Электричка загрязняет воздух или нет - OXFORDST.RU

Электричка загрязняет воздух или нет

Загрязнения от железной дороги

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.

Чем плотнее сеть дорог, тем выше интенсивность движения по ним, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия на условия человеческого обитания. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютному значению загрязнение на железнодорожном транспорте меньше чем автомобильное. Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими причинами:

  • низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы;
  • широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);
  • меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.

Но несмотря на перечисленные позитивные моменты, влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

Главной задачей проектировщиков является не преодоление противодействия слепых сил природы, как это считалось раньше, а поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.

Источники и виды загрязнений природной среды железнодорожным транспортом

Протяженность железных дорог составляет 158 тысяч километров. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт оказывает наименьшее влияние, особенно по сравнению с автомобильным, его доля в загрязнении окружающей природной среды остаётся высокой. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит существенное загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. Кроме того, железнодорожный транспорт создаёт шумовое, тепловое загрязнение, наличие излучений среды обитания человека.

Источники загрязнения атмосферного воздуха

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3,

При обмывке подвижного состава в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3.

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

Источники загрязнения водных объектов

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно- активные вещества (ПАВ).

Источники загрязнения территорий предприятий

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Количество загрязнений колеблется от 5до20г на 1кг грунта. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от2 до50 га (локомотивные и вагонные депо-4-5га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы- 12га). Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды.

Источники шума и вибрации

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником шума, является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо.

Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:

  • умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;
  • шумное 75-100дБ;
  • особо шумовое с уровнем более 100дБ.

Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

Природоохранная деятельность Западно-Сибирской железной дороги

На предприятиях создана действующая природоохранная структура:

  • в управлении дороги — самостоятельным отделом, дорожной и передвижной экологическими лабораториями;
  • на отделениях дороги – секторами охраны природы и производственными экологическими лабораториями;
  • на предприятиях – инженерами- экологами;

Такая структура позволяет предотвращать непроизводственные финансовые затраты за экологические правонарушения и осуществлять мониторинг окружающей природной среды. Основой мониторинга являются результаты исследования выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, почвы.

  • проводят измерения и анализы в области промышленных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод;
  • выполняют расчёт рассеивания загрязняющих веществ предельно допустимых выбросов в атмосферу;
  • осуществляют инвентаризацию источников вредных выбросов.

В 2005г силами сотрудников экологических лабораторий и секторов охраны природы выполнено 224 тома предельно допустимых выбросов и инвентаризации, где произведены расчёты загрязняющих веществ в атмосфере от 2460 источников, выполнены лимиты размещения отходов для 127 структурных подразделений дороги(1002 вида отходов). Экономический эффект от расчётов составляет 4416,2 тыс. рублей.

Экологические лаборатории оснащены приборами, химическим оборудованием, оргтехникой, помещениями. Современный дизайн, уютные комнаты психологической разгрузки и приёма пищи повышают работоспособность специалистов лабораторий, улучшает их здоровье и настроение. Для успешной работы имеется методическая литература, справочная, информационная.

Способы очистки атмосферного воздуха

Выбросы в атмосферу подлежат очистке. Под очисткой понимают отделение выбросов вредных веществ. В настоящее время используют механические, физические, физико-химические методы удаления из воздуха вредных примесей. Газоочистные установки очищают от твердых, жидких примесей и аэрозолей, газообразных веществ.

Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта

Производственные сточные воды железнодорожных предприятий представляют собой сложные системы, содержащие органические и минеральные вещества, состав которых определяется характером техногенных процессов.

Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими методами. Для предварительной очитки сточные воды пропускают через решетки, затем отстойники для осаждения из сточных вод примесей в песколовках, отстойниках, гидроциклонах и осветителях. Песколовки применяют для предварительного выделения минеральных и органических загрязнений. Эффективность отстаивания достигает 60%. Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан. Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами. Для механической отчистки сточных вод от нефтепродуктов применяются гидроциклоны и центрифуги. Гидроциклоны применяются взамен песколовок или отстойников при недостатке площади их размещения. Сущность биологической очистки заключаются в окислении органических загрязнителей микроорганизмами.

В локомотивном депо работают локальные очистные флотаторы, главная задача которых состоит:

  • снижение капитальных затрат на очистку сточных вод;
  • организация замкнутых систем водоснабжения;
  • вторичное использование утилизированных отходов.

Сточные воды поступают в общий канализационный колодец, а затем на очистные сооружения.

Замкнутые системы на железнодорожном транспорте решают вопросы рационального использования водных ресурсов и защиты окружающей среды и водоёмов от загрязнения. Внедрения технологических процессов повторного и обратного использования воды позволяет сократить ее расход на 20%. Кроме того, качество воды в оборотных системах ниже, чем при сбросе в водоемы.

Утилизация отходов

Утилизация (от лат. utilis- полезный) — употребление отходов с пользой. Этот процесс представляет собой совокупность технологических операций, в результате которых из отходов производится один или несколько видов продукций или используется для получения тепла и энергии.

На железнодорожном транспорте значительная часть образующихся отходов содержит нефтепродукты. Они могут быть горючие и негорючие, жидкие, пастообразные, твердые.

Наиболее эффективным является процесс пиролиза. В этом случае получается около 50% порошкообразного продукта, практически не содержащего нефтепродукты. Выход газообразных продуктов достигает 10%, что позволяет использовать их в качестве топлива, твердый конденсат так же используется в качестве топлива. Наибольшим удельным весом среди производственных отходов обладает шлаки, зола. Шлаковые отходы являются ценным сырьем для промышленного и дорожного строительства.

Читайте также  Красивая теплица из дерева

Кустовой шлак используют как наполнитель бетона, искусственных заполнителей, добавки в производстве кирпича.

Защита от шума и вибраций

Работники железнодорожного транспорта при выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

Источником шума на локомотиве является система «колесо — рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглащающ0ие материалы. При распространении шума на территории города следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом — гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.

Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду и людей

Значительная часть населения страны проживают на территориях, где уровни загрязнения воздуха, почв и вод превышают установленные нормативы. Одним из основных источников загрязнения является транспорт, в том числе и железнодорожный транспорт. Снизить уровень отрицательного воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду можно только при целенаправленном внедрении природоохранных мероприятий. Однако для того, чтобы эти мероприятия предпринять, необходимо определить степень негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду, людей, проживающих рядом с железнодорожными путями, рабочих, которые по восемь часов в день работают рядом с этими путями и на станциях.

Интерес к этой проблеме вызван рядом причин:

  • постоянно проезжая на поездах невольно обращаешь внимание на деревни, которые расположены вдоль железнодорожного полотна, как там ведут свое хозяйство, пасут скот, садят огород и др.;
  • у многих близкие и родные люди работают в организации «Белорусская железная дорога» и «Белтрансаватоматика», по восемь часов проводят время вблизи железнодорожного транспорта, как это отражается на их здоровье и как это субсидируется их предприятием.

Загрязнение атмосферного воздуха.

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Локомотивные двигатели могут в значительной степени способствовать загрязнению воздуха в городских районах, особенно вблизи грузовых станций. Во всем мире примерно 60% пассажирских поездов и 80% товарных поездов имеют дизельные локомотивы, выбрасывающие в атмосферу продукты горения, в том числе оксиды азота и твердые частицы, создающие проблемы со здоровьем, и диоксид углерода, являющийся парниковым газом. Транспортировка и перегрузка сухих гранулированных материалов (например, минерального сырья и зерна) могут становиться причиной выбросов пыли, а хранение и перегрузка топлив или летучих химикатов может вызывать неорганизованные выбросы.

Загрязнение водных объектов.

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Шум и вибрация

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений.

Распространённым источником шума является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.

Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потере слуха.

При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает звуковое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому.

При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

Учитывая важность физического воздействия, необходимо постоянно проводить замеры уровня шума либо теоретический «Расчет уровня шума» для определения уровня шума в жилой зоне.

Для того чтобы провести исследование, необходимо большое количество технической информации, например, о сжигании топлива различными локомотивами и дизелями, какой груз провозят товарные поезда. Найти такую информацию тяжело.

Однако можно рассчитать выбросы парниковых газов (CO2,CH4,N2O) в атмосферу от одного локомотива. Изучался участок дороги – Осиповичи – Жлобин.

Неопределенности в выбросах парниковых газов отопительными устройствами сильно зависят от полноты сгорания угля, которая может изменяться по разным причинам от 0,99 до 0,80. Это повышает общую неопределенность в выбросах СО2 до 15-20 %, а СН4 и N2O еще выше. Правда, доля выбросов этих газов по сравнению с СО2 очень невелика. Согласно проведенным расчетам в год на участке Осиповичи-Жлобин выбрасывается 197535,0 т/год СО2, СН4 — 123,3 т/год; N2O — 90,4 т/год.

Используемые для расчета формулы показывают уровень загрязнения только по некоторым показателям, однако спектр выбросов от подвижных железнодорожных составов достаточно разнообразен.

Комплекс экологических работ (Оформление экологического паспорта проекта, Разработка документации по санитарно-защитным зонам, Расчеты рассеивания загрязняющих веществ, Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Разработка нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) выполнимый компанией ЭНЭКА, позволяет решить многие сложные вопросы для предприятий и здоровья человека.

Поэтому понятно, что люди, которые работают на железной дороге и проживают рядом с ней, получают огромное количество вредных веществ, которые необходимо выводить из организма. Очищение организма дорогой и долгий процесс. Для примера в одной из организаций связанной с работой на железной дороге (строят электрификацию для движения электропоездов Осиповичи – Жлобин) за вредность ежемесячно платят 79 390 бел. руб. Это разумеется мизерная сумма. А людям, которые постоянно проживают возле железнодорожного полотна и ведут там свое хозяйство, как говориться за «ВРЕДНОСТЬ» не платят.

Анастасия Романюк
студентка 5 курса
МГУ им. А.А. Кулешова

Комплекс экологических работ (Оформление экологического паспорта проекта, Разработка документации по санитарно-защитным зонам, Расчеты рассеивания загрязняющих веществ, Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Разработка нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) выполнимый компанией ЭНЭКА, позволяет решить многие сложные вопросы для предприятий и здоровья человека.

Что такое экотранспорт и зачем городу трамваи и троллейбусы

На заре автомобильного производства считали, что машина — это каприз и роскошь. Было распространено мнение, что автомобиль никогда не вытеснит лошадей. Но прошло чуть больше сотни лет, и мы не можем представить жизнь без наших четырёхколёсных товарищей. Даже если у вас нет личного автомобиля, вы точно ежедневно пользуетесь маршрутным такси, автобусами, троллейбусами. Словом, мы все пользуемся общественным транспортом.

Но из-за такого роста автомобилей на дороге, экологическая обстановка в мире становится все хуже и хуже. Поэтому все внимание общественности приковано к презентациям экологичных автомобилей. В городах чаще встречаются станции подзарядки электрокаров. С каждым годом их становится больше, а их акции растут как на дрожжах. Но не только электрокарами едиными, на земле уже давно существует и активно используется экологичный транспорт. О нем сегодня и поговорим.

Что такое экотранспорт

Это довольно тонкий вопрос. Производители, пользуясь повесткой дня, все чаще в рекламах говорят, что их автомобиль экологичен. Но часто это бывает неправдой. Например, биодизели также вырабатывают углерод и загрязняют атмосферу. Легче всего разобраться можно ли ставить значок «эко», зная принцип работы двигателей.

Электрический привод

Электромобили сейчас самое популярное направление развития. Им занимаются множество компаний. Абсолютно все слышали о Тесле. Но у Теслы есть ряд проблем. Главная это аккумулятор. Он весит очень много, что влияет на вес всей машины.

Чтобы приблизится к привычным нам машинам, нужно снизить ее вес в четыре раза. Кроме того, аккумуляторы, используемые в Тесле дорогие. Машина не может быть общедоступной. И остается открытым вопрос разумного и экологического способа утилизации отработавших аккумуляторов.

Читайте также  Изделия из вторсырья

Решение всех этих проблем на самом деле есть. Уже есть модели, которые продаются, их можно купить. Они не похожи на Теслу. Это скорее шасси с легким пластиковым корпусом или легкий вагончик. Работает он на серно-натриевом аккумуляторе, что снижает его стоимость. Любой вид аккумулятора имеет больший коэффициент полезного действия, по сравнению с бензиновыми двигателями.

Водородные двигатели

Четыреста грамм водорода равен одному килограмму бензина, при такой большой разнице автомобиль проедет одинаковое расстояние с одинаковой скоростью. При этом не нужно изобретать что-то новое, водородный двигатель может быть привычным и знакомым нам поршневым. Только требуется, из-за очень высоких температур во время работы, укрепить двигатель керамикой. На практике это очень сложно и дорого.

Еще одно решение беспламенное горение водорода. Для автомобилей с такой системой нужен баллонный кислород. В этом случае стоимость тоже высокая. Но несмотря на все тонкости, автомобили с водородными двигателями уже заняли свою нишу.

Воздухомобиль или пневмомобили

Автомобиль, работающий на воздухе, это мечта любого автовладельца. Воздух бесплатен. И такие автомобили уже существуют. Но они не развивают высоких скоростей и, скорее всего, вы не сможете проехать на них большое расстояние. Коэффициент полезного действия у бензина в двести раз больше!

Такие машины, скорее прогулочные. Например, MDIairpod компактный автомобиль. Для управления, которым не требуется водительского удостоверения. Он может передвигаться по велосипедным дорожкам.

Технологией пневмомобилей пользуются уже больше сотни лет. В свое время она была очень популярна, но бензиновые двигатели победили. Идею на время отложили. Но, например, в шахтах, где воздух ценится и невозможно использовать другие типы двигателей воздухомобили используются давно.

Городской экотранспорт

Трамвай не всегда существовал в том виде, к которому мы привыкли. Изначально его тянули лошади. Но в конце девятнадцатого века он стал работать от электричества.

На один год младше трамвая троллейбус. И сначала он работал только как дополнение к трамваю. Первыми эти виды экотранспорта запустили немцы.

Но первая независимая от трамвая троллейбусная линия была открыта в столице России в тридцатых годах двадцатого века.

Троллейбус подсоединен к электрической линии. Он ездит только от тока, а соответственно не загрязняет окружающую среду.

Почему в Москве убирают троллейбусы и что будет вместо них

Считается, что троллейбус не мобилен, он затрудняет дорожное движение. В мегаполисах не рационален. По этим причинам руководство не видит смысла для обновления технопарков троллейбусов. Электрические линии изношены, они теряют до четверти электроэнергии.

Биотехнологическая компания Geltor совместно с GELITA выпустит веганский коллаген к 2020 году

Кроме того, у них очень дорогое обслуживание, что негативно влияет на бюджет города. Решением кажется ликвидация трамвайных путей, а на их место масштабная закупка электроавтобусов.

Но на самом деле вместо экотраспорта, запускаются обычные дизельные маршрутные автобусы. Они ежегодно выбрасывают в окружающую среду тонны отходов. Как результат над городами смог, в воздухе куча угарного газа.

Обещанная закупка электроавтобусов для некоторых кажется невозможной. Есть мнение, что даже нет рабочей модели, которую можно было бы купить. В две тысячи шестнадцатом году был опробован один такой автобус.

Было заявлено, что он проедет двести пятьдесят километров. Но прежде чем разрядится, он одолел всего тридцать километров. Электроавтобус проехал от конечной до конечной один раз, а потом заряжался почти двенадцать часов. На крыше у тестируемого экотранспорта больше чем полтонны батарей. Это делает его опасным участником движения, т. к. его заносит на поворотах.

В разработке электробусов первенство занимает Китай. Но даже лидер в этой области предпочитает заменять рейсы с дизельными автобусами троллейбусными линиями.

Как уменьшить загрязнение воздуха из-за транспорта?

Нужно ввести на законодательном уровне установку фильтров на выхлопные трубы. Увеличить качество топлива, в том числе за счет добавления примесей, которые исключают содержание свинца. Конечно, нужно инвестировать в область разработки более доступного экотранспорта. Если трассы проходят рядом с жилыми домами, нужно изолировать их с помощью плотной стены деревьев.

Внедрять в городское пространство как можно больше удобного общественного транспорта с продуманными маршрутами.

Общественный транспорт спасет экологию в городе: электробус против рака

Электробус против рака: как общественный транспорт превращается в эко-френдли и сохраняет наше здоровье

Директор МосТрансПроекта Александр Поляков рассказывает, как грязный воздух убивает миллионы человек и становится причиной возникновения болезней кожи и крови у наших детей, как мировые мегаполисы решают проблему транспортного загрязнения и зачем Китай объявил тотальную войну бензину.

Загрязнение воздуха – критически важная проблема современности. ВОЗ и ООН в один голос бьют тревогу – 9 из 10 людей дышат загрязненным воздухом, что убивает 7 миллионов человек ежегодно. Немалый вклад в эту проблему вносят автомобили. Автотранспорт выбрасывает в атмосферу массу вредных веществ – от оксидов азота и углерода до твердых частиц, настолько мелких (так называемые PM10, менее 10 микрон в диаметре), что они обходят естественную защиту дыхательной системы и попадают прямиком в организм.

По данным недавно прочитанного мной доклада доктора технических наук из Санкт-Петербурга Валерия Денисова, атмосферные загрязнители практически в равной степени с метеорологическими условиями – 38,75% против 39% соответственно — являются причиной возникновения у детей самых разнообразных заболеваний. Так, загрязненная атмосфера влияет на заболеваемость детей болезнями кожи и подкожной клетчатки (61,42%), мочеполовой системы (54,81%), крови и кроветворных органов (46,26%), эндокринной системы (42,50%) и органов дыхания (40,88%), а также становится причиной новообразований (38,53%).

Негативное влияние на качество воздуха во многом оказывают автомобили, а также несовременный общественный транспорт. По данным доклада МСОТ «Влияние электробусов на жизнь города» (The Impact of Electric Buses on Urban Life), в Европе 25% общего объема выбросов парниковых газов приходится на транспорт, а 8% из них – на городские автобусы (на 1 пассажира на километр).

На сегодняшний день в транспортном комплексе всех развитых стран мира сложилось понимание того, что проблема транспортного загрязнения требует немедленных действий. Решением стали электрификация автобусного парка либо его перевод на новые источники энергии – тренд, который сейчас наблюдается повсеместно.

К примеру, лондонская транспортная стратегия предусматривает превращение британской столицы в «безуглеродный город» к 2050 году и полное прекращение выбросов от общественного транспорта к 2037 году. Первый этап, над которым работает лондонская администрация уже сейчас и планирует закончить в следующем году – создание приоритетных зон автобусов с низким уровнем выбросов (Low Emission Bus Zones). Еще оперативнее надеются решить проблему в Париже – там уже к 2025 году планируется сделать весь общественный транспорт города «чистым». От Стокгольм, Осло, Барселона, Милан – сейчас все ведущие европейские города ведут работу в этом направлении.

Переход на использование газомоторных двигателей – популярный способ решения проблемы. С каждым годом мировой парк автомобилей на газе растет, в ряде стран он исчисляется сотнями тысяч единиц, а в некоторых странах – Пакистане, Бразилии, Иране – миллионами единиц. На этом виде топлива также работают 98% автобусов в Южной Корее, что уже дало положительные результаты. В этих и других странах рост потребления газомоторного топлива стимулируется различными налоговыми льготами, а также запретами и ограничениями использования дизельного топлива. В России по распоряжению Правительства РФ мегаполисы переводят автобусы на газ, отмечая его преимущества перед дизелем: меньшие затраты, предельно низкие выбросы угарного газа и несгоревших углеводородов, на 2-3% более низкий уровень шума и существенное снижение токсичности отработавших газов – например, в 3-4 раза только по окиси углерода.

Другой путь к экологической безопасности — гибридный автотранспорт. Как отмечает Денисов, гибриды снизят выбросы оксида азота примерно в 3, а твердых частиц – в 6 раз. Это же позволит снизить расход топлива до 25% и повысить скорость на маршруте.

Однако безусловный мировой эко-тренд в общественном транспорте на сегодняшний день – электрификация, путь, по которому сегодня идет Москва. По данным Международного союза общественного транспорта (МСОТ), 92% пассажиров главного парижского транспортного оператора RATP, которым довелось воспользоваться электробусом, уверены, что этот вид транспорта способствует улучшению качества воздуха.

Двенадцатимиллионный китайский мегаполис Шэньчжэнь не так давно полностью перевел на электробусы свой автобусный парк в 16,7 тысяч единиц. Проблема загрязненности воздуха в Китае стоит особенно остро, так как авторынок этой страны является крупнейшим в мире. Периодически накрывающий крупные города смог заставляет людей носить повязки, а рак легких является причиной каждой третьей преждевременной смерти.

В Москве первый электробус был запущен в 2018 году – сегодня, менее чем год спустя, на линиях работает более 100 таких машин. С 2021 года город будет закупать исключительно электробусы вместо обычных автобусов – по 600-800 единиц в год.

Электробус – самый современный и экологичный транспорт в мире — позволяет избавить город не только от выбросов, но и снизить уровень шума. Он тише обычных автобусов на 30%, а также требует на 10% меньше затрат на эксплуатацию, чем троллейбус. Кроме того, столичные электробусы оснащены климат контролем и доступны для маломобильных пассажиров.

Читайте также  Когда появилась земля во вселенной?

Электричество, газ или гибрид – на какой бы технологии ни был основан современный экологичный транспорт, он является, пожалуй, важнейшим шагом к чистому воздуху в городах, который нужен нам больше, чем можно представить. Ответственный подход к общественному транспорту и переосмысление нужды в личном автомобиле необходимо, чтобы сохранить планету для себя и будущих поколений. Опыт ведущих мировых стран показывает – будущее окончательно и бесповоротно за экологичным транспортом.

Как города решают проблему загрязнения воздуха от транспорта?

История опубликована 13/06/2018 0 Comments —> 6 минут

Благодаря Чемпионату мира по футболу крупнейшие российские города примут сотни тысяч гостей из-за рубежа и разных уголков страны. Какой воздух встретит их на шумных улицах и чем будут дышать местные жители после того, как футбольный праздник отгремит? Это зависит от того, как власти решают проблему загрязнения воздуха от неэкологичного транспорта.

К счастью, власти половины городов, принимающих Чемпионат мира, хорошо понимают необходимость развивать зелёную мобильность и движутся в верном направлении. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из их ответов на обращения Гринпис.

В Екатеринбурге действует автоматическая система управления городским пассажирским транспортом, в которой светофоры дают общественному транспорту приоритет на перекрёстках. В этом году власти обещают протестировать приоритетный проезд общественного транспорта и обустроить велодорожки при реконструкции дорог. Кроме того, администрация заинтересована в развитии электротранспорта, в том числе троллейбусов с удлинённым автономным ходом.

В Казани создана Комплексная схема организации дорожного движения на 2015-2020 годы с перспективой до 2030 года, в которой заложено сокращение выбросов парниковых газов. Город участвует в проекте Программы развития ООН «Сокращение выбросов парниковых газов в городах России». Предусмотрено создание 119 км велодорожек, и в 2016 году уже проложено 4,8 км.

Калининград при содействии Программы развития ООН участвует в проекте «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта». Среди прочих мероприятий проведены курсы обучения водителей общественного транспорта принципам экологического вождения. Власти называют трамвай одним из основных общегородских маршрутов, связывающих периферийные районы через центр, и планируют развивать сеть троллейбусов.

В Москве уже несколько лет действует запрет на въезд грузовиков ниже Евро-3 на ТТК, ниже Евро-2 на МКАД. Более 83 % автобусов «Мосгортранса» соответствуют современным экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Используется 149 современных трамваев «Витязь-М». На парковках установлено 78 зарядных станций для электромобилей, и в следующем году должны установить ещё 79. Кроме того, Дептранс называет одной из своих ключевых целей обустройство велодорожек, которые соединят соседние районы и рекреационные зоны, а также позволят свободно ездить внутри районов.

В администрации Ростова-на-Дону убеждены, что «традиционные подходы к решению проблем заторов только путём увеличения пропускной способности улично-дорожной сети являются неэффективными и приводят только к временному улучшению ситуации», поэтому они также вели разработку схемы дорожного движения на период 2017-2032 годы в рамках проекта Программы развития ООН. Сейчас общая протяжённость велодорожек в Ростове-на-Дону — 12,7 км, но в планах — увеличить её до 25 км. А ещё за последние два года были куплены 29 низкопольных трамвайных вагонов.

Санкт-Петербург. Фото © Вероника Якуба / Greenpeace

Власти Санкт-Петербурга готовятся стимулировать развитие электротранспорта совместно с центром «Сколково». В 2017 году они приобрели 91 троллейбус и 29 трамвайных вагонов. В городе действует ограничения въезда грузового транспорта. Запланировано развитие сети перехватывающих парковок и зоны платных парковок (правда, бюджетные ассигнования до 2020 года на это не предусмотрены и сроки не определены). В 2017 году построено 39,4 км велодорожек, а план на этот год — ещё 39,6 км. С 2017 года работают пункты проката велосипедов.

В других городах власти вроде бы и понимают, что решать проблему загрязнения воздуха нужно, но делают для этого недостаточно.

Например, Самара в 2014-2017 годах закупила 225 автобусов большой и средней вместимости, работающих на газомоторном топливе, 101 троллейбус и 30 трамвайных вагонов. Но о каких-то особых мерах поддержки общественного транспорта и велосипедного движения местные власти нам не рассказали.

В Волгограде есть 313 трамваев и 210 троллейбусов, а администрация резонно называет их «самыми экологически чистыми» по сравнению с другими видами транспорта. Кроме того, создаются велопарковки и велодорожки, интегрированные в городскую дорожную сеть. Хотелось бы услышать ещё что-то о том, как власти планируют снижать количество поездок на личных автомобилях.

Нижний Новгород. Фото © Greenpeace

Ещё сильнее нас расстроило письмо от администрации Сочи, из которого мы узнали, что 365 единиц местного общественного транспорта относятся к классу Евро-5, 486 — Евро-4, 198 — Евро-3, но «единовременная замена подвижного состава в условиях дефицитного бюджета не представляется возможным». Администрация города также отметила, что следование рекомендациям Гринпис и принятие стратегии, «которая обеспечит снижение выбросов загрязняющих веществ к 2030 году, не относится к полномочиям администрации города Сочи».

Впрочем, ответов из Нижнего Новгорода и Саранска в отведённый законом срок мы вообще не получили, и остаётся лишь гадать, почему так произошло, и как власти этих городов относятся к «зелёной мобильности».

А что думают об этом жители городов?

Чтобы лучше понять ситуацию, в мае Гринпис также задал вопросы о загрязнении воздуха и развитии транспортной системы жителям России. Вот как откликнулись на наш соцопрос люди из городов, где пройдёт Чемпионат мира по футболу.

В большинстве городов Чемпионата мира по футболу люди недовольны качеством воздуха. В Москве их 82 %, в Санкт-Петербурге — 77 %, в Казани — 60 %. При этом Сочи и Калининграде недовольных качеством воздуха меньше всего — 22 % и 42 % соответственно.

С тем, что главной причиной загрязнения воздуха является автотранспорт, согласны большинство респондентов из городов Чемпионата мира. В Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону утвердительно на этот вопрос ответило более 80 % участников опроса.

Мы поинтересовались у людей и тем, насколько они довольны мерами властей по улучшению транспортной ситуации. Здесь городским администрациям явно есть куда стремиться: в Ростове-на-Дону довольных оказалось всего 13 %, а в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде и Волгограде — около 20 %. Больше всего довольных живут в Казани (38 %) и Сочи (34 %).

Самым больным вопросом для жителей почти всех городов стало недостаточное развитие велоинфраструктуры. Если в Москве о её наличии знают 74 % опрошенных, то в Нижнем Новгороде — только 10 %, в Санкт-Петербурге — 48 %, в Екатеринбурге — 31 %.

Удобство, безопасность, протяжённость, доступность и связанность веломаршрутов вызывает недовольство во всех городах Чемпионата мира: в Волгограде протяжённостью и связанностью маршрутов для велосипедов недовольны 94 %, тогда как в Москве — около 50 %. Хотя на фоне других городов ситуация с велоинфраструктурой в Москве всё же лучше. По некоторым параметрам также выделяется Сочи. Однако в целом ситуация плачевная, и властям всех городов без исключения есть над чем работать.

Фото © Ruben Neugebauer / Greenpeace

Также мы спрашивали людей об удобстве, комфортности, безопасности, доступности общественного транспорта. Во всех городах Чемпионата мира наибольшие нарекания вызывает экологичность общественного транспорта. Во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, людей также крайне беспокоит комфортность общественного транспорта. Наибольшие вопросы экологичность общественного транспорта вызывает у жителей Сочи (ей довольны лишь 17 %) и Ростова-на-Дону (20 %), тогда как в Москве этот вопрос заботит 50 % опрошенных. Зато с доступностью общественного транспорта проблем нет — в городах Чемпионата мира ей довольны по 80-90 %.

Пешеходная инфраструктура в городах Чемпионата мира в целом оценивается положительно, хотя в Нижнем Новгороде и Волгограде благоустройством пешеходных зон довольны меньше половины опрошенных. Лучше всего дела обстоят в Сочи, Москве и Калининграде.

Мы благодарим всех участников опроса и городские администрации, которые полно ответили на поставленные вопросы. Решить проблему загрязнения воздуха транспортом, удастся только в том случае, если этого потребуют сами жители крупных городов, а власти будут готовы к диалогу.

Чтобы в наших городах было легче дышать, нужно развивать экологичные альтернативы личным авто: делать общественный транспорт доступным для всех горожан, расширять сеть велодорожек и велопарковок, станций городского велопроката, строить пешеходную инфраструктуру и пешеходные переходы там, где это удобно людям.

Именно такие требования Гринпис выдвигает к властям российских городов. Чтобы поддержать их, подпишите нашу петицию.

Результаты опроса общественного мнения и администраций крупных городов России «Как решается проблема загрязнения воздуха от городского транспорта?» – .PDF документ, 18 Mb

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: