История возникновения земли для детей - OXFORDST.RU

История возникновения земли для детей

«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия)

Оксана Шестова
«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия)

Цели: познакомить с историей возникновения Земли, уточнить и систематизировать знания детей о смене дня и ночи; упражнять детей в правильном произношении, как знакомых, так и новых слов, продолжать работу над лексическим значением слов, развивать монологическую речь, пополнить словарь такими словами, как «планета», «орбита», «солнечная система», «сутки», «глобус», ввести названия планет солнечной системы, дать четкое понятие о местонахождении Земли в солнечной системе, знакомство с глобусом, прививать любовь ко всему, что окружает нас, учить беречь и сохранять то, что имеем.

Материалы: рисунок солнечной системы, изображение Земли из космоса, парад планет; глобус, фонарик, фигурка из пластилина

Ход занятия:

— Ребята, где мы все вместе живём?

— Как можно назвать это место?

— Мы с вами живем на планете Земля.

— Как вы думаете, ребята, когда появилась наша планета?

— Может быть, кому-нибудь из вас рассказывали родители, как появилась Земля?

Земля появилась очень давно, несколько миллиардов лет назад. Ученые предполагают,что произошел взрыв в космосе: столкнулись звёзды, метеориты, отделились небольшие кусочки, некоторые из них сгорели, а некоторые так и остались летать в космосе. Одним из таких горячих кусков была совсем молодая наша планета. Земля двигалась вокруг большой звезды – Солнца. Как вы думаете, почему она не улетела в другое место?

Солнце, как большой магнит, притягивает все, что приближается к нему близко, но Земля тоже магнит, и поэтому она не столкнулась с Солнцем. Вот так и двигалась наша планета вокруг солнца.

— Как вы думаете, летают ли вокруг Солнца ещё планеты?

— Вокруг Солнца двигаются 8 планет, а совсем недавно ученые-астрономы считали, что таких планет 9. (вывешивается рисунок солнечной системы) Всёвместе: Солнце, планеты – образуют солнечную систему. Почему именно солнечную, а не земную или лунную?

— Правильно, потому что все планеты вращаются вокруг солнца.

— Эти планеты имеют свои названия и орбиты. Орбита – это путь планеты, с которого она не может сойти. Планеты солнечной системы движутся вокруг Солнца.

— Посмотрите внимательно на изображение солнечной системы. Я назову и покажу вам планеты в направлении от солнца. Самой ближней планетой является Меркурий, за ней расположена Венера, далее идет наша планета Земля (она третья от Солнца). После расположился Марс – красная планета, за ним большой Юпитер. Вслед за Юпитером орбита Сатурна – планеты, у которой есть тончайшие газовые кольца. После расположены Уран и Нептун. А самым последним на рисунке изображён Плутон, которого до последнего времени считали планетой, но ученые доказали, что он является спутником. Ребята, кто из вас запомнил, на каком месте от Солнца расположена планета Земля?

— Покажите её. (вызывается несколько детей к доске)

— Ребята, я забыла как называются Солнце и планеты все вместе. Подскажите мне.

— Правильно, солнечная система. А почему именно солнечная, а не какая-нибудь иная?

— Ребята, планеты движутся вокруг Солнца за определённое время. Как вы думаете, как называется этот отрезок времени?

— Этот отрезок времени называется – год. Год нашей планеты длится 365 суток.

— У каждой планеты год длится разное время. Но бывает такое совпадение, когда можно наблюдать даже невооруженным глазом на небе сразу все планеты. Это называется парад планет. Посмотрите на этот снимок, здесь изображён парад планет. Также на разных планетах по-разному длятся и сутки.

— А что такое сутки?

— Сутки — это смена дня и ночи. Земные сутки равны 24 часам. Посмотрите, что у меня есть. Это глобус — модель Земли, ее уменьшенная копия. Какой он формы?

— Правильно. Глобус, как и наша планета имеет форму шара. Какие цвета использовали, чтобы раскрасить глобус?

— Как вы думаете, что изображено синим цветом? желтым? коричневым? зеленым?

— На глобусе точно изображены страны, реки, моря и суша. А как вы думаете, зачем люди придумали глобус?

— Люди накопили много знаний о нашей планете, но никто раньше не мог увидеть ее сверху, полностью. Раньше люди еще не летали в космос. А как выглядит Земля хотели знать многие. Так был придуман и создан глобус. Но глобус нужен не только для развлечения, но и для учения. С помощью него изучают материки и океаны. Проводят исследования и делают опыты.

— У меня есть фонарик. Давайте и мы с вами проведем опыт. Представьте, что фонарик — это Солнце. Поставим пластилиновую фигурку на глобус. Посветим фонариком на глобус. Там, где светло — день, там, где темно — ночь. Но наша планета крутится не только вокруг Солнца, но и вокруг самой себя. Давайте будем медленно крутить глобус. Смотрите,сто получается: день сменяет ночь. Наш человечек попадает из дня в ночь и снова в день.

— Посмотрите внимательно на глобус. Какие маленькие моря, океаны, острова и материки. А в действительности они такие же маленькие?

— Как вы думаете, сложно или легко уничтожить нашу планету? Она ведь такая огромная.

— Хотя наша планета и огромная, ее совсем не сложно «убить». Человек для своего удобства строит заводы, фабрики, вырубает леса и осушает болота. Он не задумывается о пртицах, насекомых, зверях. Заводы работают, машины ездят, дым и копоть губят наш воздух и растения. И много из того, что делает человек, губит природу, а значит и нашу планету. Если люди не будут заботиться об окружающем нас мире, то планета наша может вскоре погибнуть.

— Ребята, а что надо делать, чтобы наша планета не погибла?

— А что можете сделать вы?

— Сегодня вы узнали очень много о нашей планете. Почему система, в которой находится наша планета, называется солнечной?

— Почему планеты солнечной системы не сталкиваются с Солнцем и друг с другом?

— Как называется уменьшенная копия нашей планеты?

— Зачем создали глобус?

— Закончить наше занятиея хотела бы отрывком из стихотворения:

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус — шар земной,

Такой перкрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

«Солнечная система» Оформление «Солнечная система» для познавательного уголка в подготовительной к школе группе. Благодаря такому наглядному оформлению дети.

Проектная деятельность в детском саду. Информационное описание проекта «Гости с далёких планет». Информационное описание проекта «Гости с далёких планет». Проект творческий, средней продолжительности (1 месяц, совместный с родителями.

История планеты Земля от ее рождения до наших дней

Наша прекрасная сине-зеленая планета, наполненная жизнью, Земля, не всегда была такой же в прошлом. От огненного шара до ледяного шара Земля прошла долгий путь, пока глаза первого человека не открылись, чтобы взглянуть на эти чудеса.

Земля — ​​одна из скалистых планет в нашей солнечной системе. По оценкам, Солнечная система сейчас находится в разгар своей жизни, что означает, что еще через 4,5 миллиарда лет наступит конец Земли, как и всех живых существ, населяющих ее. Кто знает, будет ли человек существовать к тому времени.

По сравнению с долгой жизнью Земли люди жили всего несколько десятых секунды. История Земли начинается с насильственного, удушающего и ядовитого прошлого, несовместимого с жизнью. Этот аспект нашей планеты, без сомнения, был бы очень недружелюбен к нам, и он был больше похож на ад, которым сегодня является Венера.

По прошествии сотен миллионов лет Земля постепенно приобрела характеристики, которые сделали ее пригодным для жизни раем сегодня. До сих пор мы не знаем ни одной другой планеты с характеристиками Земли.

История нашей планеты — это история, полная катастрофических событий, а также периодов абсолютного и нерушимого спокойствия, смены континентов, океанов, полных опасностей, извержений вулканов и неумолимой жизненной борьбы за адаптацию и выживание.

Какое будущее ждет Землю? Это другая история. А пока давайте рассмотрим захватывающее прошлое планеты Земля.

5000 миллионов лет назад: рождение Солнечной системы

Если бы мы могли вернуться на пять миллиардов лет назад, у нас не было бы места, на котором можно было бы опереться. Вместо этого мы будем созерцать кольцо пыли вокруг новорожденной звезды. Мы являемся свидетелями рождения нашей солнечной системы.
Через несколько сотен миллионов лет гравитация превратила пыль в камни, а камни в протопланету.

4,5 миллиарда лет назад: рождение Земли

Вначале Земля была большим шаром расплавленной породы, горящим, как ад. Подсчитано, что когда она родилась, на ее поверхности была температура около 1200 ºC. Вероятно, там был водяной пар, углекислый газ и азот, но не было кислорода. Не было никаких континентов, только океан лавы.

Тея сталкивается с Землей: рождение Луны

Молодая планета размером с Марс движется к Земле на скорости 15 километров в секунду, в 20 раз быстрее пули. Она называется Theia. Это была еще одна новорожденная скалистая протопланета внутри нашей солнечной системы.

Наконец, происходит планетарная катастрофа, извергнувшая большое количество материала наружу. Мусор от столкновения — это то, что позже сформирует естественный спутник. После столкновения обломки оставались кольцеобразными, как у Сатурна, в течение нескольких миллионов лет и только потом наша сформировалась наша Луна.

Тогда Земля вращалась быстрее, и один день длился всего шесть часов.

3,9 миллиарда лет назад: вода начинает править Землей

Есть две гипотезы о наличии жидкой воды на Земле. Во-первых, она постепенно заполняла поверхность, падая, путешествуя на астероидах, поражавших нашу планету в течение 20 миллионов лет. Другая гипотеза состоит в том, что вода присутствовала с самого начала, скрытая под коркой.

На данный момент в истории Земли океаны правят нашей планетой. Но до сих пор нет никаких следов какой-либо формы жизни, даже микроорганизмов.

Примитивный бульон: появляются первые формы жизни

Согласно теории панспермии, метеориты принесли незаменимые аминокислоты для жизни и отложили их на дне океанов. Вода теперь содержит одноклеточные организмы, первые формы жизни на Земле.

3,8 миллиарда лет назад: первые острова родились

Острова вулканического происхождения начинают разрушать поверхность океанов. В будущем эти острова объединятся, чтобы сформировать первые континенты. Вулканическая активность начинает заполнять атмосферу углекислым газом

3,5 миллиарда лет назад: строматолиты, первые сложные формы жизни

Бактериальные колонии, называемые строматолитами, являются первыми сложными формами жизни на Земле. Строматолиты начинают фотосинтез, превращая углекислый газ в глюкозу и вытесняя кислород наружу. Строматолиты постепенно начинают заполнять океан кислородом.

В течение сотен миллионов лет строматолиты продолжали заполнять океан кислородом, и атмосфера начала формироваться и сгущаться. Эти бактериальные колонии подготовили почву для появления других форм жизни на Земле.

Читайте также  Утилизация грунта и строительного мусора

1500 миллионов лет назад: образование Родинии

Вращение Земли продолжает замедляться, и теперь дни длятся 16 часов. После миллионов лет тектоники плит был сформирован первый суперконтинент, Родиния, очень засушливый внутри.

Наконец, около 800 миллионов лет назад, Родиния начала разрушаться из-за силы внутреннего тепла Земли, ядро которой все еще расплавлено.

750 миллионов лет назад: снежный период Земли

После интенсивной вулканической активности, которая стала причиной разрушения Родинии, образуется много углекислого газа, который поглощается камнями. Углекислого газа недостаточно для удержания солнечного тепла в атмосфере, что приводит к изменению климата и значительному снижению температуры. Мы вступили в самый длинный и интенсивный глобальный ледниковый период на нашей планете, в котором практически вся поверхность Земли оставалась покрытой слоем льда толщиной около трех километров, а средняя температура планеты составляла –50 ºC.

Наконец, 15 миллионов лет спустя вулканическая активность пробивает лед, и CO2 постепенно снова наполняет атмосферу. На этот раз без камней, которые могли бы улавливать углекислый газ, CO2 заполнял атмосферу, вызывая еще одно изменение климата и повышение температуры, что способствовало продолжению таяния льда.

540 миллионов лет назад: взрыв жизни

Пока Земля была покрыта слоем льда, под замерзшей коркой, жидкая вода продолжала процветать. Когда лед тает, около 540 миллионов лет назад, происходит то, что палеонтологи называют кембрийским взрывом, то есть взрывом жизни кембрийского периода.

Теперь дни длятся 22 часа, температура становится снова мягкой и под водой множество удивительных многоклеточных форм жизни. Появляются десятки тысяч видов растений и животных: водоросли, трилобиты, губки, черви, аномалокарис… Эти животные являются предками современных насекомых. Picaias, зарождающийся позвоночник, также появился.

370 миллионов лет назад: жизнь начинает процветать на суше

Под водой существа защищены, но жизнь на земле была бы невозможна без озонового слоя. Так много кислорода от взрыва жизни под водой заполнило атмосферу, что, реагируя с солнечным светом, создало новый тип газа, названный озоном. Озон может поглощать смертельную радиацию от Солнца, делая жизнь возможной на суше. Утолщение озонового слоя послужило причиной появления первых видов растений на земле.

Но животные кембрийского взрыва столкнулись с исчезновением девонско-каменноугольной массы. Некоторые из выживших выйдут из воды и вскоре начнут колонизировать материк.

Со временем животные наполнили Землю. Мы находимся в середине палеозойской эры, когда крупные насекомые управляли планетой, как меганейра (на снимке).

Великое эволюционное продвижение, животные и растения перестают полагаться на воду, чтобы колонизировать Землю. Появляются первые рептилии, начинающие доминировать на планете.

252 миллиона лет назад: эпоха рептилий подходит к концу

В течение миллионов лет разные виды крупных животных доминировали на Земле. Это были не динозавры, а крупные рептилии, такие как горгонопы. Больше всего погибло после массового вымирания в пермско-триасовом периоде, третьего по величине вымирания, от которого пострадает Земля, и крупнейшего, которое она когда-либо испытывала.

95% живых существ погибнут, а выжившие виды унаследуют Землю.

190 миллионов лет назад: разрыв суперконтинента Пангея

Пангея знаменует собой конец палеозойской эры и начало мезозойской эры. Фрагменты Пангеи будут эскизом того, чем сегодня являются наши нынешние континенты.

Изменения на поверхности Земли заставляют животных приспосабливаться к новым условиям. Великие саурианцы теперь доминируют над землей и морями.

66 миллионов лет назад: динозавры вымерли

66 миллионов лет назад правлению динозавров пришел конец. Астероид диаметром 11 километров столкнулся с Землёй. Последствия удара вызвали пятую массовую гибель на планете, известную как меловое-палеогеновое массовое вымирание. 76% видов исчезли, включая все виды динозавров, кроме предков птиц.

Это была отличная возможность для млекопитающих, которые в то время существовали только в виде мелких грызунов. Они смогли выжить под землей, питаясь корнями и зерном, пережив катаклизм и имея возможность процветать.

Антропоцен

Некоторые ученые говорят об антропоцене, о человеческом веке, как о новой геологической стадии Земли из-за глубоких последствий деятельности нашего вида на Земле.

В настоящее время наблюдаются свидетельства другого изменения климата, вызванного промышленной деятельностью человека, и мы находимся перед началом шестого массового вымирания.

Путешествие в прошлое планеты Земля

Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.

Ход занятия:

Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры — гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные — мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.

Рассматривание иллюстраций «Динозавры»

Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.

Лепка «Динозавры»

Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.

Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»

На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.

Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой

По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери —
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери —
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете.
Их вылепить сможете вы!

Раскраска «Доисторические животные»

Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.

Подвижная игра «Хищники и травоядные»

Дети делятся на две команды — хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.

Песочная студия «Динозавры и динозаврики»

Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.

Подвижная игра «Яйцо динозавра»

Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному), в платке (в парах), кто больше пронесет за один раз.

Изготовление альбома «Динозавры»

Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.

Папоротники

Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники — одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.

Наблюдение за комнатным растением папоротник

У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.

Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»

Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.

Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»

В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».

Художественное экспериментирование «Наскальная живопись»

Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных — лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.

Подвижная игра «Защита огня»

Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени), делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.

Инсценировка «Первобытное племя»

Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки — приготовление пищи, сбор ягод и дров.

Физкультура на воздухе

Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.

(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).

Кулинария

Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке — животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку — будем ловит рыбу копьем — нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.

Анатомия

Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).

Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Эксперимент «Гибкость позвоночника»

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Читайте также  Как утилизировать опилки?

Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»

Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Сообщение о планете Земля, 4 класс. Окружающий мир

Рассказ о планете «Земля» для младших школьников

Земля стала шестой планетой, известной людям. Уже сделав очень важные астрономические открытия, учёные и не подозревали, что Земля — тоже планета, как и Марс или Венера, известные им с древнейших времён. Лишь в XVI в. Николай Коперник наконец открыл планету Земля.

Земля — третья планета от Солнца. Среди планет земной группы она самая большая. Её возраст — примерно 4,5 млрд лет. Она имеет один естественный спутник — Луну. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год. А вокруг своей оси она оборачивается за 24 часа, то есть за сутки. За это время Земля пролетает в космосе более 2,5 млн километров.

В отличие от других планет Солнечной системы Земля окружена атмосферой, в которой много кислорода — им мы и дышим. Эта атмосфера и защищает нас от вредных излучений, идущих из космоса. В её плотных слоях сгорают непрошеные гости — метеориты. Большая часть нашей планеты покрыта морями и океанами, благодаря воде и стало возможно зарождение жизни.

Земля сформировалась из плотного облака космической пыли. Сначала это было холодное и безжизненное небесное тело. Но под воздействием солнечных лучей, солнечного притяжения, столкновения с другими небесными объектами Земля начала нагреваться. И нагрелась настолько, что расплавилась. Некоторые её элементы опустились в глубину, а другие остались на поверхности. После чего Земля снова стала постепенно остывать.

Первым остыл наружный слой. Наружный слой Земли называется земной корой. Её верхняя часть образует континенты, а углубления заполнены водой — это моря и океаны. А в центре планеты находится раскалённое ядро. Кору и ядро разделяет ещё один слой — мантия. В общем, всё это похоже на яйцо всмятку: сверху скорлупа — земная кора, белок — это мантия, а горячий густой желток — ядро.

Планета Земля изучена лучше всех остальных планет, и в этом нет ничего удивительного, ведь мы на ней живём.

Спутник Земли — Луна

Луна — единственный естественный спутник Земли. Она обращается вокруг Земли на расстоянии примерно 380 тыс. километров. Это самое близкое к нам небесное тело. Свет Луна не излучает, но её поверхность хорошо отражает солнечные лучи, поэтому по ночам она светит нам. После Солнца это самый яркий объект нашего небосвода.

Луна так замысловато вращается вокруг своей оси, что обращена к нам только одной своей стороной. Когда вся видимая нам часть Луны освещена Солнцем, мы видим её круглый диск. Это полнолуние. Но поскольку Солнце освещает Луну каждый день по-разному, то и нам она видится то полной, то в виде узкого серпа.

Самые крупные объекты лунной поверхности можно рассмотреть даже невооружённым глазом. В древности люди считали, что серые пятна на Луне — это моря. На самом деле на Луне нет ни капли воды. Моря на Луне — это обширные округлые и совершенно сухие низменности: Море Кризисов, Море Дождей, Море Ясности. Самая большая низменность на видимой стороне Луны даже была названа Океаном Бурь. Она простирается на 200 км.

Обратная сторона Луны почти целиком покрыта горными массивами. Вся Луна испещрена кратерами — округлыми углублениями. Это следы от падавших на неё космических тел. На Земле таких кратеров не найти, потому что все «пришельцы из космоса» сгорают в плотных слоях земной атмосферы.

На Луне не бывает сумерек. День и ночь сменяют друг друга почти мгновенно. Словно кто-то выключает свет. И там царит абсолютная тишина. И для световых, и для звуковых волн необходим воздух, которого на Луне нет. Под прямыми солнечными лучами поверхность Луны нагревается до 100 °С — это температура, при которой закипает вода. А по ночам Луна остывает до температуры минус 150 °С.

Луна хорошо изучена, составлены карты её поверхности. На Земле есть образцы лунного грунта, на Луне установлено множество научных приборов. Так что о спутнике Земли мы знаем намного больше, чем о других космических объектах.

Фазы Луны

Луна не излучает свет, она лишь отражает солнечные лучи. И нам видна лишь освещённая её часть. Поэтому выгнутая сторона лунного серпа всегда указывает в сторону Солнца. Поскольку Луна вместе с Землёй вращаются вокруг Солнца, наш спутник подставляет его лучам то один бок, то другой. Такое разнообразное освещение Луны называется фазами. Их всего 4: новолуние — первая четверть — полнолуние — последняя четверть.

Иногда на ясном ночном небе Луны совсем не видно. Это значит, что Луна находится между Солнцем и Землёй. К нам обращена тёмная сторона Луны, на которую не попадают лучи Солнца. Это называется новолунием.

Через два дня на небе появляется тоненький лунный серп. С каждым днём он растёт — и через семь дней мы видим правую половину лунного диска. Рост Луны продолжается, пока она не засияет на небе полным кругом — это полнолуние. Оно наступает через 14 суток после новолуния. Затем Луна начинает постепенно уменьшаться, на этот раз она показывает нам свой левый бок. Лунный серп становится всё тоньше, пока наконец снова не исчезнет. Опять наступает новолуние. Всего этот цикл занимает примерно 30 дней. Именно поэтому лунный серп и календарный период называются одинаково — месяц.

Растущую Луну от убывающей отличить очень просто. Если месяц похож на букву «С» — значит, он стареет. А если он напоминает крючок от буквы «Р» — значит, он растёт. Растущий месяц можно увидеть только вечером, а стареющий — ближе к рассвету. Лишь в полнолуние Луна видна на небе всю ночь — с вечерних сумерек и до рассвета.

Во время полнолуния иногда происходит лунное затмение. Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. Земля скрывает от своего спутника Солнце. Оно перестаёт его освещать. Сначала темнеет край Луны, затем тень на ней становится всё больше, пока Луна не исчезает. Вскоре после этого она постепенно выходит из тени. Лунные затмения происходят не чаще трёх раз в год. Иногда и за целый год может не случиться ни одного лунного затмения.

Система Земля-Луна

Земля и её единственный спутник Луна составляют единую систему. Земля притягивает Луну, не даёт ей «убежать» в открытый космос. А при вращении Луны вокруг Земли возникает центробежная сила — она не даёт Луне упасть на Землю. Если раскрутить мячик на верёвочке, она не даст ему улететь прочь, а как только вы перестанете его крутить, он упадёт. То же самое происходит на орбите — только вместо мячика у Земли — Луна.

Впрочем, Солнце тоже притягивает Луну. Она каждый год отдаляется от Земли, но всего на 4 см. В космических масштабах это ничтожно малая величина. Так что Луна от Земли не улетит никогда.

Но и Луна в свою очередь влияет на Землю. Притяжение Луны способно вызывать приливы и отливы океанов и морей. Два раза в сутки вода поднимается, наступает на берег. А затем постепенно отходит назад. Это происходит как раз из-за того, что Луна вращается вокруг Земли. На той стороне нашей планеты, которая обращена к спутнику, наступает прилив, вода поднимается, выходит из берегов. Когда Луна удаляется, сила притяжения ослабевает — вода отходит. Учёные установили, что во время приливов вращение Земли вокруг своей оси даже немного замедляется — так её тянет к Луне!

Землю и Луну иногда даже называют двойной планетой. Учёные считают, что они образовались одновременно. Изучив лунный грунт, учёные установили, что Луне примерно 4,5 млрд лет — столько же, сколько Земле.

Кроме того, Луна очень велика, если сравнить её с другими спутниками планет. Она всего в 80 раз меньше Земли. Если посмотреть на другие спутники Солнечной системы, мы увидим, что они гораздо меньше и легче планет, вокруг которых обращаются. К тому же по сравнению с другими планетами и их спутниками Земля и Луна расположены очень близко друг к другу. Не исключено, что когда-нибудь Луну можно будет использовать на благо людей. Например, есть смелые проекты перевода на Луну вредных химических заводов, чтобы не загрязнять окружающую среду Земли.

Искусственные спутники Земли

Естественный спутник у Земли только один — это Луна. Но искусственных спутников становится больше с каждым годом. Это космические аппараты, которые вращаются вокруг Земли. Они впервые позволили человеку взглянуть на нашу планету со стороны.

Первый спутник был запущен советскими учёными в 1957 г. В наши дни спутники запускают из 40 стран мира. У них разные задачи, разные орбиты. Большинство из них вращаются вокруг Земли с той же скоростью, с какой Земля вращается вокруг своей оси. Получается, что для земного наблюдателя спутник неподвижно висит в небе. В настоящее время Землю окружают тысячи искусственных спутников. Все вместе они образуют гигантскую информационную систему.

Спутник выводится на орбиту ракетой с реактивным двигателем. Когда горючее в баках ракеты начинает гореть, оно превращается в раскалённый газ, который с огромной силой вырывается наружу и толкает ракету вверх. Постепенно ракета разгоняется всё сильнее, и на нужной высоте спутник уже самостоятельно продолжает свой путь вокруг Земли. Ракета же сгорает.

Все спутники имеют свои важные задачи. Одни помогают учёным составлять прогнозы погоды. Такие спутники замечают сверху все изменения в атмосфере, передают данные на Землю, и учёные могут рассчитать температуру воздуха, облачность, вероятность осадков. Есть спутники, которые фотографируют поверхность Земли для геологов, — они определяют, где могут находиться залежи газа, нефти, других полезных ископаемых.

Специальные навигационные спутники помогают ориентироваться кораблям и самолётам. Раньше точно так же ориентировались по звёздам, но их видно только ночью, а сигнал спутника можно поймать круглосуточно. Благодаря спутникам связи мы можем говорить по мобильным телефонам, смотреть телевизионные передачи, слушать радио.

Кстати, пилотируемые космические корабли и орбитальные станции тоже являются спутниками, ведь они постоянно вращаются вокруг Земли.

Как появилась Земля

Существуют различные гипотезы о том, как появилась Земля. Человечество на протяжении многих столетий пытается раскрыть тайну возникновения нашей планеты и жизни на ней, однако учёные до сих пор не приблизились к разгадке.

Читайте также  Утилизация старых аккумуляторов

О ранних теориях происхождения

Учёные выдвигали разные теории о том, как появилась Земля. Например, в восемнадцатом столетии французские исследователи считали, что наша планета возникла в результате космической катастрофы, когда Солнце столкнулось с кометой. Английские учёные утверждали: астероид, пролетавший мимо светила, отсек его часть, из которой в дальнейшем образовались многие небесные тела. Германские исследователи полагали, что планеты, составляющие Солнечную систему, были образованы из огромного холодного пылевого облака. Из невероятного количества разрозненных теорий можно сделать только один вывод: создание Земли обладает неразрывной связью с процессом формирования всех планет и звёзд, составляющих систему Солнца.

Формирование Земли

Образование Земли связывают с туманностью, представлявшей собой обломки звёзд, относящихся к более ранним поколениям. Сформировали её микроскопические частицы железа, льда и прочих веществ, которые были сосредоточены в охлаждённых звёздных слоях и выброшены в космическое пространство. Благодаря силам притяжения частицы газовых дисков сталкивались и склеивались друг с другом. Данный феномен известен как аккреция.

Исследователи изучают происхождение Земли по горным породам, однако возраст древнейших из них насчитывает не более 3,7 миллиарда лет. По этой причине все предшествующие события, касающиеся эволюционного развития нашей планеты, являются всего лишь гипотезами и опираются на косвенные данные.

Следующий этап создания Земли характеризовался соединением мелких частиц в планетезимали (небесные тела, состоящие из частиц пыли протопланетных дисков). Сталкиваясь, разрушаясь и соединяясь, за несколько миллиардов лет планетезимали, выполняющие роль строительных блоков, образовали ядро, которое стало центром-зародышем будущей Земли. Крупнейшие зародыши начали конкурировать друг с другом за остававшиеся свободными планетезимали. Данный процесс длился от одного до десяти миллионов лет. На протяжении всего периода происходил захват газовых облаков зародышами планет, образующими внутреннюю часть Солнечной системы.

Многие современные учёные сходятся во мнении, что процесс формирования нашей планеты длился около 400 миллионов лет, сопровождался падениями метеоритов и столкновениями с астероидами. Земля продолжила эволюционировать и после своего рождения. Разогрев недр осуществлялся благодаря двум видам энергии: образованной во время склеивания частиц и высвобождавшейся при ядерных реакциях. Данное явление спровоцировало процесс интенсивного формирования ядра и внутренних оболочек планеты.

Образование Земли на начальном этапе сопровождалось высокой температурой внутренних слоёв. Поэтому даже на незначительной глубине пролегали пласты, которые составляли преимущественно расплавленные горные породы. Догеологический (начальный) этап продолжался около 900 миллионов лет, однако на данный момент он является плохо изученным и скрывает массу неразгаданных тайн. На протяжении всего периода возникало много вулканов, выбрасывающих водяной пар и газ. Учёные считают, что в течение догеологического периода произошло формирование важнейших оболочек: коры, мантии и ядра. Причиной расслоения была метеоритная бомбардировка земной поверхности и последующее плавление ее отдельных частей.

Есть две основных теории возникновения земного ядра. Первая предполагает разделение изначального однородного ядра на силикатную мантию и более тяжёлый центр с расплавленным железом. Процесс образования жидкого ядра происходил по мере просачивания капель металла и других тяжёлых химических соединений к сердцевине Земли. Слои лёгкого шлака поднимались к земной поверхности в то время? как тяжёлые соединения опускались ниже. Именно они составляют современную планетную кору и внешние части мантии. У данного предположения отсутствует убедительное объяснение, касающееся «просачивания» расплавленного железно-никелевого сплава в глубину планеты на тысячи километров и достижения им ядра.

Вторая гипотеза утверждает, что основу железного ядра составляют части, оставшиеся от метеоритов, бомбардировавших поверхность молодой планеты. Она была покрыта каменными (силикатными) метеоритами, образовавшими мантию. Уязвимым местом данной теории является следующий фактор: такой феномен мог быть обусловлен исключительно поочерёдным падением железных и каменных метеоритов. Однако согласно данным исследований удалось выяснить, что метеориты, обладающие железной структурой, могли возникнуть только в результате разрушений уже сформированных планет. Таким образом, каждая из гипотез имеет ряд несогласований. Точной теории о том, как возникла Земля, на данный момент не существует.

Нельзя отрицать важность плотного внутреннего ядра планеты для всех живых организмов. Именно оно делает массу Земли достаточно большой для удержания водяных паров и атмосферных газов в гравитационном поле. Без них не могут существовать гидросфера и прочие слои. В случае, если наша планета лишится собственного ядра, на ней не останется воздуха и воды.

Устройство земного ядра, возникшего на ранних этапах существования планеты, предполагает наличие внешних и внутренних оболочек. Учёные считают, что расстояние от поверхности до внешнего слоя составляет примерно 3000-5000 километров. Физические свойства ядра максимально приближены к жидкости. В его состав входят расплавленный никель и железо, обладающие превосходными показателями электропроводности. Данный слой позволяет существовать магнитному полю, создаваемому по закону Фарадея (электромагнитной индукции), что обеспечивает постоянное движение проводников тока.

В состав внутреннего ядра входят: диоксид кремния (20% от общей массы) и железо (80% от общей массы), а само оно расположено между внешним слоем и центром земного шара. Ядро имеет очень высокую температуру и большую плотность. У внешнего ядра есть связь с мантией, тогда как существование внутреннего является более автономным. Сочетание огромного давления с высокими температурами позволяет веществу оставаться в твёрдом состоянии. Предполагается, что даже самый лёгкий земной газ водород в подобных условиях пребывает в твёрдой форме.

Вопрос о том, как появилась Земля, и по сей день является открытым. Существуют различные теории о внутренней структуре планеты, однако ни одна из них не имеет достаточного количества доказательств. Большая часть исследователей сходится во мнении, что центральная оболочка начала формироваться одновременно с появлением Земли.

Ядро покрыто мантией. Слой пространства на глубине 2900 километров от центра к коре заполнен пластическим (нетвёрдым, полурасплавленным) веществом. Мантия обладает массой приблизительно 67% от общего веса планеты. Слой считается неустойчивым из-за того, что он пребывает в пластическом состоянии и перманентном движении. Толщина коры (внешней оболочки) варьируется от нескольких десятков километров (под материковыми плитами) до нескольких километров (под океанами).

На начальных этапах возникновения Земли слой коры был довольно тонким и представлял собой расплавленный базальт в застывшем состоянии. В наши дни выделяют следующие слои:

  • базальтовый – пролегает на наибольшей глубине и состоит из самых твёрдых пород;
  • гранитный – его составляют преимущественно гранит и метаморфические горные породы;
  • осадочный – находится у поверхности, в нём преобладают осадочные породы.

Геологи хорошо изучили осадочный и гранитный слои, однако до базальтового пока что ещё никто не добрался. Из-за того, что он пролегает на больших глубинах, получить доступ к нему невозможно даже с помощью самой современной буровой скважины.

Получить косвенную информацию о том, как появилась Земля, можно используя новейшие сейсмические методы. При землетрясениях на глубине от нескольких десятков до семисот километров образуются сейсмические волны. Их скорость варьируется в зависимости от плотности среды распространения (к примеру, скорость звуковых волн в воздухе в разы ниже, чем в воде). Анализ скорости сейсмических волн позволяет получить вполне достоверные сведения о показателях плотности веществ на различных уровнях коры.

О том, как была сформирована поверхность древней Земли

Происхождение Земли на начальных этапах (4,5 – 4 миллиарда лет назад) сопровождалось расслоением внутренних материй. Метеориты бомбили поверхность, в результате чего образовывались кратеры. Удары высвобождали энергию, которая трансформировалась в тепловую. Метеоритный подогрев активировал вулканическое извержение и выход паров и газов из недр планеты. Внушительная площадь нашей планеты была покрыта расплавленной магмой, образовывавшей поля из базальта.

После возникновения Земли постепенно происходили метаморфозы в её внутренней структуре: кора, мантия и ядро неоднократно изменялись перед тем, как принять знакомую нам форму. После того, как возникла Земля, она обзавелась собственным спутником – Луной, над разгадкой появления которой бьются многие современные учёные. Наиболее убедительная гипотеза – Луна образовалась, когда два крупных небесных тела столкнулись друг с другом.

Луна сильно отличается от нашей планеты: на её поверхности отсутствует вода, однако оба небесных тела обладают похожими кислородными подписями (идентичным соотношением изотопов кислорода). Данные сведения наталкивают многих учёных на мысль, что Луна и Земля были сформированы из одинаковых планетезималей. Спутник оказывает существенное влияние на нашу планету, вызывая отливы и приливы как в океанах, так и в водах, скрытых под земной корой.

Об атмосфере и гидросфере

Создание Земли сопровождалось появлением базальтового слоя коры и расплавленной магмы, поднимавшейся по разломам вверх. В ней содержались газы. Высокие температуры и давление провоцировали бурное протекание химических реакций. В результате образовывался ряд привычных земных веществ, от угарного газа (монооксида углерода) и углекислого газа до водорода и азота. Таким образом? появление первичной атмосферы непосредственно связано с недрами планеты, однако она обладала массой отличий от современной.

После того, как появилась Земля, происходил активный выброс газовых облаков древними вулканами. Водородные и гелиевые поднимались на почтительную высоту и достигали космического пространства. Более тяжёлые облака удерживались притяжением планеты, поэтому они стелились вдоль поверхности. Именно эти газы образовали первичную атмосферу. Юную планету окружали: водород, метан, аммиак, углекислый газ, азот, инертные (благородные) газы, а также испарения плавиковой, борной и соляной кислот. Первичная атмосфера почти не содержала кислорода – его концентрация была ниже сегодняшней примерно в тысячу раз.

Кислорода во время появления Земли в свободной форме фактически не существовало, он входил в различные химические соединения. Атмосфера была ядовитой, непригодной для дыхания, и не имела озонового слоя, защищающего в наши дни всех живых существ от космического радиационного воздействия. Её обогащение осуществлялось последовательно за счёт продуктов сгорания метеоритных тел. После того, как появилась Земля, постепенно произошло изменение её атмосферы, а главными составляющими стали: кислород (20%), азот (75%) и аргон (чуть менее 1%). Значительно снизилось содержание водяных паров и диоксида углерода.

Происхождение Земли сопровождалось медленным охлаждением и формированием первичной атмосферы. В результате образовалась водная оболочка – гидросфера. Древняя атмосфера содержала водяной пар в больших количествах, вырывавшийся из глубины со слоями расплавленной лавы. Он конденсировался и выпадал в виде осадков. Водные потоки, собираясь на поверхности, скапливались в углублениях и постепенно становились озёрами. В результате циркуляции жидкости водоёмы увеличивались в размерах и превращались в океаны. В потоках присутствовали микрочастицы горных пород и ряд других веществ, что сделало морскую воду солёной.

Описание того, как появилась Земля, строится на гипотезах, поскольку учёные могут судить о том, как именно была сформирована гидросфера и первичная атмосфера исключительно по косвенным данным. Все существующие гипотезы как возникла Земля обладают противоречиями и неразгаданными по сей день тайнами. Современная наука располагает довольно незначительным количеством сведений, касающихся первого периода эволюции планеты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: