплаты транспортного налога в 2021 году

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с мужчины транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал ещё в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Просто так снять авто с учета по утилизации нельзя — нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за её продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД.

Судья запросила сведения о регистрации авто. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации онне сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.

Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:

  1. физический износ транспортного средства;
  2. повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
  3. стихийное бедствие (пожар, наводнение);
  4. прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.

Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:

  1. принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
  2. согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
  3. отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
  4. демонтаж и утилизация автомобиля;
  5. оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
  6. снятие автомобиля с учета;
  7. передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.

Эта комиссия обладает следующими полномочиями:

  1. комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
  2. определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
  3. устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
  4. определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
  5. устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
  6. осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
  7. формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.

Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля

Читайте также  Куда утилизировать ртутный градусник?

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
  2. заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
  3. перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
  4. инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
  5. выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
  6. копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. акт о списании транспортного средства;
  9. фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.

При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:

  • технического паспорта;
  • свидетельства о регистрации;
  • документа о прохождении последнего технического осмотра;
  • заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения — копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.

Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Передача сведений об автомобиле в Росимущество

По окончании всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Как сдать машину в утилизацию правильно

У любой машины со временем истощается ресурс ввиду давности её выпуска, интенсивной эксплуатации, участие в ДТП и других причин. Машина не просто не эксплуатируется, но еще и требует определённых расходов. Естественно, у владельца возникает вопрос: как избавиться от нее? Утилизация не только решает этот вопрос, но в некоторых ситуациях позволяет получить выгоду.

Что такое утилизация

Это фактическая безопасная ликвидации машины и снятие её с учета в ГИБДД. Другими словами, сдача транспорта в металлолом и исключение из базы данных ГАИ сведений о машине, о собственнике и пр.

От чего избавляет уничтожение машины

После утилизации автомобиля прекращается:

  • начисление транспортного налога;
  • необходимость прохождения техосмотров;
  • обязанность оформления полисов ОСАГО;
  • имущественные риски. Например, самовозгорание автомобиля, приводящее к обгоранию других машин и дворового имущества;
  • возможные штрафные санкции за дворовую парковку, нарушение экологических норм, пожарной безопасности и пр.

Кроме того, владелец может навести порядок в гараже, даче, где раньше размещался автохлам.

Порядок утилизации

Прежде чем задаться вопросом, как сдать машину на утилизацию, нужно узнать какие существуют её виды:

  • как способ уничтожить автомобиль;
  • как возможность участвовать в государственной программе утилизации.

Просто утилизация

Существует несколько этапов:

  • Найти специализированную компанию. Практически в любом городе есть фирмы со своими эвакуаторами, утильплощадками, спецтехникой, которые на основании лицензии занимаются переработкой автомашин в отходы. И чтобы определитьсякуда сдать машину на утилизацию достаточно найти в Интернете рекламную информацию о таких местных фирмах. Там будет адрес и контактный телефон.
  • Заключить договор с организацией-утилизатором. Для этого утилизатору предъявляется:
    • сам автомобиль,
    • технический паспорт на него;
    • гражданский паспорт владельца.
  • Получение свидетельства об утилизации. После подписания договора, обычно в этот же день подготавливают и утилизационный пакет. В него входят:
    • свидетельство об утилизации;
    • акт приема автомобиля компанией для уничтожения;
    • акт комплектности колесного транспорта (то есть пригодность к переработке);
    • акт передачи утилизатору лома после переработки автомобиля;
    • копии лицензии утилизатора.
  • Снятие автомобиля с учета в ГИБДД. Раньше в госавтоинспекцию можно было обращаться до явки к утилизатору. С 10.07.2017 г. прекращать регистрацию возможно после сдачи транспорта в утиль. Гражданин представляет в МРЭО:
    • заявление на снятие машины с учета;
    • утилизационное свидетельство;
    • ПТС на автомобиль;
    • свой паспорт;
    • государственные регистрационные знаки.

Госпошлина за снятие не платится.

Соответственно снятие производится без машины и осмотров.

По результатам данного мероприятия уже бывший собственник получает на руки справку о снятии авто с учета или карту учета транспорта. Указанные документы должны иметь подпись сотрудника ГИБДД и печать.

На этом процедура заканчивается.

По идее, ГИБДД само информирует налоговую инспекцию о снятии машины для прекращения начисления налогов. Именно с месяца снятия с учета прекращается налоговое бремя. Но если начисления будут продолжаться, то нужно обращаться в налоговую лично с документом из ГИБДД и настаивать на перерасчете.

Заявление о снятии с учета

Бланк заявления утилизации автомобиля можно скачать на сайте ГИБДД.

Составить заявление не представляется сложности. В заявлении нужно указать:

  • название подразделения ГИБДД, куда сдаются документы;
  • ФИО заявителя (собственника или представитель);
  • подчеркнуть формулировка причины прекращения регистрации ТС (в связи с утилизацией);
  • данные о машине (вносятся из паспорта ТС) марка, модель, VIN-код, регистрационные знаки, год выпуска;
  • данные о собственнике и представителе заявителя (если заявление подается не самим собственником);
  • дата и подпись автовладельца (или его представителя);
  • прочие сведения (в том числе, проверка по автоматизированным данным, перечень документов от заявителя, принимаемое по существу решение и др.) заполняется работником ГИБДД.
Читайте также  Что можно переработать вторично?

Образец заявления на утилизацию автомобиля в ГИБДД можно увидеть на стендах любого МРЭО. Также смотрите образец в здесь:

Страница №1 Страница №2 Страница №3

Заполнять графы и раздела заявления можно синей авторучкой или набрать на компьютере и распечатать на принтере.

Прекращение регистрации в ГИБДД через Интернет

Обратиться в ГИБДД и подать заявление на утилизацию автомобиля можно через портал Госуслуг. В портале нужно иметь свой личный кабинет, то есть быть зарегистрированным.

В ресурсе поэтапно выбираются разделы:
«Категория услуг» ➡ ️»Транспорт и вождение» ➡ ️ «Регистрация транспортных средств и прицепов к ним» ➡ ️ «Снятие ТС с учета при утилизации или вывозе за границы РФ» ➡ ️»Снятие с регистрационного учета автомототранспортного средства в связи с утилизацией» ➡ ️»Получить услугу«.

Далее появляются электронные поля, которые нужно заполнить:

Затем будет предложено выбрать ближайший отдел ГИБДД, дата и время явки для предъявления документов «вживую».

Участие в госпрограмме

Процедура, в принципе такая же. С небольшими дополнениями.

После снятия авто с регистрации дилеру предоставляется:

  • справка ГИБДД (или карточка учета ТС, или ПТС с отметкой ГИБДД по выбору автовладельца);
  • пакет от утилизатора (акты, копии лицензий). Ранее фирмы-утилизаторы выдавали утилизационный сертификат.

На основании полученных документов делается скидка на новый автомобиль отечественного автопрома (и некоторые зарубежные бренды) от 50 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от класса ТС. Скидки на БУ-автомобили не предоставляются.

Сдать машину по программе утилизации может только собственник утилизируемого авто. Им может быть и физическое и юридическое лицо.

Перед тем как утилизировать автомобиль нужно оговорить с дилером вопрос предстоящих действий. Нередко продавец нового авто (дилер) предлагает за символическую плату, ориентировочно 3000 руб., самостоятельно заняться вопросом ликвидации автомобиля. Для этого от собственника потребуется выдача нотариальной доверенности на указанные действия.

Цена утилизации

Сколько же стоит услуга. Утилизация услуга платная. Варьируется от 3 000 до 10 000 руб. в зависимости от вида ТС, необходимости эвакуации и пр. Однако в процессе переработки образуется лом металла, который стоит денег. Именно он и покрывает расходы владельца машины. А зачастую еще и остаются средства в пользу собственника машины.

Бесплатная утилизация предусмотрена для автомобилей, за который уплачен утилизационный сбор. Этот сбор введен в действие с 01.09.2012 года. Поэтому до этого времени он не уплачивался ни на новые машины, ни на ввезенные из-за рубежа.

Сбор оплачивают отечественные производители или лица, которые растомаживают иномарки при ввозе в Россию.

Сведения об утилизационном сборе можно увидеть в ПТС.

Какой транспорт подпадает под утилизацию

О том какие машины можно сдать в переработку утилизатора не особо интересуют. То есть это может быть транспорт отечественный и зарубежный, легковой и грузовой, даже автобусы, за исключением отдельной спецтехники и тракторов.

Не важно и техническое состояние, то есть на ходу или нет.

Единственное на что он обратит внимание это комплектность автомобиля:

  • кузов,
  • мотор;
  • коробка передач;
  • колеса и пр.

Куда больше требований, если утилизация проходит по госпрограмме. Тогда нужно учитывать следующее:

  • автомобиль должен быть старше 10 лет;
  • находится у последнего собственника не менее 1 года;
  • снятие с учета не ранее 01.01.2016 г.

Собственников интересует! Если автомобиль моложе 10 летнего возраста, но находится в абсолютно непригодном состоянии (например, сгорел или не подлежит восстановлению после ДТП), может ли он участвовать в госпрограмме? К сожалению, нет. Такой автомобиль (или его останки) утилизируются в общем порядке. Собственник лишь может получить страховое возмещение (если было страхование) и компенсацию за сданный лом.

Госпрограмма не содержит запретов на то сколько машин можно сдать по утилизации. Однако накапливание скидок недопустимо. Это значит на одну покупаемую машину можно получить скидку от одной утилизации.

Какие виды прекращения регистрационного учета

Автомобиль также можно снять с учета без утилизации, когда:

  • был угон;
  • совершена продажа, а новый собственник по истечению 10 дней не ставит автомобиль на учет;
  • транспорт бесследно пропал, например, во время стихийного бедствия.

Чтобы прекратить регистрацию машины в таких случаях. Достаточно в МРЭО:

  • сдать заявление на прекращение регистрации;
  • предъявить паспорт гражданина;
  • предоставить ПТС.

Другие документы и действия совершать не нужно.

Казалось бы, так проще сделать, если человек не собирается участвовать в госпрограмме. То есть не платить за утилизацию, не собирать документы и т.д. Однако такое поведение будет являться административным нарушением – штраф до 2 000 руб., а также аннулирование снятия машины с учета.

Поэтому придется сдать машину в утилизацию за деньги и потратить немного своего времени.

Действия вместо утилизации

Некоторые утилизаторы выкупают автомобили по бросовой цене. То есть это обычная купля-продажа. После этого утилизатор либо продает автомобиль по запчастям либо восстанавливает его работоспособность и продает затем на автомобильном рынке дороже, чем приобретал.

Подобные действия предлагают и дилеры. В рамках госпрограммы «Трейд Ин». Допустим, автомобилю менее 10 лет, но старше 6 лет, то есть его утилизировать нельзя. А вот сдать по «Трейд Ину» и получить скидку можно.

Последствия утилизации

Если собственник передумает и захочет восстановить учет машины.

Например, машину утилизировали документально (то есть физически она сохранена). И нашелся желающий купить автомобиль за хорошую цну, но как автосредство с правом ездить по дорогам.

Процедура отмены или восстановления учета после утилизации не предусмотрена.

Единственным выходом это доказать в суде, что утилизация была фиктивной, соответственно и прекращение учета неправомерно.

Покупая машину на вторичном рынке, рекомендуется проверять её через сайт ГИБДД об утилизации, вводя VIN-код или номер кузова.

Трудности

Часто водители стареньких иномарок продают этот транспорт по запчастям. А остатки пытаются сдать в переработку. Так называемая частичная утилизация. Это не разрешено. И если утилизатор откажется принимать такое авто, то вопрос зависает на неопределенный срок.

В такой ситуации нужно искать сговорчивую фирму, возможно и в другом населенном пункте. Для служащих ГИБДД, а также для автодилера не принципиален вопрос, где сдать машину на утилизацию собственнику. Главное, чтобы утилизатор был аккредитованной организацией и выдал правильно составленные документы.

Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты

То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.

Торг здесь неуместен

Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.

Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.

А где утилизация-то?

Все ненужное — на слом!

На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.

Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.

Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.

Альтернативная история

Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.

Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.

Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.

Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.

Страна стихийных свалок

У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».

Читайте также  Аспирация воздуха на производстве

А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпро­грамма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.

По мелочи

Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.

Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.

Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 руб­лей. При сдаче в цветной лом алюми­ний идет по цене до 110 рублей за килограмм.

Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.

Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 руб­лей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.

Утилизация автомобиля

Утилизация автомобиля — это крайне полезная и необходимая вещь в современном мире. Старые, непригодные для передвижения автомобили, брошенные на частных или общественных территориях, не только портят внешний вид, но и оказывают негативное воздействие на экологию: частицы ржавого кузова и куски лакокрасочного покрытия загрязняют почву, а подтекающие технические жидкости с осадками попадают в подземные воды и отравляют их. Именно такие транспортные средства и подлежат утилизации. Однако прежде чем уничтожить автомобиль, следует знать, из каких этапов состоит этот процесс и какие документы для этого потребуются.

Что такое утилизация автомобиля

Утилизация автомобиля – безопасное уничтожение транспортного средства с последующей переработкой полученных материалов для использования в промышленности. Обычно состоит из нескольких этапов:

  • освобождение от технических жидкостей (бензина, тосола, масла) путем сливания, разрыва шлангов и пневматической продувки;
  • разбор ТС на детали;
  • сортировка деталей по материалу (металл, пластмасса, стекло, резина, материал, кожа);
  • уничтожение материалов по соответствующей технологии, прессование металла;
  • дальнейшая переработка каждого отдельного материала.

В редких случаях автомобиль без разборки загружают в пресс, максимально сжимают и направляют на дробление и дальнейшую переработку.

Зачем утилизировать старые и новые машины

Автомобили, побывавшие в эксплуатации, утилизируют по следующим причинам:

  • при достижении предельного физического износа;
  • после ДТП или повреждения, в случае, когда транспортное средство не подлежит восстановлению;
  • по программе утилизации автомобилей, позволяющей получить скидку при покупке нового автомобиля.

Новые автомобили утилизируют:

  • при любых повреждениях, полученных в результате транспортировки с завода;
  • опытные образцы моделей;
  • транспортные средства, выпускаемые для краш-тестов;
  • выставочные модели по окончании срока регистрации;
  • ТС, имеющие заводской брак;
  • автомобили, не соответствующие разрешенному экологическому классу.

Также нередко утилизируют новые исправные автомобили, модель которых устарела и не пользуется спросом потребителей.

Порядок действий

Процедура утилизации машины состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

  • выбор компании, имеющей лицензию на утилизацию отходов – их полный перечень можно получить в ГИБДД или автосалоне;
  • составление договора на уничтожение ТС;
  • получение квитанции и оплата утилизационного сбора, если это необходимо;
  • доставка транспортного средства в пункт утилизации на эвакуаторе или самостоятельно, если такое передвижение не противоречит ПДД;
  • физическое уничтожение транспортного средства;
  • получение свидетельства об утилизации;
  • подача заявления в подразделение ГИБДД о снятии транспортного средства с учета лично или через сайт Госуслуг;
  • сдача государственного регистрационного знака или подача заявления о его резерве;
  • получение подтверждения о снятии транспортного средства с учета.

Какие понадобятся документы

Составление договора и дальнейшая утилизация автомобиля производится на основании предоставленных документов:

  • паспорта гражданина РФ;
  • паспорта транспортного средства.

Представители компании по переработке отходов при появлении спорных вопросов могут и имеют право запросить и другие документы, идентифицирующие транспортное средство или его владельца. При этом важно знать, что при совершений действий по утилизации автомобиля представителем собственника, доверенность на его деятельность должна быть заверена нотариально.

В случае, когда документы на утилизируемый автомобиль утеряны, в первую очередь необходимо обратиться в любое подразделение ГИБДД для их восстановления.

Как снять машину с учета при утилизации

Снятие автомобиля с государственного учета – полное удаление записи из реестра и ее перенос в архив. В соответствии с п.71 «Правил государственной регистрации ТС…», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. №1764, транспортное средство, подлежащее утилизации, снимается с учета в ГИБДД только после его физического уничтожения, подтвержденного актом, справкой или свидетельством.

Таким образом, сначала автомобиль надо сдать на утилизацию, получить справку об утилизации авто, а потом обратиться в подразделение ГИБДД, где необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • заявление на резерв регистрационных знаков (при необходимости);
  • паспорт владельца ТС;
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • документ об утилизации.

ПТС и СР подлежат сдаче в инспекцию, а государственный регистрационный знак, в соответствии с п.44 и 45 «Правил регистрации…», может быть сохранен за владельцем в течение одного календарного года для установки на новое транспортное средство. По окончании срока – номер переходит в резерв ГИБДД и подлежит выдаче любому другому собственнику.

Стоимость утилизации

Плата за уничтожение автомобиля, произведенного до 2012 г., рассчитывается по формуле:

Базовая ставка * Коррелирующий коэффициент, где

  • ставка – размер платы, установленный и утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291;
  • коэффициент – величина, зависящая от объема двигателя, закреплена в приложении к постановлению № 1291.

Таким образом, утилизационный сбор за уничтожение легкового автомобиля ранее 2012 года выпуска, независимо от объема двигателя, принадлежавшего физическому лицу и не используемого в коммерческих целях, составит:

20 000 * 0,26 = 5 200 руб.

Утилизационный сбор включен в стоимость любого транспортного средства, выпущенного в 2012 году и позднее, о чем в ПТС, в графе «Особые отметки», должна быть сделана соответствующая запись.

Покупка нового автомобиля по программе утилизации

Программа утилизации – федеральный проект, призванный поддержать производителей и снизить количество устаревших автомобилей на дороге, тем самым повышая безопасность дорожного движения.

Суть программы заключается в следующем: за приобретение нового транспорта, при сдаче старого автомобиля на переработку, владельцу предоставляется скидка в размере 50 000 – 350 000 рублей.

Процесс выглядит следующим образом:

  • покупатель выбирает марку и модель автомобиля в салоне, представители которого обязаны предоставить полный перечень заводов-изготовителей, участвующих в программе;
  • специалисты проводят оценку старого автомобиля с учетом его дальнейшего использования – ремонта и перепродажи (trade-in) или утилизации;
  • определяется конечная сумма скидки, выдается сертификат на покупку;
  • согласно договору, заключенному между покупателем и автосалоном, бывший в эксплуатации автомобиль направляется на утилизацию самим владельцем или передается специалистам, которые утилизируют его самостоятельно;
  • покупатель снимает ТС с учета в ГИБДД и предоставляет документы в салон;
  • происходит оформление документов на новый автомобиль с учетом скидки, полученной по программе утилизации.

Регистрация нового транспортного средства в подразделении ГИБДД проводится собственником или при помощи дилера автосалона.

Можно ли купить утилизированный автомобиль

Поскольку утилизация – процесс физического уничтожения, купить утилизированный автомобиль не представляется возможным.

Однако важно знать, что до 2017 года процесс утилизации выглядел следующим образом: сначала автомобиль снимался с учета в ГИБДД, затем отправлялся на разбор или под пресс. В некоторых случаях владельцы таких автомобилей просто оставляли списанное транспортное средство на личное хранение. Купить такой автомобиль можно, но восстановление государственного учета происходит только по решению суда, обратиться в который должен предыдущий владелец.

В случае, когда покупатель представляет автомобиль, который, согласно документам, был отправлен на утилизацию позже 2017 года – налицо схема действия мошенников.

Если под «утилизацией» понимать процесс снятия транспортного средства с учета, то в этом случае следует знать, что восстановление записи из архива может быть выполнено только по решению суда, в случае ошибочных или неправомерных действий. После повторной регистрации ТС, с ним можно совершать любые юридические действия.

В случае прекращения государственного учета в случае угона или другой причины невозможности эксплуатировать автомобиль, запрет на участие в дорожном движении снимается по заявлению собственника в ГИБДД. Такой автомобиль можно купить или продать.

Понятие о прекращении государственного учета и снятии ТС с государственного учета имеют существенные различия и определены Федеральным законом от 03.08.2018 г. №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ…».

Как восстановить документы на утилизированный автомобиль

Поскольку утилизированный автомобиль направляется на переработку, его технический паспорт подлежит уничтожению. К тому же, в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №283, любые регистрационные действия в отношении автомобилей, снятых с учета после утилизации, категорически запрещены.

Можно ли ездить на утилизированном авто

Поскольку утилизированного автомобиля не существует, то и передвигаться на нем не представляется возможным.

Также быть участником дорожного движения не могут автомобили, регистрация которых прекращена или заархивирована.

Процесс утилизации транспортного средства не отнимает много времени и сил. Главное – правильно и без исправлений заполнить заявления и предоставить необходимые документы в пункт утиля и ГИБДД. Физическое уничтожение старого автомобиля позволит не только освободить место в гараже, но и избавит от лишних расходов – платы по страховке и налогам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: